Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:56, доклад
Бронислав Каспар Малиновский - английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей английской функциональной школы в британской антропологии. Родился в 1884 г в Кракове (Польша). Окончил Краковский университет, где изучал физику и математику. В 1908 г. получил докторскую степень. Позже Малиновский отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.
Естественные науки были для него недоступны из-за, по его словам, слабого здоровья.
Многие древние общества не стремились разбогатеть и не увеличивали объемов производительного труда, хотя вполне могли бы это сделать. Древние греки философствовали, древние китайцы строили «великую стену», вырубали в скалах гигантские фигуры божеств, египтяне возводили пирамиды. Все это требовало времени и труда. Между тем, большинство народа жило в нищете. Если принять тезис Малиновского о функциональности всех явлений культуры, то нужно признать, что и фигуры каменных гигантов, и пирамиды, и человеческие жертвы были нужны обществу и функционально ему соответствовали. Но какого рода общественные потребности заставляли столь расточительно расходовать время, энергию и здоровье членов общества? Марксисты считали, что символические, культовые формы служат обычно укреплению власти правителя или власти господствующего класса. Но почему нельзя было использовать более простые и дешевые методы поддержания господства? По-видимому, все-таки не все в культуре полезно и функционально. Сама противоречивость исходных потребностей, многие из которых ускорены в коллективном бессознательном, приводит к появлению "дисфункциональных", то есть не имеющих ценности или даже вредных форм жизни и институтов.
Согласно Малиновскому,
функционализм — это орудие, «предварительное
условие полевого исследования и
сравнительного анализа явлений
в различных культурах», позволяющее
изучать различные аспекты
В книге «Аргонавты западной части Тихого океана» он констатировал, что конечная цель этнографа: « Мы должны изучать человека, и мы должны изучать то, что касается его самым интимным образом, то есть ту хватку, которую жизнь наложила на него... Может быть, поняв человеческую натуру в форме столь далекой и чуждой для нас, мы сможем пролить свет на нашу собственную культуру».