Античная культура как базовый компонент современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:19, реферат

Описание работы

Наследие, оставленное античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. В эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гете). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, О'Нил, Сартр, Ануй). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Древняя Греция 4
1.1. Театр 4
1.2. Живопись 9
1.3. Архитектура 12
2. Древний Рим 17
2.1. Театр 17
2.2. Живопись 20
2.3 Архитектура 26
3. Влияние античной культуры на европейскую 29
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Античная культура как базовый компонент формировани и развития европейской культуры.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, являлось естественным центром города. Основной коммуникацией был портик, где прогуливались философы и вели беседы с учениками; выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были предназначены для торжественных процессий, поэтому сооружались памятники в честь одержания побед.

Города имели свой храмовый комплекс и театр. Для физического воспитания возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий»: лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы. Греческий жилой дом – это простое здание с прямоугольным пространством и входным вестибюлем.

В классическом периоде – уже сложная планировка дома, состоящая из двух частей. Первая – мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая – женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов.

В поздний период истории Греции, при А.Македонском, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Новые хозяйственные, политические и культурные центры возводятся  на основе прямоугольной системы улиц. Город во всю длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки. Посередине возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона. Здесь же находился и нимфей – монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания [4, 65-198].

 

2. Древний Рим

2.1. Театр

Римский театр формировался под влиянием двух основных факторов – исходно существовавшей народной балаганно-театральной традиции, породившей жанр ателланы с четырьмя постоянными комическими масками: клоуном-хитрецом и клоуном-простаком, добродушным стариком и ученым шарлатаном. А вторым фактором был приход на италийскую землю греческого театра – со всей мощью драматургической традиции. Италия, имевшая до прихода греческого театра какие-то представления о комедии, в отношении трагедийного жанра ничего противопоставить Греции не могла. Начались попытки и адаптировать греческую драму для римских подмостков.

Сначала были попытки переделок  греческих образцов – начали с трагедий Эврипида, затем добрались и до Эсхила с Софоклом. Патетика завоеваний и завоевателей древнего и нового Рима – вот что импонировало и потребителям и заказчикам молодого Римского театра. И греческая трагедия скоро начала сдавать позиции: высокая драма все больше превращалась в шоу.

В Риме, как и в Греции, театр был делом государственным. Греческая трагедия начала изменяться на римский лад: убрали хор – наследие культовых истоков драмы. Зато усилилась роль сольных арий и речитативов. Закон трех актеров греческого театра не подходил для римских поэтов, располагавших огромными труппами, состоявшими из рабов. Сотни актеров и статистов наполнили римскую трагедию, сделав ее иллюстративно-массовой. Контекст требовал изменения сюжета. Так появилась претекстата – «драма пурпурного плаща». Название это она усвоила от традиционного костюма героев этой драмы – пурпурных плащей консулов и полководцев.

Жажда зрелищ постоянно разжигалась  в народе, пока не дошла до состояния противоестественной ненасытности. Кровь полилась уже не бутафорская. Гладиаторские бои и звериные травли начали соперничать с театром, появилась чудовищная мода театрализовывать казни.

Самое знаменитое театральное сооружение Древнего Рима – Колизей Флавия. Изнутри это пространство отнюдь не вызывает эстетического восторга. Да и снаружи этот свидетель былого великолепия, зияя мертвыми провалами арок вызывает смутную тревогу.

Известно, что в отличие от Греции, где поэты воспринимались как  украшение нации, им открывались даже высшие государственные должности – в Риме относились к сословию презираемому и состояли из рабов и вольноотпущенников. А ремесло актера просто налагало печать бесчестья и даже – до эпохи империи – лишало гражданских прав [19].

Процесс распада театра продолжался, и вместе с Римской Республикой почила и Высокая трагедия. Началась эпоха Империи и мощнейший расцвет театра, но совсем иного. Дни театральных представлений, прежде приуроченных, как и у греков, к определенным праздникам, теперь все увеличивались, пока не стали достигать до 150 дней подряд. Расходы на постановки возросли колоссально. В театр допускались люди всех сословий – кроме рабов, не имевших гражданских прав. Драму и классическую комедию вытеснила народная ателлана и благодушно приняла в свои ряды и цирк и бои гладиаторов, и откровенно-эротический мим. Представители бесчисленных народов Империи в диковинных нарядах и вооружении сражались и умирали на арене Колизея. Арена могла наполняться водой и тогда устраивались и «морские» сражения. Сам Нерон весьма любил покрасоваться на сцене. Все большую популярность приобретала пантомима, становившаяся все более откровенной и эротичной. В этих пантомимах на сцену впервые вышли женщины.

Римский театр, как и римская  драма, имеет своим образцом Театр  греческий. Места для зрителей в римских Театрах занимают не больше полукруга. Сцена имеет длину вдвое большую, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей.

Витрувий дает точное описание сооружения римских Театров, устанавливая два независимых типа театров. Уклонения римского театра от греческого объясняются сокращением, потом полным упразднением роли хора и делением орхестры на две части: и то, и другое началось еще у греков и только получило у римлян законченное развитие. Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру были крытые и тоже назначались для зрителей. В римском Театре орхестра уменьшена; здесь находились места для сенаторов; сцена расширена, назначалась не только для актеров, но и для всех художников; она значительно ниже греческой сцены. По образцу римских театров были перестроены некоторые греческие.

Другим важным нововведением в  римском театре была кровля, соединявшая здание сцены и места для зрителей в единое, цельное здание. Машины и сценические костюмы в римском театре были те же, что и в греческом. Занавес опускался перед началом игры под сцену и поднимался снова по окончании. Маски для римских актеров дозволены были поздно. Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных событий государственных, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий [12, 267-318].

Кроме трагедий и комедий, давались ателланы, мимы, пантомимы, пиррихии. Были ли и в Риме состязания поэтов – в точности неизвестно. Так как игры устраивались или частными лицами, или государством, то и наблюдение за ними принадлежало или частным устроителям, или магистратам. Чрезвычайные государственные праздники ведали консулы. Так как в Риме сценические игры имели значение забавы, а не служения божеству, то в обычае было получение поэтами денег за пьесы, что в глазах общества принижало поэтов до положения ремесленников. В Греции поэты стояли высоко в общественном мнении, им открыты были высшие государственные должности; в Риме поставляли пьесы люди низшего сословия, даже рабы. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актера, ниже, нежели звание наездника и гладиатора; звание актера налагало печать бесчестия.

Актерами были обыкновенно рабы и отпущенники. Вообще театр в Риме не имел того высокого серьезного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. На устроителей игр ложилась и большая часть расходов, иногда очень значительных. Впервые театр по греческому образцу был построен в Риме только в 179 г. до н.э., но вскоре был сломан. Постоянное каменное здание для сцены было сооружено в 178 г. до н.э., зрители стояли, отделенные от сцены деревянной оградой.

Посещение Театра было бесплатное, свободное для мужчин и женщин, но не для рабов. С целью расположить к себе зрителей устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нем ароматными жидкостями, украшали богато золотом. Нерон велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звездами, с изображением императора на колеснице [9].

 

2.2. Живопись

 

Искусство Древнего Рима с  его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена правителей Рима – влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается  система высоко художественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески.  Римляне применяли роспись также для украшения фасадов. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы. 1-й стиль, инкрустационный имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. применялся 2-й стиль – архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно исполненными колоннами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность – между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы.  Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи  и расширить внутреннее пространство помещения. 3-й стиль, ориентизирующий, характерен для эпохи империи, он отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. 4-й декоративный стиль распространяется  в середине 1-го в.н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно-архитектурного решения, он продолжает традицию 2-го стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи 3-го стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи – копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. 4-й стиль дает представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.   

В расписном искусстве  портрет получает широкое распространение  и в живописи. Живописных портретов  сохранилось немного. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинестически-римского искусства. Он сохранил культовое назначение, продолжая традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. В фаюмском портрете уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с трех четвертным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объема. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни. В конце 2-3в. н.э. в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Формы представлялись плоскостно, контур силуэта становился более четким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком.

В 1 в. до н.э. Древнеримская живопись отходит от Этрусской традиции, с которой она была до этого связанна,  и обращается к греческим образцам. Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Эта живопись основана на противопоставлении пятен, но контраст, между светлым пятном тела Гермафродита и темным пятном тела Силена, определяется традицией, принятой среди художников, изображающих в светлых тонах нежные тела женщин и юношей  и в коричнево – красноватых тонах – атлетов и стариков. Условны также жесты действующих лиц и фон. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Художник стремится не к выдумке, а к точному повторению известного образа [17, 298-369].

Для пластических украшений  используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов – использование смеси извести с мраморной пылью. При корпусном нанесении на поверхность, в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формируются непосредственно на стене, пока смесь еще не застыла. По высыхании поверхность приобретает шелковистость, чувствительную к изменению освещения, и имеет вид монохромной живописи. Техника стукко применяется вместо живописи, там, где из-за влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи. Типичным ее примером является украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Рим. Древнеримская настенная живопись зависит, от эллинистических образцов.

Информация о работе Античная культура как базовый компонент современной культуры