Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:50, контрольная работа
В рамках данной статьи нет места для подробного теоретического анализа того, как состояние глобальности влияет на религиозные процессы; я буду опираться на ряд важных обобщающих работ[1], выявляющих наиболее важные кросс-конфессиональные тенденции. Задача этой статьи состоит в том, чтобы попытаться приложить к буддизму ряд глобальных тенденций, характеризующих современные религиозные процессы, такие как, прежде всего, рост знаечния публичных религизных дискурсов; де-территориализация религиозности, ее растущий отрыв от конфессиональных традиций; складывание свободного рынка религий, функционирующего на принципе индивидуального спроса и выбора; измененеи институциональной структуры религий — появление религиозных сетей и релятивизация религиощзного авторитета, и так далее. Как реагирует буддизм на «состояние глобальности»? Каков, в случае буддизма, локальный ответ на это состояние — в духе того, что Рональд Робертсон называет «глокализацией»[2]? Каковы варианты буддийского «ответа» — а очевидно, что таких вариантов должно быть, по крайней мере, несколько, — и каковы позиции буддизма (точнее, разных его историко-культурных вариантов) в сравнении с другими крупными религиозными традициями?
В России, несмотря на консервативный
в целом стиль официальных
конфессиональных структур, в столицах
и в крупных городах, как и
других мировых культурных центрах,
буддизм существует в своей «глобальной»
форме в вне религиозных
Тем не менее, бытование буддизма в
посткоммунистических странах имеет и
определенные особенности, по сравнению
со всемирным опытом «глобального буддизма».
Российские опросы 1990-х гг. показали связь
интереса к восточным религиям (включая
буддизм) с либеральными ориентациями,
отрицавшими коммунистический истеблишмент.[55] Можно сказать, что буддийские
неофиты — это люди очевидно не авторитарного
сознания, которым более близки сравнительно
мягкие, локальные и частные формы сознания
и религиозных практик, чем, например,
господствующие в России православные
формы, с их более жесткими институциональными
структурами и национально-
Буддизм и самом общем плане несет в себе некую альтернативу глобальному порядку. Но это — «мягкая альтернатива», и даже такая альтернатива, которая легко вписывается в глобальный контекст как его собственное, внутреннее сомнение, как вариант «альтер-глобализма».