Деятельность Солона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 05:40, реферат

Описание работы

Знаменитый афинский законодатель и поэт Солон считался в древности одним из «семи мудрецов». Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Файлы: 1 файл

Солон.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

                                                     Солон                              Караваева К.С.,А-121

                                             VII-VI вв. до н.э.

I раздел.

Знаменитый афинский законодатель и поэт Солон считался в древности одним из «семи мудрецов». Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. О детстве и юности Солона мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья за морем. Он отправлял в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары чужих стран.

В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. Это были богатые аристократы, а также состоятельные и предприимчивые купцы из народа. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, побывавшему в чужих краях, который приобрел знания и жизненный опыт, сограждане относились с уважением.

Однако Солон ездил  за море не только ради наживы, но и  для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье. Он говорил:

Равно богаты те люди - и  кто серебро в изобилье с златом имеет, поля на хлебородной земле, коней и мулов, но также  и тот, кто одно только может - 
Досыта, вкусно поесть, вволю потом отдохнуть. 
В другом месте Солон говорит: 
Также стремлюсь я богатство иметь, 
Но владеть им нечестно 
Я не хочу: наконец. 
Правда ведь все же придет.

Хотя Солон сам разбогател (так как его поездки были удачны), он считал, что доблесть и доброе имя выше богатства:

Много людей и худых  богатеют, а добрые - бедны. 
Но у худых ни за что не променяем своей 
Доблести мы на богатство: она ведь при нас неизменно, 
Деньги ж сегодня один, завтра захватит другой.

Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу партий. Простой народ не имел земли и находился в кабале у кучки знатных (эвпатрйдов). Народ боролся против эвпатридов, требуя земли и свободы. Солон сразу же стал на сторону народа и вскоре приобрел его уважение; простые люди видели в нем своего защитника. Свой чудесный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихах, которые тогда всякий знал наизусть, поэт внушал борющимся сторонам необходимость взаимных уступок и примирения ради блага родины, а впоследствии разъяснял смысл и цель изданных им законов.

В это время афиняне  вели долгую и тяжелую войну с  соседним городом Мегарами за остров Саламин. Остров этот закрывает путь кораблям в Афины и из Афин. Мегарцы, владевшие островом, могли мешать привозу хлеба в Афины (своего хлеба в Афинах не хватало); городу грозил голод. Поэтому афиняне должны были овладеть Саламином, чтобы открыть свободный подвоз хлеба. Афинскому войску удалось на короткое время захватить остров, но внутренние волнения и борьба партий привели к тому, что афиняне не смогли его удержать.

Богатые эвпатриды, которые  правили тогда в Афинах, не нуждались  в заморской. торговле. Они издали закон, который под страхом смерти запрещал поднимать в народном собрании вопрос о Саламине.

Простой люд - матросы, городские ремесленники, торговцы, портовые рабочие, наоборот, стоял за продолжение войны, так как прекращение морской торговли для них означало разорение и нищету.

Солон во главе городского люда боролся за возобновление войны. Чтобы обойти закон, запрещавший поднимать вопрос о войне за Саламин, он притворился сумасшедшим. Как-то раз афиняне увидели странного человека в одежде глашатая, который вприпрыжку бежал к городскому рынку. Это был Солон. На рынке его окружила толпа зевак, слух о его помешательстве уже распространился по городу. Солон взошел на камень, с которого обычно говорили глашатаи, и вместо речи стал читать нараспев свое стихотворение:

Сам я глашатаем к  вам с Саламина желанного прибыл. 
Песнь - украшение слов вместо витийства принес.

Он говорил в этом стихотворении, что стыдится назвать  себя афинянином: ведь афиняне не могут  удержать в своих руках Саламин:

Скоро, глядите, про нас  и молва разойдется дурная, 
Скажут: из Аттики ты, предали где Саламин.

И затем Солон горячо призывает народ:

На Саламин поспешайте, сразимся за остров желанный, 
Чтобы скорее с себя тяжкий позор этот снять.

Народ с радостью откликнулся  на призыв Солона. Вскоре суровый закон  был отменен, и война возобновилась. Во главе афинского войска стал Солон.

Солон искусно старался доказать спартанцам древние права афинян на Саламин. Он ссылался на свидетельство гомеровской поэмы "Илиады", которую все греки столь ценили. В современном тексте "Илиады", записанном в Афинах около времени Солона, мы читаем, что в гомеровскую эпоху Саламин находился под властью афинян. Однако еще в древности считали, что это место поэмы - вставка афинян, сделанная ими, чтобы доказать свои права на остров Саламин.

Пятеро спартанских  судей, заслушав обе стороны, присудили  Саламин афинянам. Торжество афинян было полным. Имя Солона прославилось по всей Аттике. Он был признанным вождем городского населения, а теперь и крестьяне обращались к нему за помощью, так как они находились в тяжелом положении.

Хотя жители Аттики занимались сельским хозяйством, во время Солона стали уже развиваться и ремесла. В городе Афинах, кроме знатных (эвпатридов), жило много ремесленников, моряков и торговцев, а также иностранцев (метеков). Большинство богатых эвпатридов владело старинными родовыми землями и обрабатывало их с помощью рабов и свободных крестьян. В руках крестьян были только мелкие участки земли (клеры). Лучшие земли захватили эвпатриды, и крестьяне из-за скудости почвы зачастую с трудом могли прокормить свои семьи. Приходилось обращаться за помощью к эвпатридам, просить у них в долг семена, волов для пахоты и земледельческие орудия.

Многие крестьяне, измученные непосильным трудом, вынуждены были бросать участки, продавали своих  детей в рабство и бежали в  город. Наиболее отважные поднимали  вооруженные восстания против ненавистных угнетателей-эвпатридов, они требовали уничтожения долгов и возвращения своей земли.

Наконец, обездоленным крестьянам удалось объединиться с городскими ремесленниками и выбрать Солона архонтом (594 г. до н.э.).

Солон стал посредником между борющимися партиями. Он получил право "отменять или сохранять существующие законы и вводить новые".

Обе стороны возлагали  на него большие надежды. Крестьяне  считали его справедливым человеком  и верили, что он удовлетворит их нужды. Эвпатриды же полагали, что Солон, как выходец из их среды, не даст их в обиду. Приводили одно из его прежних изречений о том, что равенство не влечет за собой войну. Слова эти нравились и богатым и беднякам: одни надеялись, что получат согласно заслугам и доблести, другие ждали от законодателя справедливого передела земли и имущества.

Некоторые убеждали Солона сделаться единоличным властителем (тираном) Афин. Но Солон, отказался от таких предложений. Он говорил, что тирания - это крепость, из которой нет выхода: человек, силой захвативший власть в родном городе, не захочет от нее отказаться и неизбежно применит ее во зло согражданам. Впоследствии Солон, вспоминая это время, с гордостью говорил:

...Родину свою 
Пощадил я, тирании и жестокой силы в ней 
Не забрал, своей же славы не позорил, не сквернил, 
В том не каюсь: так скорее я надеюсь победить 
Всех людей.

Однако, отвергнув тиранию. Солон не проявлял излишней мягкости; там, где было нужно, он применял твердую  власть: он стремился соединить силу со справедливостью.

Однако Солон не хотел или не мог полностью удовлетворить справедливых требований обездоленного народа. Сам богатый человек, он считал, что простому народу нечего равняться с эвпатридами. Несмотря на просьбы крестьян, Солон возвратил только участки, захваченные за долги, а не увеличил крестьянские наделы за счет богачей, иначе говоря, он не произвел справедливого передела земли.

Крестьян, которые требовали  передела земли, он называл "вышедшими  на грабеж" и говорил, что нельзя на родных нивах

Дать худым я благородным 
Долю равную иметь.

С другой стороны, он убеждал  богатых перестать угнетать бедняков:

...Ныне умерить 
Гордость свою мы должны, сердце свое укротить, 
Будьте скромнее в желаниях, ведь мы, как вы знаете сами, 
Не захотим уступить...

Солон объявил, что хочет  только восстановить Древний "отеческий" порядок, а не нарушать его в пользу бедных. Объясняя свои реформы, он говорил потом:

Да, я народу почет  предоставил, какой ему нужен: 
Не сократил его прав, не дал и новых зато, 
Так же подумал о тех, кто силу имел и богатством 
Славился, чтоб никаких им не чинилось обид...

За это Солон рассчитывал  на благодарность на дружбу и признательность  знатных. Он говорил:

Чтоб правду горькую  сказать вам: никогда 
Народ того, чего достиг он, и во сне 
Не увидал бы... 
А те из граждан, кто повыше и сильней, 
Меня должны бы чтить и другом называть.

Прежде всего Солон  отменил все долговые обязательства  и запретил на будущее время долговое рабство.

В Афинах существовал  обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет.

Впоследствии Солон  писал об этом с гордостью в  свою стихотворениях:

Какой же я из тех задач  не выполнил 
Во имя коих я тогда сплотил народ? 
О том всех лучше перед времени судом 
Сказать могла б из олимпийцев высшая - 
Мать черная Земля, с которой снял тогда 
Столбов поставленных я много долге, 
Рабыня прежде, ныне же свободная. 
На родину, в Афины, в богозданный град 
Вернул назад я многих, в рабство проданных 
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных 
Безвыходной бежавших, уж забывших речь 
Аттическую - странников таков удел, - 
Иных еще, в позорном рабстве живших здесь 
И трепетавших перед прихотью господ, 
Всех я освободил. А этого достиг 
Закона властью, силу с правом сочетав, 
И так исполнил все я, как и обещал.

Эти меры Солона называются "сисахфия", что значат "освобождение от бремени".

Затем Солон приступил к преобразованию - государственного строя. До этого  времени власть в Афинах принадлежала эвпатридам. Народ не принимал участия в управлении государством. Все дела вершил совет знати (ареопаг), который назначал высших должностных лиц (архонтов). Суд также находился в руках знати. Народное собрание не имело почти никакого значения.

Таким положением в государстве  были недовольны не только крестьяне  и городская беднота, но и богачи - выходцы из народа. Недовольство стало  таким, что каждый день можно было ожидать взрыва народного гнева.

Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: "То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость".

Высшей законодательной властью  в Афинах теперь стало народное собрание. Но Солон не допустил, чтобы народ сам решал дела. Он создал особый совет четырехсот для предварительного обсуждения законов. Народ должен был только утверждать или отвергать предложенные ему проекты законов. Все же народное собрание оказывало большое влияние на ход дел,-так как от него зависело избрание высших должностных лиц. В народном собрании могли участвовать только полноправные афинские граждане; рабы, женщины и метеки не имели доступа в народное собрание.

Солон поощрял развитие ремесел. Для  того чтобы в стране не было нищих, он издал закон, по которому сын мог не кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу.

Законы Солона должны были действовать  в течение ста лет. Они были написаны на деревянных досках, вставленных  в четырехугольные рамки. Эти  рамки вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать.

Когда законы вошли в силу, к  законодателю стало приходить много  недовольных граждан.

Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той ни другой стороне. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от горькой нужды и тяжкого труда, и потому продолжали борьбу. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов.

Законодатель понимал, что в  таком важном деле трудно угодить  всем. Чтобы избежать дальнейшего  недовольства сограждан лично против него, он, по окончании реформ, решил уехать из родного города на десять лет. Под предлогом того, что ему нужно отправиться за море по торговым делам, Солон покинул Афины. По преданию, он перед отъездом взял с граждан клятву в том, что они в течение десяти лет не будут ничего менять в его законах.

Солон отплыл на остров Кипр, где ему оказал гостеприимство один из царей острова. Солон посоветовал  царю перенести столицу в другое место и отстроить ее красивее прежней. Царь согласился, и новый город был построен под наблюдением Солона.

Между тем после отъезда  Солона в Афинах снова начались волнения и борьба партий. Несогласия между  гражданами были столь велики, что они долго не могли избрать архонта.

Информация о работе Деятельность Солона