Античность как тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности. На развитие эллинской культуры огромное влияние оказали (или даже были непосредственными предшественниками) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Содержание работы

Введение……...…………………………………………………………………3
1. Культура древней Греции…………………………………………………...4
1.1. Эгейская культура.
1.2. Гомеровский период .
1.3. Период архаичной культуры.
1.4. Классический период.
1.5 .Эпоха эллинизма.
2. Римский период в развитии античной культуры………………………....15
2.1. Древнейший или царский период Римской цивилизации.
2.2. Римская цивилизация эпохи республики.
2.3. Римская цивилизация эпохи империи.
Заключение……………………………….………………………….….……..22
Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

культ.курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение……...…………………………………………………………………3

 

1. Культура древней Греции…………………………………………………...4

1.1. Эгейская культура.

1.2. Гомеровский период .

1.3. Период архаичной культуры.

1.4. Классический период.

1.5 .Эпоха эллинизма.

 

2. Римский период в развитии античной культуры………………………....15

2.1. Древнейший или царский период Римской цивилизации.

2.2. Римская цивилизация эпохи республики.

 2.3. Римская цивилизация эпохи империи.

 

Заключение……………………………….………………………….….……..22

 

Список используемой литературы…………………………………………...23

 

 

 

Ведение.

 

 

Античная культура столь  значительное и многоплановое явление  всемирной истории, что для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более скромную задачу – очертить некоторые основные характеристики греко-римской культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира.

 

Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после  открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур. Тогда данный, самый древний этап развития человечества (культура первобытного общества, месопотамская и другие древнейшие цивилизации еще предстояло заново открыть и осознать) стал поистине основой для развития европейской цивилизации. С того времени античность составляет неотъемлемую часть нашей современности. В памяти потомков сохранились имена мифологических героев и богов, реальные исторические персонажи: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Нерон, Октивиан Август. Стоит ли говорить о том, сколь глубоко вошла античность в творчество многих деятелей культуры, как прошлого, так и настоящего – Пушкин, Шекспир, Шиллер, Рафаэль, Пуссен, Серов, Джойс. Наверное, ни одна из мировых культур не близка нам так, как античность.

 

В основе античности лежит  история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат  еще в более глубокой древности. На развитие эллинской культуры огромное влияние оказали (или даже были непосредственными предшественниками) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры. Что касается римлян, то на формирование римской культуры огромное влияние оказала этрусская культура. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. 

1.Культура древней Греции .

 

 

Во всех сферах жизнедеятельности  греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки  были глубокими мыслителями и  великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами и воинами.

Их лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва  к посредственности. Напротив, a urea mediocrities (т. е. золотая середина), прославленная  много позже в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на все — архитектуру, живопись и литературу, философию и эстетику, этику и мифологию. Венера Милосская навечно останется воплощением идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Лишь греки осмыслили эту категорию  и тем самым поставили перед  человечеством целый ряд важнейших  проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как равный среди богов.

Еще в одной области  культурной и социальной жизни греки  выступили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии. Ни о чем подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» — народ и «кратео» — я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.

Культуру Древней Греции условно принято делить на пять периодов:

— крито-микенский (XXVIII—XI вв. до н. э.),

— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),

— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),

— классический (V—IV вв. до н. э.),

— эллинистический (IV—II вв. до н. э.).

Понятие «античность» появилось  в эпоху Возрождения, когда итальянские  гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiques — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

 

 

 

 

 

 

1.1.Эгейская культура.

 

Эгейскую культуру нередко  называют крито-микенской, считая при  этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской  культурой — по имени легендарного царя Ми- носа, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова. Пелопоннесе  и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги  государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным  памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под  именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял  собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите  достигла скульптура малых форм. В  тайнике Кносского дворца найдены  статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества  и женственности. Лучшим достижением  критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Ми- носа. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации  была близка к критской. Она также  покоилась на центрах-дворцах, которые  сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно  отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-двореп являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации  составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и  все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплаапялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники  ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые г робницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIIJ вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы», одна из которых — «гробница Агамемнона» — включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

 

 

1.2.Гомеровский период.

 

Период XI-IX вв. до н.э. в  истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками  сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея». Его  также называют «дорийским» —  имея в виду особую роль дорийских  племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что  сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались  смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно  считать, что с точки зрения цивилизации  и материальной культуры дорийский  период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации  фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские  поэмы, из которых видно, что мифология  ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

 

 

1.3. Период архаичной культуры.

 

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий  полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления — монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского  хозяйства ведет к высвобождению  людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место  в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

Информация о работе Античность как тип культуры