Дискотека как форма молодежного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования–исследовать дискотеку как форму молодежного досуга в истории и современности.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования определены следующие задачи:
1. Изучить историю становления и развития дискотек.
2. Выявить особенности и основные составляющие дискотеки как формы молодежного досуга.
3. Исследовать деятельность ночных клубов как формы молодежного досуга.

Файлы: 1 файл

Нормальная и точка.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

      А «подпольные» дискотеки тем временем процветали и развивались параллельно  с обычными танцами посредством  завозимых с Запада грампластинок  и одежды, которая в корне отличались от одежды в  СССР преимущественно  серо-черных тонов. Это было запретно, но от того таким притягательным, и  далеко не каждому суждено было попасть  на такую вечеринку. Но из-за политических изменений в государстве столь  жесткие запреты на западную культуру ослабились, четкие рамки были стерты. Также возникновение в СССР дискотек имело и социальные корни. Это  был протест против устоявшихся  форм молодежного досуга - против многочисленных кружков, обязательных секций, отчетов-концертов. Молодежи хотелось общения неформального. Дискотеки давали возможность молодежи отдохнуть после тяжелой трудовой недели, познакомиться с музыкальными новинками, а самое главное, предоставляли  возможность общения со своими сверстниками.[15]

      Постепенно  дискотеки, проводившиеся на уличных  танц-площадках и в зданиях ДК стали трансформироваться. Начиная от качества музыки до смещения временных рамок – вся музыкальная и танцевальная жизнь СССР вскоре начала искать для себя новые клубные формы. Ими стали дискоклубы, которые трансформировались в ночные клубы, которые в наше время осуществляют реализацию такого рода досуга. 
 
 

    §1.2. Особенности и основные составляющие дискотеки как формы молодежного досуга

     В процессе исследования было выявлено, что самой популярной и востребованной формой молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека, однако, важным моментом в исследовании является выявление особенностей и основных составляющих дискотеки как формы молодежного досуга. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований.[4]

       Известно, что посещение дискотечных  вечеров превышает количество  посещений других видов клубных  мероприятий. Поэтому вопросы  организации и совершенствования  молодёжного музыкального досуга  являются очень актуальными. Это  в первую очередь касается  дискотек маленьких городов и  деревень. Уровень материальной  базы на периферии очень не  высокий. В этом и есть существенная  разница между крупным городом  с огромным множеством частных  дискоклубов и маленькими городами  и посёлками с их дискотеками.

     Дискотека - культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте (зрелищном или увеселительном учреждении) либо на открытом воздухе (танцплощадке).[4]

     Нужно отметить в понятие отдельно 3 составляющие его:

- культурное  – означает, что поддерживает искусство, ведь эти понятия неразрывны;

- развлекательное  – направленное  на получение максимума удовольствия;

- танцевальное – музыка и танец неразделимы, особенно в молодежном возрасте.

      Все вместе – это программа дискотеки.

      Чтобы собрать все эти понятия вместе понадобились годы. Сравнительно недавно  появилась новая галочка в  истории под названием – «дискотека», поэтому характерно, что первые опыты  теоретического и методического  осмысления практических поисков в  этой области принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки. [9]Так как дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед творческим человеком  целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др.[5]  Именно так должен формироваться характер молодого человека.

       Дискотека обладает рядом специфических особенностей, выделяющими её из остальных форм организации социально-культурной деятельности:

1. Организация,  почти всегда, только на основе  музыкальных интересов и предпочтений;

2. Развлекательная  направленность;

3. Рекреативный  характер деятельности;

4. Удовлетворение  духовных потребностей (в общении,  прослушивании музыки и т.д.);

5. Возрастная  характеристика;

6. Частота  и обязательность посещения не  регламентируется;

7. Организована частным образом.

       При этом одной из важнейших характеристик  является атмосфера, которую можно  определить как специфическое культурное пространство, образованное за счёт взаимодействия людей, близких по своему социальному  статусу и интересам; приятной музыки; оригинального дизайна.[11]

       Существуют определённые составляющие, необходимые при организации  дискотеки, как в сельском клубе,  так и в современном ночном  клубе:

       - танцпол,

       - DJ-стойка или пульт управления пластинками,

      Ознакомившись  с исследованиями Адаховской было выявлено, что дискотека – это досуг именно молодежи. Среднестатистический посетитель дискотеки - это неженатый/незамужний человек (пол не имеет значения) в возрасте от 18 до 30 лет, имеющий самостоятельный заработок или подработку, обеспечивающий ему средний уровень дохода.[2]

Но всех посетителей можно разделить  на 3 категории:

1. «Вечно  ищущий» - характеризуется постоянством посещения и положительным отношением к развитию ночной клубной жизни.

2. «Успокоившийся» - характеризуется постоянством посещения, однако равнодушен к дальнейшему посещению ночных клубов, из-за чётко сформировавшихся предпочтений.

3. «Выпадающий» - характеризуется отрицательным отношением к развитию ночных клубов, не намерен их посещать в дальнейшем.

К первому  типу относятся - 27% посетителей, ко второму - 44% и к третьему - 29%. Среди посетителей  ночных клубов присутствуют 3 типа мотивации  посещения. К первому типу относится  социальная мотивация - это мотивы социальной значимости взаимодействия индивидов  во внутриклубном пространстве. Доля этой мотивации составляет 67%. Ко второму  типу относится нонконформная мотивация - это мотивы противостояния традиционной социальной среде. Доля этой мотивации составляет 20%. К третьему типу относится статусная мотивация - это мотивы престижа и моды посещения какого-либо вида ночных клубов. Доля этой мотивации составляет 12%.

      На  базе этих данных можно сказать, что  дискотека по своей форме является уникальным мероприятием. Совокупность его особенностей нельзя отнести  ни к одному виду досуговой деятельности. А к основным составляющим можно присоединить большое количество дополнительных, но не маловажных составляющих.

 Например, таких как:

- сцена,  для приглашенных звезд, для  танцевальной или конкурсной  программы

- бар,  или даже несколько барных  стоек (в зависимости от размера  клуба и наполняемости посетителями);

- чилаут, удобное место для отдыха  с  тихой музыкой;

- VIP-ложи  для самых почтенных гостей;

- подиумы  для танцовщиков;

- место  для курения;

- гардероб;  и другие, в зависимости от  концепции заведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Трансформация  дискотеки как формы молодежного досуга 

     §2.1. Ночные клубы как форма молодежного досуга 

       Все культурные и досуговые программы  находятся в зависимости от политико—экономического  и социально-культурного положения  страны в тот или иной период своей  истории. После распада СССР в 1991году в наше государство мощным потоком  хлынули всевозможные течения и  направления, касающиеся практически  всех сфер жизни человека. Особенно эти изменения проявились в полной мере в сфере культуры и искусства.90-е  годы стали временем расцвета клубной  жизни в России, когда открывались  многочисленные клубы самых разных направлений. Растущая экономика повысила потребность горожан в качественном отдыхе и ночных развлечениях.

       На  этом фоне развитие дискотек продолжало бурно развиваться и нашло  для себя инновационную форму  – ночной клуб. Ночные клубы - это феномен ХХ века. Современные ночные клубы прошли путь от элитарных американских джазовых заведений 20-х годов ХХ века до массовой индустрии, которая реализует право каждого активного горожанина на качественный отдых и бессонную ночь. Название «ночной клуб» сейчас наиболее популярен нежели «дискотека».

             Изучая историю  ночных клубов нужно отметить такой  элемент, который мы считаем основным в трансформации дискотеки в  ночной клуб -  развитие ди-джейства, а также смешение временных рамок  данного мероприятия и переход его в разряд ночных. Стимул к развитию ди-джейства в 30-е годы ХХ века, тогда же появилось английское слово discjockey. Сегодня ночной клуб уже трудно себе представить без ди-джеинга и мощных световых потоков, в мире ночных клубов  сложилось собственное понятие о респектабельности. И оно основывается на традициях, подкрепленных временем и долгом развитии индустрии танцевальных ночных развлечений. В те годы discjockey просто следил за работой специальной машины, которая проигрывала виниловые диски. Сегодня DJ ночного клуба - это культовая персона городской ночной жизни и центр притяжения клубной жизни, тот, кто творит клубную музыку и задает темп и ритм вечеринки. Виниловая пластинка стала символом первых ночных клубов, уже к40-м годам ХХ века, всего через десять лет после появления ди-джейства, живая музыка была вытеснена из ночных клубов ди-джейскими экспериментами с виниловыми пластинками. Ночной клуб привлекал своих посетителей музыкой, способной почувствовать их настроение и подстроиться под него. Ди-джей делал клубную музыку гибкой и восприимчивой к настроению посетителей. [9]

       DJ стал незаменимым «дирижером»  ночной жизни, а его работа - стандартом качества ночного  клуба. Сегодня должность DJ в  ночном клубе обладает привлекательностью  и респектабельностью, которую первые  ди-джеи даже не могли себе  вообразить. Танцы под музыку, произведенную  из виниловых дисков, стали нормой  клубной жизни ближе к 50-м  годам ХХ века. Тогда же, но  уже не в Америке, а в Европе, во Франции появилось название - ночной клуб, в котором главное  - это музыка виниловых пластинок  и танцы под нее. Дискотека  стала одним из самых распространенных  видов клубной жизни в европейских  и американских городах, и способствовала  тому, что на основе дискотечного  стиля и дискотечного образа  жизни сформировалось новое музыкальное  направление - disco. Микс - неотъемлемая  часть клубной культуры стал  изобретением 60-х годов ХХ века. Тогда ди-джейское искусство переживало  настоящий бум, а техника произведения  музыки была значительно усовершенствована.  Клубная музыка пошла без пауз, единым потоком, а новые технические  системы микширования музыки  позволили проявиться творчеству  ди-джеев. Новым явлением, своим  возникновением обязанным ночным  клубам, стали хит-парады.[11] Миксы и хит-парады вышли за пределы ночной клубной жизни и стали частью современной музыкальной культуры. То же можно сказать и о музыкальных эффектах, таких как царапины scratch - они нашли применение и за пределами клубной музыки и стали частью городской музыкальной культуры. Американские клубы стали первыми, при которых открылись школы ди-джеев и стали складываться стандарты и направления в клубной музыке.

       В России ночные клубы в короткий срок проделали весь тот путь развития, который они прошли в мире. Первые ночные клубы были относительно элитарными, в них мог попасть далеко не каждый. И предназначались они  для публики, которая отдает предпочтение рок или джазовой музыке. Рок-клубы были наиболее престижными и известными советскими клубами.[5]

       Первые  советские ночные клубы тяготели к дискотечному формату: в них  играла эстрадная музыка, акцент делался  на танцпол и живые выступления  рок или джазовых групп, публике  предлагались коктейльные напитки. Живая музыка была именно тем, к чему стремилась публика, посещавшая советские  ночные клубы. Гвоздем программы  в этих заведениях обычно служили  живые концерты рок-групп.

       Смены клубного формата в России была обусловлена  проникновением ди-джейской культуры и микшерных технологий в клубную музыку и жизнь в конце 80-х-начале 90-х гг. Первая советская вечеринка, проведенная по западным клубным стандартам состоялась в Ленинграде в 1989 году. На ней выступал ди-джей, нежелательную публику отсеивал facecontrol, а свободным вход был только для тех, кто получил специальные приглашения.[3]

Информация о работе Дискотека как форма молодежного досуга