Ярослав Мудрый как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После смерти, между его сыновьями началась борьба за власть. Старший из братьев, Святополк, сумел захватить власть в Киеве, стремясь стать единовластным правителем, стал убивать своих братьев – Бориса, Глеба, Святослава, но потерпел поражение в борьбе с сидевшим в Новгороде Ярославом.
Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Эта победа не положила конца усобице, так как изгнанный из Киева Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк занял Киев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………………………………………………. 3
1. Борьба за власть после смерти Владимира I…………………………........................................... 4
2. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси……………… 4
3. Расцвет Руси при Ярославе Мудром………………………………………………………………………………… 5
4. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители………….. 9
5. Государственная власть. Становление раннефеодальных отношений. Города. Торговля. Армия…………………………………………………………………………………………………………………………………… 12
6. От языческих мятежей к социальному протесту……………………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Ярослав Мудрый.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

ГБОУ  ВПО Уральская государственная  медицинская академия

Минздравсоцразвития России

 

 

Кафедра истории, экономики и правоведения

 

 

Контрольная работа по курсу «История Отечества»

 

 

Тема: Ярослав Мудрый как государственный деятель

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент ОЛД-114

Карханин К.А.

Научный руководитель:

Шапошников  Г.Н.

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание:

Введение………………………………………………………….……………………………………………………………………. 3

1. Борьба за власть после  смерти Владимира I…………………………........................................... 4

2. Борьба Ярослава с  Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси……………… 4

3. Расцвет Руси при Ярославе  Мудром………………………………………………………………………………… 5

4. Церковь  и религия при Ярославе. Митрополит  Иларион. Печерские святители………….. 9

5. Государственная  власть. Становление раннефеодальных  отношений. Города. Торговля. Армия…………………………………………………………………………………………………………………………………… 12

6. От языческих  мятежей к социальному протесту……………………………………………………………. 21

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………… 26

 

1. Борьба за власть после смерти Владимира I

Двенадцать  сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После смерти, между его сыновьями началась борьба за власть. Старший из братьев, Святополк, сумел захватить власть в Киеве, стремясь стать единовластным правителем, стал убивать своих братьев – Бориса, Глеба, Святослава, но потерпел поражение в борьбе с сидевшим в Новгороде Ярославом.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором  Генрихом II против Польши. Эта победа не положила конца усобице, так как изгнанный из Киева Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк занял Киев.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание  горожан. Поднялся каждый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они  попадались вооруженным киевлянам. Осаждённый в своем дворце Болеслав I принял решение оставить столицу Руси. Но уходя из Киева, поляки ограбили город, увели с собой в плен массу людей, в том числе и сестру Ярослава Владимировича Предславу, и в последствии вопрос об этих пленных не на один год станет каменем преткновения в отношениях между двумя государствами.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без  поддержки, поляки одновременно захватили  и «Червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод поляков в Киев. Он бежал в степь к дружественным печенегам.

Соперники вновь  встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение произошло на реке Альте, неподалеку от того места, где был  злодейски убит Борис. Это придало  войску Ярослава дополнительные силы. Битва закончилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, потом  двинулся далее, в землю чехов, но умер по пути.

2. Борьба Ярослава с Мстиславом  Тмутараканским и новое объединение Руси

 В 1019 г. Ярославу удалось утвердиться на киевском столе. В условиях усобиц отложилась как особое княжество Полоцкая земля, в которой стали править потомки сына Владимира, Изяслава. Подчинить Полоцкую землю своей власти Ярославу не удалось. А затем с притязаниями на киевский стол выступил сын Владимира Мстислав,  княживший в Тмутаракани.

 Если  с мятежом полоцкого князя,  который на короткое время  захватил Новгород, Ярослав справился  быстро, то отношения с Мстиславом  складывались не столь благополучно. Во время междоусобицы Мстислав Владимирович держался в стороне и укреплял свои позиции на Таманском полуострове. Он проявил себя смелым рыцарем и талантливым полководцем. Пока Ярослав дрался со Святополком, усмирял мятеж Полоцка и пытался, пока безуспешно, вернут Руси «Червенские города», Мстислав прославился своими победами над северокавказскими народами.

В 1023 г. Между  братьями началась открытая война, которая  по существу являлась продолжением большой  междоусобицы 1015-1019 гг. Мстислав двинулся на север, собрав большую рать и включив в нее отряды из подвластных ему народов, в частности хазар и касогов. Он выбрал удобное время для похода: Ярослав находился в своём любимом Новгороде. Тмутараканская рать подошла под самые ворота, но горожане «затворились» и не приняли Мстислава. Не решившись штурмовать столицу, Мстислав отошел к Чернигову и занял его.

Ярослав вновь  обратился за помощью к варягам. Он послал к ним гонцов, и вскоре в Новгород вошел варяжский отряд.

Встреча противоборствующих сторон произошла в 1024 г. Под г. Листвином, неподалеку от Чернигова, в кромешной тьме, в дождь и грозу. Ярославова рать не выдержала натиска Мстиславовских полков, и Ярослав вместе с предводителями варягов бежал с поля боя, минуя Киев, в Новгород.

В 1026 г. братья поделили между собой территорию Древнерусского государства, границей между их владениями стал Днепр. Ярославу, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежеских набегов.

 В 1030-х гг. Польшу, как и Русь, потрясла междоусобица. К тому же новый польский король Мешко II ввязался в войну с Германией, не имея надеждного тыла внутри страны. Ярослав использовал сложившуюся ситуацию. Как когда-то Болеслав I отнял у Киева во время междоусобных воин на Руси «Червенские города», так теперь и Ярослав в союзе с Мстиславом нанес удар по польским землям. Практически Русь выступила союзником Германии. Браться собрали большое войско, «повоевали» польские земли, заняли «Червенские гроода», захватили огромный полон. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г. (в некоторых источниках в 1036 г.) Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

3. Расцвет Руси при Ярославе  Мудром

Междоусобица  показала, сколь непрочным еще  было объединение Руси, насколько  сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева.

Став, по словам летописца, «самовластием», Ярослав  пошел по пути отца. Он послал в крупные  города и земли своих сыновей  и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын, Владимир, а после его смерти —  следующий по старшинству сын  Изяслав. Святославу он отдал в управление Черниговскую землю, Всеволоду —  выросший к этому времени в  сильную крепость Переяславль. Другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Воссозданное  единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских  сыновей-наместников стали той  политической основой, на которой развились  новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, развивалась культура страны. Этому  способствовало и то, что с середины 30-х и до начала 60-х гг. XI в. Русь не видела на своей территории вражеских  нашествий, а если и вела войны, то вдали от родных очагов.

Последнее крупное  нападение кочевников-печенегов  произошло в 1036 г. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы стали одолевать  печенегов, и те побежали «розно», т. е. кто куда. Многие из них были убиты, часть утонула в окрестных реках, спасаясь от преследователей вплавь. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 г. их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 г. Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами на месте битвы заложил храм — собор Святой Софии. Он был поименован так же, как и главный собор Константинополя, и в этом была политическая символика: Русь как бы подчеркивала свое государственное равенство с великой империей и одновременно свою религиозную и духовную преемственность по отношению к ней.

Этот год  стал знаменательным и в другом смысле: по мнению ряда исследователей, в это  время зарождается русское летописание, создается древнейший летописный русский  свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу  становится не только религиозным, но и духовным центром страны. Правда, существует и иная точка зрения, согласно которой первый летописный свод появился на исходе X в. и вобрал в себя древние сказания о походах Олега, крещении княгини Ольги и т. п.

К тому же, вероятно, в это время появился и первый свод законов — «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Время возникновения этого памятника исследователи датируют довольно широко: от 1015 до 1030 г.

Полагаем, что  исторически более обоснована вторая точка зрения. Дело в том, что до 1036 г. в связи с расколом Руси фактически на два государства не мог быть принят общерусский свод законов, так как распространение его норм упиралось бы в политические перегородки. Но это был свод не Ярослава и Мстислава, а одного Ярослава, и нормы распространялись на все государство, а единым оно стало лишь после смерти Мстислава в 1036 г.

В это время  положение великого князя было несколько  иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987—989 гг. Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался  как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в  благожелательном политическом климате  за рубежом. Поэтому и последовало  приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-византийские отношения в «послесмутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает  на то, что объединение Руси Ярославом  стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной  организации, начало составления нового летописного свода были теми чертами  государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули  этот знаменательный поворот.

«Русская  Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в  договорах Руси с Византией X в.

Так, в договорах  нашли отражение нормы наказаний  за те же преступления, что позднее  появились в «Русской Правде». Любопытно  сравнение наказаний за убийство. В договоре 911г. говорится, что если кто-либо убьет «христианина» (т. е. грека) или русина (т. е. жителя Поднепровской Руси), «да умрет» там, где сотворил убийство. Если же убийца убежит, то его имущество (в случае, если это будет «имовитый», т. е. зажиточный, человек) получают ближние родственники убитого, кроме той части, что останется его жене. Если же убийца будет «неимовит» (бедный человек), то его надлежит искать и по нахождении предать смерти. Эта же норма повторяется и в договоре 944 г. В этом случае совершенно очевидно, что договоры воспроизводят нормы кровной мести за убитого, свойственные родопле-менным отношениям, но уже появляется возможность для богатого человека после бегства откупиться своим имуществом. Это черта уже нового нарождающегося общества, где имущественное расслоение дает богатому человеку определенные выгоды. В «Русской Правде» аналогичная статья идет первой; она, естественно, не упоминает греческую сторону, дает обобщающую характеристику русского общества: «Убьеть мужъ мужа...», также допускает кровную месть, но ограничивает ее лишь близкими родственниками (брат, отец, сын, дядя). Если мстителей не окажется, то убийца должен заплатить 40 гривен «за голову».

Таким образом, традиция, пришедшая из родоплеменного быта и зафиксированная в «Законе  Русском» первой половины X в. (который  также уже допускал возможность  откупа за убийство), трансформировалась и подверглась законодательному ограничению в XI в.

За увечье, побои также следовало наказание  вирами — штрафами. Первый русский  писаный закон, как и правды других народов, касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много на Руси, особенно в смутные годы.

Характерно, что во всех сравниваемых документах заметна общность подхода к вопросам о зависимом населении: челяди и  холопах — в «Законе Русском», сервах и зависимых людях — в германских правдах. Укрывательство бежавшего челядина, серва строго наказывалось во всех законодательных актах и германцев, и Руси. В этих статьях просматриваются черты развивающегося социального неравенства, которое быстро обгоняло само законодательство.

Но заметим  здесь, что на Руси с самого начала челяди, холопам законы предоставляли  определенные права, в частности  право давать показания в суде. Это указывало на то, что общественные отношения в русских землях развивались, как и на Западе, не по сценарию старых рабовладельческих обществ, а по иным законам, законам раннего Средневековья, которые эволюционировали в сторону  феодальных отношений. В центре этих отношений стояли зависимый смерд, крестьянин и феодал, фактический  пользователь земли, а не раб и  рабовладелец.

С большим  упорством и настойчивостью Ярослав  Владимирович продолжал внешнюю  политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера  и переместил русские границы  к Прибалтике. Здесь был основан  город Юрьев (нынешний эстонский  город Тарту). Город получил свое название в честь Георгия —  Юрия, таково было христианское имя  Ярослава. Ярослав предпринимал неоднократные  походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его поход на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Еще в 30-е  гг. XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того как были отвоеваны «червенские города», Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав — на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами. На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, чья мать была южно-балтийской славянской княжной. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

Информация о работе Ярослав Мудрый как государственный деятель