Авангардное направление в изобразительном искусстве Америки 20 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стоит) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерные поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное возражение традиций и абсолютизация новаторства.
Порожденный духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций.

Содержание работы

1. Введение.................................................................................................................3
2. К пониманию авангарда........................................................................................4
3. Основные направления.........................................................................................7
4. Музей современного искусства............................................................................8
5. Абстрактный экспрессионизм..............................................................................9
6.Гофман Ганс...........................................................................................................11
7.Элен Мария де Кунинг..........................................................................................12
8.Выводы....................................................................................................................13
9.Литература..............................................................................................................14
10.Дополнения...........................................................................................................15

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

План:

 
1. Введение.................................................................................................................3

2. К пониманию авангарда........................................................................................4

3. Основные направления.........................................................................................7

4. Музей современного искусства............................................................................8

5. Абстрактный экспрессионизм..............................................................................9 
6.Гофман Ганс...........................................................................................................11

7.Элен Мария де Кунинг..........................................................................................12

8.Выводы....................................................................................................................13

9.Литература..............................................................................................................14

10.Дополнения...........................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введенеие

 

Существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает. 
Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стоит) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерные поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное возражение традиций и абсолютизация новаторства. 
Порожденный духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, далекого социальным задачам, другие, напротив, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

2. К ПОНИМАНИЮ АВАНГАРДА

 

История авангарда сложна. Пестрое созвездие школ, групп, направлений  и течений, вспыхивающих в художественных столицах мира, ошеломляет каскадом фантастических красок, фрагментами пластических формул, гротесковой остротой образов. Каждое проявление авангарда выступает в богатой оправе эстетических, политических и социальных доктрин. Эхо яростных споров, теоретических дискуссий, а то и скандалов сопровождает любое выступление авангардистских художников, будь то публикация манифеста, демонстрация произведения или открытие выставки. Это представляется уже естественным, чуть ли не становится неким атрибутом авангарда в целом. Создается впечатление какого-то хаоса, обусловленного быстрой сменой вкусов, временами равной развитию моды. Но, освобождаясь от гипноза сенсационности, связанной не столько с подлинной природой авангарда, сколько с манерой его потребления в обществе, сталкиваешься с другим: борьба отдельных враждующих направлений оказывается преувеличенной, развитие — не столь быстрым, и, наконец, сама установка на принципиальную новизну нередко оборачивается лишь повторением того, что было.

Создан некий миф  об авангардизме, отражающий или его искреннее желание быть другим, или стремление апологетически настроенных критиков и историков представить его другим. В результате получается, что существуют собственная история авангардизма, еще плохо изученная, и изощренная спекуляция, перекраивающая ее в ритмах его собственных вкусов, где слишком много неясного, умышленно затемненного, мистифицированного. Не случайно, что ряд историков авангардистского искусства были непосредственно связаны с его художественной практикой.

Были написаны «экспрессионистические» и «сюрреалистические» истории искусства, затрагивающие не только проблемы XX в., но и предшествующих столетий, где барокко, романтизм и импрессионизм искажались в угоду весьма тенденциозной «эстетике истории». В «экспрессионистических» и «сюрреалистических» историях искусств отразились в первую очередь «мировые» притязания авангардистов, пытавшихся «опрокинуть» свой метод в прошлое. Однако именно на материале прошлого, изученного более полно и объективно, становится ясной манера интерпретации авангардистами действительных процессов. 
Миф об авангарде достоин особого внимания. Он не только плотной оболочкой вымысла закрывает историческую сущность авангардизма, но и принадлежит ему как своего рода продукт авангардистской практики. Любой осколок такого мифа, хочется сказать — авангардистски-художественного мифа, случайно вплавленный в более или менее объективно воссозданную историю современного искусства, ее деформирует, и притом весьма значительно. Потому внимание к нему вполне оправданно и обоснованно, «анатомия» его дает ключ к пониманию самой сущности его природы.

Каждый феномен авангардистского искусства, достаточно крупный, окружен  многочисленными текстами манифестов, деклараций, высказываний. При этом каждый текст авангардизма,если пользоваться термином авангардистской же критики, есть «артефакт», хотя он имеет и характер документа. Однако рассмотренные некритически, с забвением их «художественной природы», подобные тексты могут создать крайне запутанную картину противоречивых и непоследовательных взглядов, касающихся исторического бытия творческой мысли и практики. Сборники манифестов и высказываний художников конструируют модель исторической реальности, пропитанную духом авангардизма и являющуюся, по сути, новой «художественной реальностью». Большая же часть авангардистских документов стилизует сложившуюся практику во вкусе ее позднейших модификаций, интерпретирует и «объясняет» ее как некий стилистический канон, выпрямляя пути экспериментов. Заметно, что авангардизм стремится к своей однородности и «чистоте».

Противоречивая природа  авангардизма отразилась в притяжении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики  над содержанием в поэзии и  прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке), а других, напротив, - к возражению эстетической сути искусства и утилитаризма (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). В своих крайних формах смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма нач. 20 века (футуризму, имажинизму, конструктивизму и др.), которые последовательно соблюдали прогрессивное мировоззрение, смогли перебороть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями.

 

В пределах эпохи неоромантизма  развивается эстетичное и литературно-художественная течение — символизм. Признанным лидером символизма был известен французский поэт конца XIX ст. Малларме. Для символизма главным было непознано в окружающем мире и человеческой душе, которое можно было выразить лишь туманными символами, подобных которым не существует в природе. Объект изображения — мир тайн и мечт. В их творчестве удивительно совмещалось реальное и таинственное, мифологическое и мистическое.

 

Иррациональные принципы символизма особенно заметны в поэзии, живописи, театральном искусстве. Корифеем символизма считается выдающийся немецкий композитор Г. Вагнер, который в своих  «музыкальных драмах» совместил  музыку, поэзию, живопись, архитектуру, танец и режиссуру. [2, стр. 248-230]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ 
Основные направления авангарда:

- фовизм: К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей.

- кубизм: Направление в живописи, характеризующееся стремлением выделить структуру объёма, показать предмет с разных точек зрения, обобщение форм предметов до простых геометрических тел, деление на составляющие.

- абстрактное искусство : Абстрактное искусство было признано отдельным направлением в начале ХХ века. Оно завоевывало свои позиции постепенно, доказывая силу влияния на зрителя.

- футуризм : футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

- дадаизм : Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. 
- конструктивизм  : Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

- сюрреализм : Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made».

- абстрактный экспрессионизм: Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.[3, 87-94] 
 

4. Музей современного  искусства 
Создание Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1929 году сыграло важную роль в культурной жизни Америки. В музее были представлены работы в стиле кубизма (1911), дадаизма (1913) и сюрреализма (1924), затем, в 1939 году - работы Пикассо. В1937 году Музей Гуггенхайм  способствует развитию современного искусства.

 

Во время войны в  США нашли приют такие европейские  художники как М. Эрнст (M.Ernst), Ф. Леже (F.Léger), П. Мондриан (P.Mondrian), А. Масон (A.Masson). Наконец, в 1950 году, после окончания Второй мировой войны, абстрактное искусство приходит в Париж и Нью-Йорк как авангардное. Именно Америка задает тон парижской выставке 1959 года «Дж. Поллок и новая американская живопись». Поллок является представителем  школы абстрактного экспрессионизма, к которой также относили себя М. Ротко, А. Рейнхардт (A.Reinhardt) и Б. Ньюман (B.Newman). Одноцветные картины, разорванные несколькими линиями, отражают геометрическое мышление. Художники В. Вазарели, Х. Хартунг, П. Сулаж, Г. Матье, С. Поляков, Н. де Сталь становятся известными благодаря парижской галерее Дениз Рене (Denise Renée). А. Манесье, М. Эстев и Ж. Базен вместе с Ж. Фотрие  и Виейра да Сильва (M-H.Vieira da Silva) вводят понятие «лирического» абстрактного искусства. В Европе образуется группа КОБРА (Париж, 1948 год), объединившая художников из Копенгагена, Брюсселя  и Амстердама. [1, стр. 43-48] 
 
 
 
 

 

5. Абстрактный экспрессионизм 
Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением. Никто не знает, когда начался экспрессионизм и завершился ли он в настоящее время. Помимо гипотетической его истории, восходящей к неолиту и включающей в себя такие периоды, как греческая архаика, средневековье, барокко и романтизм, есть и более реальная, показывающая, как новое движение зрело на рубеже XIX — XX вв. и предприняло первые конкретные действия в Германии. Кроме Германии он развивался также в Скандинавских странах, Чехии, России, Бельгии и Австрии. Пережив кризис в этих странах в 20-е гг., это движение воскресло в «лирическом экспрессионизме» Парижской школы, представленном творчеством А. Модильяни, Ж. Паскина, X. Сути-на и М. Утрилло. Эхо экспрессионизма докатилось до мастерских мексиканских художников X. К. Ороско, Д. Сикейроса и Р. Та-майо; отголоски были слышны в послевоенном искусстве Р. Гуттузо и Б. Бюффе. Один из новых его этапов — «абстрактный экспрессионизм» в США, само название которого указывает на прототип. Наконец, современный неоэкспрессионизм в Европе наводит на размышление о том, что время его окончательно не прошло. Поэтому можно предполагать, что это вечный «изм» авангарда, лишь проходящий несколько этапов развития. Несмотря на все воспоминания об этом «изме» и его своеобразных отголосках и повторениях, годы его сложения, подъема и спада приходятся на 1900—1920-е гг., а главной территорией, на которой разыгрывалась экспрессионистская драма искусства, являлась Германия с такими центрами, как Дрезден, Мюнхен, Берлин и отчасти Гамбург и Ольденбург, Кёльн и Ганновер.

 

Экспрессионизм складывался  на фоне роста «пангерманских» концепций, строительства крейсеров и дирижаблей, жестокой эксплуатации колоний, единения финансовой и промышленной буржуазии с аристократией, символом чего явился брак Крупна с дочерью фон Болена в 1900 г. Культура деградировала, общественная мораль испарялась. Тревожные вести доносились из России, готовящейся к первой революции. В таких условиях думающая и рефлексирующая личность остро чувствовала мрак и прозу жизни, душевную тяжесть. Это, собственно, и должен был выразить экспрессионизм.

 

Экспрессионизм создавался теми и для тех, кто презирал детерминизм, дарвинизм и позитивизм, считая их виновниками происходящего, навязывающими веру в «глупый» социальный прогресс, науку и технику. Экспрессионизм предполагался для фаталистов, ценителей мифов или желающих обрести веру. Он очень подходил для читателей и поклонников философов-идеалистов, ведущих историков культуры, мистиков и психологов-интуитивистов. Вот несколько имен, о которых стоит вспомнить, чтобы понять экспрессионизм. [3, стр. 123-213] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Гофман Ганс — американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма. 
В сороковые годы Ганс Гофман много и успешно выставляет свои работы в различных картинных галереях США. В 1947 году Гофман совместно с Эдом Рейнхардтом, Марком Ротко и Теодоросом Стамосом организует групповую выставку «Идеографическая картина», слава о которой распространилась далеко за пределы США. В 1958 году Гофман после сорокалетней преподавательской деятельности решает полностью посвятить все свое свободное время живописи.

Почитателям абстракционизма  должны быть хорошо известны работы Гофмана  «Вакханалия» (1946), «Помпеи» (1959), "Ворота" [см. дополнение, с. 15]. 
Последняя работа Гофмана и сегодня выставляется в лондонской галерее «Тейт Модерн».  
В 1946 году Г.Гофман выставляется в Мортимер-Бранд-галерее. Художественный критик Роберт Коатс, рецензировавший выставку в журнале «Нью-Йоркер», чтобы описать увиденное изобретает термин «абстрактный экспрессионизм». В то же время работы Г.Гофмана отличны от полотен других классиков абстрактного экспрессионизма — Адольфа Готлиба, Барнетта Ньюмена или Марка Ротко, которые Гофман находил «трагичными и вневременными». Г.Нофман же был «Гедонист абстрактного экспрессионизма» — как его назвал Ирвинг Сандлер. Любопытно, что «гедонистом» Сандлер называет также А.Матисса, парижского соученика Гофмана.[4] 
 
 
 
 
 

 

 

7.Элен Мария де Кунинг — американская художница, график и художественный критик. Представитель художественного течения абстрактный экспрессионизм, профессор искусств. Сыграла большую роль в развитии американской живописи в послевоенный период. 
Харизматическая фигура в американском изобразительном искусстве ХХ столетия, Элен де Кунинг, наряду с такими мастерами, как Элен Франкенталер, Ли Краснер и Джоан Митчелл, относится к лучшим представительницам абстрактного экспрессионизма США. Признанная работа : Портрет Джона Ф.Кеннеди (1963) [см. дополнение, стр.16] 
В конце 1950-х, после поездки по западным районам США и в Мексику, Элен де Кунинг резко меняет свою манеру живописи. Она отказывается от принятой среди её нью-йоркских коллег монохромной палитры (Black Paintings) и возаращается к фигуративной живописи, исполняемой яркими, сочными красками. В Мексике она пишет серию картин, посвящённых корриде (напр. Sunday Afternoon (1957)). В начале 1960-х Элен де Кунинг увлекается портретной живописью. В 1962 она получает заказ от библиотеки Трумэна на создание портрета президента США Джона Ф.Кеннеди. Потрясённая убийством Кеннеди в 1963, художница после его смерти на год бросает рисовать. К этому моменту она начинает свою преподавательскую деятельность; в 1972 Элен де Кунинг — профессор университетов Йеля и Карнеги. С 1974 года Конинг — профессор в Школе дизайна Парсона в Нью-Йорке. 
Выставки:  
Elaine De Kooning (2003) галерея Хакетт-Фридман, Сан-Франциско

Информация о работе Авангардное направление в изобразительном искусстве Америки 20 в.