Античность как тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности. На развитие эллинской культуры огромное влияние оказали (или даже были непосредственными предшественниками) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Содержание работы

Введение……...…………………………………………………………………3
1. Культура древней Греции…………………………………………………...4
1.1. Эгейская культура.
1.2. Гомеровский период .
1.3. Период архаичной культуры.
1.4. Классический период.
1.5 .Эпоха эллинизма.
2. Римский период в развитии античной культуры………………………....15
2.1. Древнейший или царский период Римской цивилизации.
2.2. Римская цивилизация эпохи республики.
2.3. Римская цивилизация эпохи империи.
Заключение……………………………….………………………….….……..22
Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

культ.курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Единоличная власть  открывает возможности, как перед  мудрыми, так и перед деспотичными  правителями. Примеры: Марк Аврелий, Нерон

2. Активно совершенствуется  римское законодательство, которое  является основой многих современных  правовых систем.

3. Проявляется несостоятельность  рабства. В армию начинают набирать  рабов из-за нехватки населения.

4. Италия теряет роль  центра Римской империи.

5. Развитие строительства  (дороги, водопроводы)

6. Усиление системы  образования, увеличение числа  грамотных людей.

7. Распространение христианства.

8. Праздники (180 дней  в году)

 

Император Антоний Пий- золотой век Римской империи  отсутствие конфликтов, экономический подъем, спокойствие в провинциях, но этот период длился недолго уже в 160 г н.э начинается одна из войн, которая определила дальнейшую судьбу римской цивилизации начало катастрофы. Это первый опыт, когда встретилась собственно цивилизация  с  агрессивным  «барбарикумом».  Римская  империя  соседствовала  с многоликим варварским миром, в который входили Кельтские племена, Германские племена и Славянские племена. Первое столкновение варварского мира и римской цивилизации произошло при императоре Марке Аврелии на территории провинций Реций и Норик, также Панония - совр. Венгрия. Война длилась ок. 15 лет, Марку Аврелию удалось отбить натиск варварских племен. Впоследствии, в течение 3-го века напор варваров усиливается, выстраивается по Дунаю и Реину «лимес»- граница, состоящая из пропускных пунктов и военизированных поселений. На «лимесе» осуществлялась торговля между Римом и варварским миром. В 3-ем веке выделяются племена, среди варваров, ведущие войны с Римом, на границе по Рейну это Франки, а по Дунаю-Готы, которые неоднократно вторгались на территорию империи. Тогда же в 3 веке Рим впервые в истории теряет свою провинцию, это произошло в 270г., имперская армия покинула провинцию Дакия, далее происходит потеря « Десятинных полей»- в верховьях Рейна. В конце 3-го века заканчивается эпоха принципата: император Диоклетиан в284 г. принял решение разделить  империю на 4 части,  для  более эффективного управления. Соправителями стали: Максимиан, Лициний и Константина Клора, для себя и Максимиана он оставил титул августов, а для двух других-титул цезарей. Хотя после смерти Диоклетиана сын Клора Константин снова становится единоличным правителем, но именно этим разделением, было, положено начало крушения Римской империи. В 395 году император Феодосии окончательно разделил империю на две части между сыновьями, один из них Аркадий стал правителем Восточной Римской империи, а другой - Гонорий-Западной Римской империи.  Но ситуация сложилась таким образом, что малолетний Гонорей не мог управлять государством и фактическим правителем выступил вандал Стилихон, возглавлявший его в течение 25 лет, огромную роль варвары начинают играть в армии Западной Римской империи, это в полной мере отражает кризис империи. Под давлением гуннов в 4 веке на территорию Восточной Римской империи переселяются Готы, которые под предводительством Аллариха в поисках земли для проживания вторгаются на территорию Италии и в 4Ю г. захватывают Рим. Затем в 476 вождь скиров Одоакр окончательно свергнул последнего римского императора Ромула Августула. Эта дата является датой окончательного падения западной части Римской империи, восточная ее часть просуществовала еще около 1000 лет. Эпоха домината отражает кризис Римской цивилизации. Признаки кризиса: I запустение городов, 2 прекращение выплат налогов, 3 уменьшение числа торговых операций , 4 нарушение связей между провинциями. Таким образом, можно сказать, что Римскую цивилизацию сломили три удара: 1 социально-экономический, 2 духовный кризис, 3 великое переселение народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что древнеримская  и древнегреческая цивилизация  очень сходны друг с другом. В  некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую Греко-римскую культуру.

 

Скорее всего, греческая культура оказала большое влияние на развитие римской за счёт того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и, конечно, добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре.

 

Античность явила миру различные формы организации  человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного "замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.

 

Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

 

В античном мире была предпринята  грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

 

Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

 

О том, чем обязана  античности современная наука, проще  всего судить по названиям научных  дисциплин, за каждой из которых стоят  имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие. Из того, что в этом перечне опущено, более всего выражает сущность античного вклада термин "школа". Античность была для современной цивилизации школой, притом такой, уроки которой непреходящи. Обращаясь, каждый раз к, казалось бы, античным элементарным учебникам типа созданного Евклидом, мы, к своему удивлению, обнаруживаем много такого, до понимания чего ранее не доросли. 

Список рекомендуемой  литературы.

 

  1. Алпатиов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.,1987.
  2. Античность как тип культуры. - М., 1988.
  3. Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред В.Н.Ярхо . - М., 1995.
  4. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.
  5. Винничук Л. Люди, обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1984.
  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
  7. Всеобщая история архитектуры . Т. 2. - М., 1973.
  8. История Древнего Рима: Учебник. - М., 1993.
  9. Кнаббе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. - М., 1986.
  10. Культура Древнего Рима. В 2-х т. - М., 1985.
  11. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.
  12. Словарь античности. - М., 1992.
  13. Уколова В.И. Поздний Рим: шесть портретов. - М., 1992.
  14. Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы. - М., 1970. 



Информация о работе Античность как тип культуры