Бронислав Малиновский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:56, доклад

Описание работы

Бронислав Каспар Малиновский - английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей английской функциональной школы в британской антропологии. Родился в 1884 г в Кракове (Польша). Окончил Краковский университет, где изучал физику и математику. В 1908 г. получил докторскую степень. Позже Малиновский отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.
Естественные науки были для него недоступны из-за, по его словам, слабого здоровья.

Файлы: 1 файл

Малиновский.docx

— 25.84 Кб (Скачать файл)

Бронислав Каспар Малиновский - английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей английской функциональной школы в британской антропологии. Родился в 1884 г в Кракове (Польша). Окончил Краковский университет, где изучал физику и математику. В 1908 г. получил докторскую степень. Позже Малиновский отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.

Естественные науки  были для него недоступны из-за, по его словам, слабого здоровья.

Его отец - Люциан Малиновский - выдающийся филолог-славист. Бронислав воспитывался в атмосфере интеллигентов, которые не только высоко ценили свое национальное культурное наследие, но и знавших и постоянно использовавших несколько иностранных языков в поликультурной среде. Сам Малиновский владел польским, русским, немецким, французским, английским, итальянским и испанским языками. Проявлял постоянный интерес к экономике, теории культуры, семейно-родственным отношениям, первобытному праву, религии, этике, этнографической теории языка.

Огромное, по существу формирующее  личность, влияние оказала на Малиновского дружба со сверстником - С. И. Виткевичем, выдающимся писателем, мыслителем и художником. Впоследствии друзья рассорились, как оказалось, навсегда.

С 1910 по 1914 г он изучал антропологию и этнографию в Лондонской школе  экономики, общаясь во время учебы  с Дж. Фрэзером, Чарльзом Селигманом, Э Вестермарком и другими виднейшими специалистами в избранной им области.

Антропология оказалась  для Малиновского смыслом жизни: со временем именно он создал парадигму современной антропологии, именно он ввел в обиход интенсивную, длительную, требующую личного участия экспедиционно-полевую работу, выполняемую в присущей данному исследователю манере и в присущих исследуемому предмету условиях, без посредников.

Под влиянием книги  Джеймса Фрэзера  "Золотая ветвь" Малиновский увлекся этнографией и поставил целью создать научную теорию культуры.

Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации.

 С 1910 Малиновский начинает интенсивно заниматься проведением полевых исследований культуры австралийских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915-1918. Затем провел год на Канарских островах и два года в Австралии.  Его первая книга “Аргонавты западной части Тихого океана” (1922) повествует о культуре неизвестных племен, живущих в Новой Гвинеи. Эта книга стала поворотным пунктом в развитии социальной антропологии.  

Теория будет достоверна лишь в том случае, когда она  опирается на систематическое наблюдение и детальный анализ реального  поведения индивидов и групп  в живых, действующих обществах.

Малиновский вел  себя как ученый-естествоиспытатель.  Несколько лет он прожил среди туземцев, построил хижину в местной деревне и изнутри наблюдал повседневную жизнь островитян. Вместе с ними он ловил рыбу, охотился, выучив местный язык, активно общался, участвовал в праздниках, обрядах и церемониях. Он глубоко постиг местные обычаи, узнал верования, символы, установки, поведенческие реакции людей для того, чтобы показать глубокую внутреннюю связь всех этих проявлений изучаемой культуры.

Благодаря этому он пришел к очень интересным выводам. По Малиновскому, не так важно, что думает человек  по поводу своего поступка, но важно, чтобы  он поступал так, как предписывается общественными нормами. Основываясь на своем опыте практических исследований, Малиновский разработал методологию, согласно которой антрополог обязан некоторое время быть наблюдателем в обществе, которое он изучает.

Он стремился толковать те или иные проблемы конкретной культуры в терминах фундаментальных человеческих ситуаций, изучать функционирование отдельных элементов культуры внутри культуры как целого. Он понимал культуру как целостную интегрированную согласованную систему, все части которой тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, он требовал рассматривать каждый аспект культуры в том целостном культурном контексте, в котором он функционирует.

Подход, который  вводил в антропологическую науку  Б. Малиновский, был направлен на то, чтобы сделать антропологическое (культурологическое) исследование максимально  объективным и научным.

В качестве основного  метода исследования он предложил функциональный подход к изучению социокультурных  феноменов. Он считал, что функциональный метод, ориентированный на изучение живых культур позволяет избежать произвольных и необоснованных обобщений  и является необходимой предпосылкой сравнительною анализа.

Экспедиционно-полевые работы впоследствии не только принесли ему всемирную  известность, но и сделали его  «антропологом № 1».

Работы Б. Малиновского: «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922), «Магия коралловых садов» (1935), «Основы  веры и морали» (1936), «Научная теория культуры и другие очерки» (1944), «Магия, наука и религия и другие очерки» (1948).

Умер Б. Малиновский  в 1942 г. в Нью Хейвене (США).

 

Функционализм

Функционализм как метод  уже стар.  Малиновский писал: «Если мне и довелось внести какой-то скромный вклад, то состоит он в создании этикетки функционализма для уже  существующего корпуса научных  идей, методов и интересов…».  Дело в том, что он насчитывал, по меньшей мере, 27 предшественников, которые  в той или иной мере использовали функциональный подход при интерпретации  культурных фактов. Это Тайлор, Робертсон, Смит, Дюркгейм и др. Но ни один из них не использовал возможности функционального анализа в той мере, в какой это удалось сделать Малиновскому. В той мере, в какой это свойственной любому антропологическому подходу, функционализм исследует природу явлений культуры до того, как эти явления будут подвергнуты дальнейшим умозрительным манипуляциям.

В основе учения  Б.Малиновского была культура как целое и органичное в обществе, имеющее четкую функцию, а кроме этого система человеческих потребностей.

Прежде чес  перейти к теории следует выяснить, что же такое природа человека, каковы его потребности и какие  культурные ответы соответствуют человеческим потребностям.

Человек – как живой  организм – должен существовать в  условиях, которые не просто позволяют  выжить, но и обеспечивают нормальное протекание процессов обмена веществ. Ни одна культура не сможет продолжить своё существование, если группа не будет  постоянно пополняться новыми членами. Иначе культура погибнет, потому что  вымрут её носители. На все группы людей  и на всех индивидуумов в группе налагается некий минимум условий.

Итак, человеческая природа  – биологический детерминизм, который  на любую культуру и на всех индивидов  внутри неё налагает необходимость  реализовывать такие телесные функции, как дыхание, сон, отдых, питание, размножение. Базовые потребности можно определить как биологические условия и  условия окружающей среды, которые  должны быть выполнены для выживания  индивида и группы.

Биологический детерминизм  навязывает поведению человека некоторые  последовательности, которые должны быть включены в любую культуру, сколь примитивной, сложной или  простой она не была. Это импульс, акт и удовлетворение. Все три  фазы, являющиеся последовательность, присутствуют в каждой культуре. Их сочетание также неизменно и  постоянно, как постоянна и неотъемлема  физиологическая составляющая в  природе каждой фазы. Эти фазы необходимы для выживания организма и  для продолжения существования  данного сообщества.

Рассматривая некоторую  группу людей в целом, культуру и  существующих внутри этой культуры людей, мы должны рассмотреть каждую поведенческую  цепочку в её отношении к индивиду, организованной группе, традиционным ценностям. Потребности мы должны соотносить не с индивидуальным организмом, а  с обществом и культурой в  целом. Потребность, по Малиновскому, это  система условий в человеческом организме, существующем в культурном окружении, которые необходимы и  достаточны для выживания группы и организма, притом  что и тело, и культурное окружение связаны с природной средой.

Малиновский создал, так называемую, таблицу потребностей, в которой отразил базовые  потребности и культурные ответы.

Весь список, состоящий  из пар, предполагает, что понятия, составляющие пару по горизонтали, неразрывно связаны. Наше понимание потребности подразумевает  прямую корреляцию потребности и  ответа культуры на эту потребность. В любой культуре гармонично согласованны потребности и ответы. Потребности  в пище, воде, кислороде никогда  не выступают как изолированные  движущие силы, толкающие людей на их поиски, и точно так же люди не бывают озабочены только своими потребностями в телесном комфорте, движении или безопасности. В условия  культуры человек просыпается, ощущает  чувство голода, а завтрак его  уже ждёт или всё припасено, чтобы  его приготовить.  Организм приспосабливается  к тем специфическим обычаям, которые установлены в сфере  любой потребности. В организации  культурных ответов на потребности  эти обыденные способы поведения  приводят к организованным формам обыденного удовлетворения потребностей.

Теория культуры должна начинаться, согласно Малиновскому, с родовых или «базовых» потребностей человека, таких как потребность в пище, движении, физическом и психическом развитии, избавлении от боли. Из первичных потребностей в условиях общественной жизни вытекают «вторичные», т.е. некие «социальные императивы». Иногда они противоречат первичным потребностям, удовлетворяются ценой их ущемления. Социальные императивы - это потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Культура есть совокупность ответов на первичные потребности и социальные императивы. Функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребностям человека.

Над первичными потребностями  в добывании пищи, крова, обороны  и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а  культурные. Культура выступает как  инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и  одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.  
Следуя принципам функционализма, Малиновский считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление наделено функцией, надо только обнаружить ее. А что же такое функция? Функция всегда означает удовлетворение некоторой потребности, от простейшего акта еды до священного ритуала.

Все явления культуры проходят проверку временем и лишь постепенно институционализируются, «завоевывают место под солнцем». Конкурируя с  другими, они доказывают свою эффективность. Процесс этот осложнен тем, что разные люди и разные социальные группы могут  по-разному оценивать  полезность, правильность, справедливость одних  и тех же элементов культуры. В  культурном мире идет «борьба за существование». Выживают и удерживаются наиболее эффективные, универсальные ее элементы. Благодаря  этому, культура становится все более  компактной и монолитной.

Так, в примитивных культурах, где нет резкого социального  расслоения и сложных рыночных механизмов, действительно, культура однородна  и компактна. В больших современных  цивилизациях культура многослойна. Здесь  одной потребности могут соответствовать  разные «культурные ответы». Множество  культурных ответов на одну и ту же потребность выражает разнообразие человеческих склонностей и поэтому  вполне функционально.  Малиновский предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры. Его метод получил в науке название включенного наблюдения.

В любом из своих проявлений культурный процесс всегда включает в себя людей, находящихся в определённых отношениях друг к другу. Это значит, что они организованы, используют артефакты и коммуницируют друг с другом при помощи речи или иных символических средств. Таким образом, Малиновский пришёл к выводу, что  артефакты, организованные группы и  символика – три тесно связанные  между собой измерения культурного  процесса. Именно такой культурный процесс обладает целостностью, которую  мы не можем расчленить, изолируя от целого предметы материальной культуры, социальные связи или язык как  некую самодостаточную систему.

По мнению Малиновского, элементы культуры должны анализироваться  с точки зрения удовлетворения с  их помощью основных потребностей человека. Он считал, что человеческие общества отличаются друг от друга по своим физическим характеристикам и по своему “социальному наследию”, или культуре. Исследователь культуры должен попытаться разложить “социальное наследие” на компоненты и понять их соответствие друг другу, соотношение с человеческими потребностями и окружающей средой.

В ряде своих работ Малиновский  показывает, что функциональные элементы культуры - действия, идеи, вещи - могут  иметь символический характер. Символы  нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют  большой силы для индивидуального  сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и своего расчета. Но обществу важно, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались бы «стратегические» цели и интересы. Для этого нужны символы, святыни.

То есть функционализм  приводит к пониманию символов культуры, приводит к пониманию символов как функции особого рода.

Культура возникает из практических потребностей, но по мере ее развития все большая доля совокупной энергии членов общества направляется в русло творческой, духовной активности. Эмпирически установлено, что чем  больше доход, тем меньшая его  часть тратится на питание и удовлетворение необходимых нужд. Параллельно росту  дохода возрастают траты на досуг, спорт, образование.

Информация о работе Бронислав Малиновский