Деятельность Солона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 05:40, реферат

Описание работы

Знаменитый афинский законодатель и поэт Солон считался в древности одним из «семи мудрецов». Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Файлы: 1 файл

Солон.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Граждане разделились  на три враждовавшие группы, или  партии. К первой партии принадлежали жители плодородной равнины близ Афин, главным образом эвпатриды; они хотели возвращения досолоновских  порядков, то есть желали вновь закабалить крестьян. Во второй партии были жители приморской полосы-торговцы и ремесленники; они стояли за новые, солоновские порядки. Наконец, в третьей партии были крестьяне горной части Аттики, требовавшие передела земли. К этой партии примыкали и городская беднота и часть торговцев, смертельно ненавидевшая богатых. Во главе партии стоял дальний родственник - Солона Писистрат, знаменитый полководец, победитель в войне с мегарцами.

Афины еще управлялись  по законам Солона, но многие недовольные  стремились к государственному перевороту.

Таким было положение  в Афинах, когда возвратился из странствований Солон. Граждане оказали  ему почетный прием, так как они  помнили об его заслугах.

Солон был уже стар и не мог, а может быть, и не хотел выступать перед народом и вмешиваться в борьбу партий. Он по-прежнему старался примирить противников.

Вождь крестьян Писистрат, по-видимому, внимательнее других прислушивался  к словам Солона. Это был честолюбивый, умный и деятельный человек. Он считал, что, только взяв силой власть в свои руки, он сможет выполнить. справедливые требования бедняков.

Солон вскоре разгадал честолюбивые замыслы Писистрата, стремившегося  стать тираном, и старался его  образумить. "Если бы вырвать из сердца Писистрата стремление к господству, - говорил Солон, - то он был бы лучшим из граждан".

В 560 г. до н.э Писистрат завладел акрополем и сделался тираном.

Противники Писистрата бежали из Афин. Солон же вышел на площадь и обратился к согражданам  с речью. Он порицал глупость и  податливость людей и советовал не отдавать родину и свободу в руки тирана. Но народ не желал слушать его предостережений, так как верил обещаниям Писистрата.

Тогда Солон вернулся домой, взял свое оружие и положил  его на пороге со словами: "Пока мог, я защищал родину и закон, а теперь я старик".

Друзья Солона уговаривали  его покинуть отечество. Они говорили, что тиран может казнить его. Солон отвечал, что он уже в  таком возрасте, когда не боятся смерти. Однако Писистрат, против ожидания, стал оказывать Солону уважение и  даже сделал его своим советником.

Писистрат оставил в  силе большую часть законов Солона и сам первый показывал пример повиновения им. Так, однажды, когда  он был тираном, его привлекли  к суду по обвинению в убийстве. Он пришел в суд для своей защиты как обычный гражданин, но обвинитель, из страха, не явился.

Так как все действия Писистрата были направлены на благо  бедняков и простого народа, то Солон  хвалил распоряжения тирана. Народ  же сохранил благодарное воспоминание о времени правления Писистрата, как о "золотом веке".

Под конец своей жизни  Солон занялся литературой. Теперь я нахожу удовольствие, - писал он в одном стихотворении, - в занятиях поэзией:

Милы теперь мне дела Афродиты, рожденной на Кипре, 
И Диониса, и Муз - все, что людей веселит.

Солон умер глубоким стариком. Он был выдающимся государственным деятелем и поэтом.

Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и  спасли их от кабалы. Но власть в государстве не перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы.

II раздел.

Ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихов должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк. Писал Солон ямбы и эподы, но главным у него является элегия, куда он внес новый элемент — гномический. Главными темами элегий Солон принимал моральные, социальные и политические вопросы. Поэтическое творчество Солона было тесно связано с его политической деятельностью и выполняло публицистические функции. Солон высказывал свои мысли в трохеях, литературную форму которым придал Архилох, а также в элегиях, порой напоминающих о Каллине и Тиртее. Многими своими идеями он обязан Гесиоду. От творчества Солона сохранились только фрагменты. В поэзии Солон выражал свои политические взгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение. Он также выступал в роли наставника соотечественников и моралиста, благодаря чему его причислили к семи мудрецам. По сохранившимся (главным образом в биографов Солона, например в Плутарха, и Аристотеля в Афинской политии") отрывкам его элегий мы можем составить представление о нем и о его нравственной философии. Подобно другим "мудрецам" того времени, Солон интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей: ему приписывалось выражение: "все в меру". Благодаря своим элегиям, Солон приобрел известность как сторонник необходимых реформ. Свои политические и этические взгляды Солон формулировал так же и в стихах.

Через все творчество Солона проходит мысль о том, что стремление к деньгам и богатству составляет, пожалуй, неотъемлемое свойство человеческой натуры. Все хотят их иметь: бедняк, чтобы выбраться из бедности, богач, чтобы увеличить его вдвое-втрое, если повезет, то и более. Стремление к корысти и прибыли для многих оказывается непреодолимым. Это как болезнь. Понимая, что богатство с собой в Аид (могилу) не унесешь, тем не менее все хотят иметь больше серебра и золота. Ведь деньги дают возможность приобрести землю, собственность, коней, богатые особняки, дают возможность угождать «чреву, бокам, ногам», да и всем прочим членам. Но оказывается, виной тому вовсе не люди, а боги (ах какие замечательные боги!). Солон и сам хочет, чтобы боги принесли ему богатство. Правда, он оговаривается: жаждет не любых денег, но лишь денег справедливых. Увы, многие готовы добиваться денег, богатства любым, в том числе и нечестным, путем. Поэтому жажда богатства и пороки очень тесно связаны со злонравием. Богатство, большие деньги – это злая сила. Потому она чаще всего и послушна корыстным и неправедным людям. Честный человек больших денег не имеет. Богатство зачастую добывается с помощью несправедливостей и обмана. Тот, кто стремится к богатству, становится зломыслящим и подлым, портя народ и воздух.

Солон представляет человеческую жизнь как последовательный ряд отдельных ступеней. Этой теме он посвящает одну полностью сохранившуюся элегию, где, разделив жизнь человека по седьмицам, подробно характеризует каждый из десяти семилетних периодов. Особый интерес представляет элегия, в которой Солон затрагивает основные вопросы человеческого существования. Она начинается с молитвы к Музам, к которым поэты обычно обращались за правдивым рассказом о прошлых событиях. Но в отличие от эпических певцов Солон ждет от Муз награды и доброй славы; именно Музы должны оценить его деятельность, направленную на достижение блага и справедливости, так как основным своим помощником в этом трудном пути к прекрасной цели он, Солон, выбрал поэзию. Подобно Архилоху поэт говорит о своем желании быть другом для друзей и ненавистным для врагов. Рассуждая о богатстве. Солон делит его на справедливое и несправедливое. Он мечтает о справедливом и называет его даром богов. Всякое несправедливо нажитое богатство, говорит Солон, повлечет за собой жестокое наказание. Расплата может последовать не сразу и обрушиться на далеких потомков, но приход ее неминуем. Всякая человеческая деятельность, по мнению Солона, таит в себе опасность, так как исход ее обычно для человека неясен:

Всякому делу опасность  присуща, никто не предвидит, 
Дело едва лишь начав, как оно после пойдет.

Для того же, чтобы избегнуть  несчастий и непорядка в жизни, человеку следует соблюдать меру, так как чрезмерность и пресыщение порождают заносчивость и надменность («гибрис»), за которыми следует преступление и катастрофа. 
Солон не был бы сыном своего времени, если бы усомнился в беспредельном могуществе богов. Но, призывая людей к активной деятельности, к соблюдению порядка и меры, он на них самих возлагает ответственность за совершенные ими деяния. В этом требовании разумных и соразмеренных человеческих действий в соответствии со справедливостью — основное жизненное кредо поэта. Все эти представления, впервые четко и последовательно изложенные у Солона, в дальнейшем будут развиты в аттической трагедии. 
Ошибочно было бы считать Солона, законодателя и поэта, бесстрастным моралистом или проповедником аскетизма. Вся его поэзия проникнута безграничной любовью к жизни и стремлением воспринимать ее во всем многообразии. Так, на склоне лет он радуется тому, что «в старости с каждым я днем многому снова учусь». Но возраст не препятствует наслаждаться радостями жизни: «Любы мне и теперь Афродита, Дионис и Музы, все те, кто людям несут радость — источник утех».

Имя Солона стало у  греков нарицательным именем идеального эллина, гражданина и человека, носителя ясного жизнеутверждающего мировоззрения. В VI в. Солон сделался одним из героев народного сказания о семи мудрецах.

III раздел.

Народ созвал я, слова дав ему залог;

Скажите ж, в  чем нарушил это слово я?

Свидетельницей  будет пред судом времен

Из всех богинь Олимпа величайшая,

Святая наша матерь, черная Земля:

Расставленных повсюду крепостных камней

С нее я снял обузу, возвратил рабе

Свободу . Многих я сынов ее вернул

В Афины, в их отчизну богоданную,

Что на чужбину были проданы: одни -

Законно, а другие - силою господ.

Вернул и  тех, что в страхе бросились бежать

И уж забыли речи звук аттической

В скитаньях  долгих; тех же, что внутри страны

Влачили иго  рабства недостойного,

Господ надменных  прихоти покорствуя,

Свободой снова  одарил я . Вот чего

Достиг я, силу с правдой сочетав, и все,

Что обещал, свершил  я. Я сравнил затем

Перед лицом закона добрых и худых ,

Тех и других заветам Правды подчинив.

А если бы другой кто захватил рожон,

Муж хитрый, алчный, в средствах неразборчивый,

Он черни  не сдержал бы, замутил бы град -

И незаметно  с гущи снял бы жира слой.

 

Перевод Ф.Ф. Зелинского

К воинским элегиям можно  отнести упомянутый выше фрагмент, связанный с выступлением Солона во время войны за Саламин. В более длинном ямбическом отрывке Солон как бы представляет отчет о своей деятельности. Он призывает в свидетели «черную землю, мать олимпийских богов», которую он освободил от тяготивших ее межевых столбов. Она была рабыней, а теперь свободна. Солон гордится тем, что он вернул гражданские права афинянам, которые были проданы в рабство за долги и «уже забыли аттическую речь». Он считает своей заслугой установление единого закона для всех и напоминает, что другой на его месте стремился бы получить власть тирана, а все достижения реформы присвоил бы себе. В трохеических тетраметрах (фр. 16,13, 21) он отвергает упреки в том, что оказался глупцом, ибо не сумел воспользоваться случаем, чтобы стать тираном. Солон полагает, что может гордиться своими поступками, поскольку он поставил общественные интересы выше личных. А тем, кто полагал, что он должен пойти в реформах еще дальше (в том числе произвести передел земельных участков), отвечал, что он дал народу столько власти, сколько было надобно (фр. 5), и не стоит превышать меру. Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости. Всякое же излишество рождает гордыню (hybris), причину всех неудач. Следовательно, виной всему является глупость.

В «Советах Афинянам»  Солон изображает несчастное состояние  Афин до его реформ, рисует алчность, пресыщенность знати и грозит большими бедствиями для всего народа, могущими возникнуть в результате ее эксплуататорской практики. Солон проповедует меру, которую он выдвигает как принцип человеческой жизни других своих произведениях.

Элегия «Советы самому себе»  носит гномический, или нравоучительно-афористичный характер. Он высказывает здесь мысль  о том, что счастье заключается  в славе и богатстве, но в сочетании  со справедливостью. Также высказывает  Солон мысли, свидетельствующие о его любви к жизни, о его бодром отношении к треволнениям жизни, его постоянном стремлении к учению и о склонности к «делам Афродиты», несмотря на возраст.


Информация о работе Деятельность Солона