Ярослав Мудрый как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После смерти, между его сыновьями началась борьба за власть. Старший из братьев, Святополк, сумел захватить власть в Киеве, стремясь стать единовластным правителем, стал убивать своих братьев – Бориса, Глеба, Святослава, но потерпел поражение в борьбе с сидевшим в Новгороде Ярославом.
Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Эта победа не положила конца усобице, так как изгнанный из Киева Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк занял Киев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………………………………………………. 3
1. Борьба за власть после смерти Владимира I…………………………........................................... 4
2. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси……………… 4
3. Расцвет Руси при Ярославе Мудром………………………………………………………………………………… 5
4. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители………….. 9
5. Государственная власть. Становление раннефеодальных отношений. Города. Торговля. Армия…………………………………………………………………………………………………………………………………… 12
6. От языческих мятежей к социальному протесту……………………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Ярослав Мудрый.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

И все же государственная власть в XI—XII вв. значительно  отличалась от первых лет правления  Олега и Игоря.

Зарождение  феодальной системы. Именно в этих условиях прежние качественные изменения, происходившие  внутри родоплеменных отношений, привели  к дальнейшему развитию всего  строя русской жизни.

Прежде всего, все большую ценность приобретала  в глазах общества земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение .больших для того времени доходов, увеличение личного богатства, усиление мощи, процветания, политической власти, к чему постоянно стремились люди, не только имевшие объективные возможности для этого (княжеская, боярско-дружинная среда, зарождающееся духовенство, богатые верхи городов), но и наделенные от природы определенными свойствами характера — энергией, напористостью, умением быстро ориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний, честолюбием, хитростью, жестокостью.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было, как уже говорилось выше, «полюдье», а позднее — регулярный и упорядоченный  сбор дани с подвластного населения. Лично люди были еще свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной  власти.

Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости  населения от государства. Облагались ею и вновь завоеванные и присоединенные к Киеву княжества, и собственное  население — свободные жители сельских общин. Все эти земли  превращались в даннические, а жившие на них люди — в данников. Происходило  так называемое окняжение подвластных великому князю, государству земель, так как получаемая дань шла на нужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство тем самым утверждало свою верховную собственность на подвластные земли. Таким образом, политические права на территорию выражались в притязаниях чисто хозяйственных.

Основу принципа обложения данью составляло наличие  в крестьянском хозяйстве пахотной земли. Земля и хозяйствующий  на ней крестьянин — вот что  было главным объектом обложения.

Одновременно  с установлением власти великого киевского князя над всеми  восточно-славянскими землями шел  и другой процесс, о котором уже  говорилось выше и который начался  еще в период «военной демократии»: обогащение одних и обеднение  других, появление в общине богатых  землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных  идти на работу к своим разбогатевшим  соседям.

К середине XI в. этот процесс продвинулся далеко вперед. На огромных пространствах  Руси, но особенно ощутимо в Среднем  Поднепровье, в новгородских землях, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были великие князья, представители княжеской семьи. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других — «сажали» на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство. С ужасом и страхом смотрели рядовые свободные общинники, связанные ранее с князем, с государством лишь тонкой ниточкой ежегодной дани, как все плотнее окружают их владения княжеские земли, как в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбная ловля; как многие из них, обедневшие и не могущие вести собственное хозяйство, оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых отчего работников.

Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно  Главе государства, главе династии. Подобные владения появляются у братьев  великого князя, его жены, других княжеских  родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но их возникновение  знаменовало наступление новых  порядков, основанных на зарождении земельной  собственности и появлении зависимых  людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину.

К этому же времени относится образование  собственных земельных владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников.

Одним из путей  обогащения древнерусской верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередь местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель.

Эти земли  с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством их содержания и обогащения. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и  города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений»  уже своим вассалам из числа собственных  дружинников. Так зарождалась система  феодальной иерархии. Слово «феод» (от лат. feodum) означает наследственное земельное владение, которое сеньор жаловал своему вассалу за разного рода службу (во енное дело, участие в управлении, судопроизводстве и т. д.). Поэтому одной из главных черт феодализма как системы является наличие отношений между сеньором и вассалом на многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI—XII вв. В это время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников, старших дружинников.

Вотчиной (или  «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие  владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность  на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. К концу XI—XII в. многие младшие дружинники также обзаводятся земельными владениями.

С XI в. отмечено появление и церковных земельных  владений. Великие князья предоставляли  эти владения высшим иерархам церкви — митрополиту, епископам, а также  монастырям, церквям.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной  территории. По существу, населенные земли  попадали под полное влияние своих  господ — вассалов великого князя, которые затем жаловали часть  этих земель и часть прав на них  уже своим вассалам. Выстраивалась  некая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще  вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, жившими в так  называемых волостях, над которыми был лишь один хозяин — сам великий  князь как глава государства. И таких свободных крестьян-смердов, ремесленников, торговцев было в  то время в стране большинство.

Феодальное  владение, кроме своей вассальной подчиненности, имело еще одну характерную  черту. Оно было неотделимо от труда  зависимого населения. На господской земле, будь это земли князя, бояр, дружинников, церковных собственников, трудились  жители сел и деревень, на которых  распространялась владельческая власть феодала. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим  князем своему вассалу со всеми правами  на эти территории, они должны были платить владельцу земли определенные платежи натурой. Дело в том, что  торговое и денежное обращение в  сельской местности было еще не развито, и хозяйство являлось натуральным, т. е. оно потребляло в основном то, что производило. Вот эту «натуру» — зерно, пушнину, мед, воск и другие продукты — жители и должны были предоставлять в виде платежей своему господину. Они также обязаны были исполнять подводную повинность — предоставлять по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполнять различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которые ранее население выполняло по отношению к великому князю, государству, теперь выполнялись в интересах нового господина — боярина, дружинника, церкви, монастыря.

В то же время  оставались и общегосударственные  поборы и повинности.

Постепенно  в сельской местности появлялся  слой людей, которые по различным  причинам (неурожай, засуха, военные  разорения) теряли собственное хозяйство  и либо за взятые у господина в  долг деньги, либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы на своего господина — обрабатывать землю, косить сено, собирать урожай, ухаживать за скотом, выполнять другие работы. Такие люди назывались «рядовичами», так как заключали с хозяином «ряд» — договор, или «закупами», так как брали у хозяина «купу» — долг. Они не могли уйти от господина ранее чем выполнят условия договора.

На господской земле трудились и пленники, отрабатывавшие свой выкуп, «наймиты», нанимавшиеся за плату; на церковных землях трудились «прощенники» — те, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковные организации выкупали у государства, заплатив за них необходимые штрафы, например воры.

Наиболее  неполноправными людьми как в городе, так и в сельской местности были холопы, о которых уже шла речь выше; в XI—XII вв. их стали привлекать к сельским работам, «сажать» на землю и заставлять работать на своего господина. Холопами становилось все больше и больше людей: свободный человек мог продать себя в холопы от великой нужды; он превращался в холопа, если женился на холопке, заранее не оговорив свою свободу; если поступал на службу к господину без специального договора. Холопами становились также дети холопов; проворовавшиеся и нарушившие договор «рядовичи» и «закупы»; в состав холопов попадали и пленники. И все же русские1 холопы отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом. Иногда, в случае отсутствия иных свидетелей, холопы могли давать показания в суде. Церковь стремилась смягчить бесправное положение холопов, что ей и удалось сделать к концу XI — началу XII в.

Города. Города у восточных славян зародились задолго  до возникновения единого государства. Но поначалу это были либо центры племенных  княжений, либо места, где стояли языческие  боги и находились языческие капища, где славяне-язычники внимали своим  жрецам — волхвам и приносили  жертвы Перуну. Уже в это время  зарождались города как центры наиболее оживленного торгового обмена и  ремесленного производства, как укрепленные  «детинцы» (замки), стоящие в неприступных для врагов местах — на высоких  горах, речных кручах, куда население  близлежащей округи сбегалось в  случае нашествия врагов.

По мере развития хозяйственной жизни на Руси, совершенствования  ремесла, торговли, сельского хозяйства, создания единого государства и  затухания прежних родоплеменных  порядков городская жизнь стала  заметно меняться. Зачахли прежние  городки, где жила племенная знать. Так случилось с центром древлянских земель городом Искоростень, который еще во времена Игоря и Ольги политически соперничал с Киевом. С принятием христианства многие священные языческие места оказались в запустении, а люди, селившиеся вокруг них и обслуживавшие потребности жрецов и верующих, разбрелись по другим краям. Зато набирали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где оседали купцы, куда тянулись ремесленники, стремящиеся выгодно продать свои изделия.

Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность  приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическими  и административными центрами. Там  жили князь, его бояре, размещалась  княжеская дружина. Там князь  со своими помощниками правил суд, отсюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как  торговые и ремесленные центры. Здесь  же сосредоточивалась религиозная  жизнь, стояли наиболее важные храмы  княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископы, возникали  крупные монастыри.

В то же время  эти города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города были и центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались  летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определяло городскую жизнь.

Точно так  же возникали известные города Западной Европы. Однако развитие их городской  жизни определялось еще одной  весьма важной чертой, которой не знала  Русь. Многие западные города возникали  на месте старых римских городских  поселений или римских крепостей.

Русь не имела  этого великолепного наследства и опиралась в основном на собственные  силы, что во многом замедляло русскую  городскую жизнь по сравнению  с ведущими странами Запада. Но все  же города на Руси возникли ранее« чем  в ряде стран Восточной Европы, скажем, в Венгрии, Польше, Скандинавии (Швеции и Норвегии).

IX в., время  складывания государства на Руси, изживания родоплемен-ных отношений, стал и рубежом появления всех наиболее крупных древнерусских городов. В X — начале XI в. на Руси насчитывалось уже около 30 крупных городских центров с укрепленными «детинцами», кремлями, площадь которых была свыше 2,5 гектара. В середине XI — первой половине XII в. таких городов было уже 42, а к середине XIII в. — 62. Среди них выделялись те, которые обладали всеми характерными чертами городской жизни, — Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога, Любеч, Переяславль, Перемышль и др.

Значительную  часть жителей городов составлял различный торговый люд — от богатых купцов, «гостей», ведущих торговлю с другими странами, до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах  Руси находились дворы иноземных  купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарин, Польши, скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики — армяне и евреи, в руках которых был сосредоточен значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своими постоянными контактами с сородичами и партнерами-единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма и др. И русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, прибалтийских и немецких землях. В Константинополе существовало русское подворье, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

Информация о работе Ярослав Мудрый как государственный деятель