«Смута» в России в начале 17 века и ее причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI и начале XVII веков было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским - привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Казачество, состоящее из беглых крестьян и иных вольных людей, представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян; во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки к началу смуты……………….………………………………………..…6
2. Правление Бориса Годунова………………………………………….…………………6
3. Воцарение Лжедмитрия I……………………………………………….……………….8
4. Заговор Шуйского…………………………………………………………….………….9
5. Лжедмитрий II……………………………………………………………...…………...11
6. Семибоярщина……………………………………………………………...…………..12
7. Народные ополчения………………………………………………………..………….14
8. Избрание царя……………………………………………………………………..……15
Заключение……………………………………………………………………………...………16
Список литературы……………………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

история.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

В Россию стали  во множестве приглашать иностранцев, которые могут оказаться полезными  для Московского государства. При  прежних царях высшее православное духовенство приглашалось в Боярскую думу лишь в исключительных случаях, но Лжедмитрий отвел патриарху и архиереям постоянные места. Были приняты новые законы о холопстве. Лжедмитрий намеревался собрать выборных представителей от уездных дворянских корпораций, с изложением нужд. Лжедмитрий пытался править справедливо, но очень скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Многие бояре разуверовали, что Лжедмитрий - настоящий царь, т. к. повадки выдавали в нем простолюдина. На престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка Марина Мнишек. Сын католички мог стать русским царём. Для Московского царства, просвещенного светом Христова учения, в том числе и учения о власти, Государь - Помазанник Божий, он правит самодержавно в соответствии с законом Божиим во благо всех своих подданных.

Поэтому боярский заговор во время свадебных торжеств и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением политики Лжедмитрия, смели его с трона. Лжедмитрий I и некоторые его приближенные были убиты. Современники насчитали более 20 ран на теле Лжедмитрия. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Этот сценарий и был разыгран. Авантюра самозванца быстро исчерпала себя, когда боярский заговор окончательно созрел. Добиться водворения на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Через два дня царем был "выкрикнут" боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда. Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашёл опоры и понимания в русском обществе.

 

    1. Заговор Шуйского

 

Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Петр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили. Лжедмитрий отказался судить заговорщиков сам и передал дело в Боярскую думу. Собор приговорил Василия Шуйского к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана к ссылке. Лжедмитрий помиловал всех, вернул Шуйских ко двору - что его впоследствии и погубило. На свою сторону Шуйский привлёк князей В. Голицына и И. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско - псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был убит. К власти пришел Василий Шуйский. Венчали на царство Василия Шуйского по всем правилам, однако вся страна всколыхнулась. Подавляющее большинство народа, далекого от московских интриг, искренне считала Лжедмитрия настоящим царевичем и законным государем. И вдруг его, совсем недавно законно венчанного на престол, убивают, а те, кто клялся и присягал, что царь настоящий, вдруг говорят нечто противоположное. Непонятно стало, во что же теперь можно верить, кому можно верить и можно ли вообще во что - то верить. Ограниченный претензиями боярства, Шуйский принес присягу своим подданным, что означало обязательство править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества, хотя от имени общества в данном случае поспешила выступить боярская верхушка.

Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия Шуйского не принесло успокоения. Крестьянство не прекратило борьбы против крепостнического ига. На юге вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова, породившее начало движения "воров". Сведения о Болотникове столь скудны, что имя вполне могло оказаться вымышленным. Восстание под предводительством Болотникова длилось с 1606 по 1607 года. С лета по декабрь 1606 года, в районе Кром и Ельца, сформировались две большие повстанческие армии. Вместе с русскими в восстании И. И. Болотникова принимали участие мордовцы, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья, вошедшие в состав России. О требованиях восставших мы узнаем из документов, вышедших из правительственного лагеря. Они цитируют так называемые "прелестные письма", исходившие из армии И. И. Болотникова, - прокламации, призывавшие население городов и деревень переходить на сторону восставших. Чуть позже к Болотникову присоединилось дворянское войско, во главе с братьями Ляпуновыми. Когда подступивший к Москве Болотников стал забрасывать столицу прокламациями, войска Ляпуновых от него ушли. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам Болотников был казнен. Крестьянское движение пошло на спад, но слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали. В Стародубе  (на Брянщине) объявился новый самозванец, вошедший в историю как Тушинский вор  (1607 - 1610). Нам он больше известен как Лжедмитрий II, основную часть вооруженных сил Тушинского Вора составляли польские шляхтичи и казаки. Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды. По мнению многих историков, Лжедмитрий II был ставленником польского короля Сигизмунда III.

 

    1. Лжедмитрий II

 

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II  (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, и основные войска - польские отряды. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев". Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино  (отсюда его прозвище "Тушинский вор"), Он расколол страну на две части. К концу 1608 года власть Тушинского Вора распространялась на Переяславль - Залесский, Ярославль, Углич, Владимир, Кострому, Галич, Вологду. Верными Москве оставались Коломна, Казань, Смоленск, Нижний Новгород, уральские и сибирские города. В результате деградации пограничной службы 100 - тысячная ногайская орда разоряет "украины" и Северские земли в 1607 - 1608 гг.

В декабре 1608 года от самозванца отложились Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Пермь, Вятка. В январе 1609 года племянник Василия Шуйского князь Михаил Скопин - Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4 - тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и черкасов  (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля "вологодские и поморские мужики" освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо - русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине). В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с "Тушинским вором" и его польскими отрядами. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Отдав шведам русскую крепость Корела, Василий Шуйский получил военную помощь, и русско - шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице - Сергиева монастыря. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 года Шуйский был низложен боярами и насильно пострижен  в монахи. Власть временно перешла  к "Семибоярщине", правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третья попытка преодолеть Смуту  также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, "без воли всея земли", народное сознание отказалось признать его царем.

 

    1. Семибоярщина

 

С 1610 по 1613 годы в России началось боярское правление - семибоярщина  (Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметев). Московское правительство  решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране '' известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь. Сам же Владислав отказывался ехать в Москву, несмотря на то, что польский гарнизон находился в Кремле. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Грабежи и насилия, совершаемые польско - литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо - западе и на востоке ряд русских городов "сели в осаду" и отказывались присягать Владиславу. В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.

Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия.

Страна переживала наивысший момент разрушения. Поляки хозяйничали в  самой Москве, шведы, выйдя из роли "союзников", разоряли северо - западные русские земли. Не прекращались народные выступления.17 марта 1611 года поляки, принявшие спор на рынке за начало восстания, устраивают резню в Москве, 7 тысяч москвичей погибает только в Китай - городе. Правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие. У служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, был один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально - религиозной  оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут  из Русской земли, то Владислав нам  не государь. Гермоген, вступивший в конфликт с польскими войсками, в декабре 1610 - январе 1611 г.г. рассылает грамоты с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги, обращается к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению в Чудове монастыре, его дело продолжали монастыри: Троице - Сергиев и Кирилло - Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество. И, у Гермогена нашлись последователи, недовольные правлением как Владислава, так и боярами от его имени, а также лютованием польских интервентов. Для этого два раза собиралось народное ополчение.

 

    1. Народные ополчения

 

В начале 1611 года в Рязанской земле  было создано первое ополчение , которое  возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. В состав ополчения вошли жители Мурома, Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Вологды. Ополчение двинулось  на Москву, где весной 1611 года вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей - бояр подожгли город. Здесь в районе Сретенки был ранен князь Д. Пожарский, командовавший передовыми отрядами. Однако развить успех русские войска не смогли. Руководители ополчения высказались за возврат беглых крестьян к своим владельцам. В результате распри на военном совете восставших, противники Ляпунова зазвали его в казачий "круг" и убили. Ополчение рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разорили Рязанский край, шведы захватили Новгород, а Смоленском после долгой осады овладели поляки.

В сложившихся тяжелых обстоятельствах  осенью 1611 г. посадский староста Нижнего  Новгорода Козьма  (в некоторых  исторических документах его называют Кузьмой) Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских городов была создана материальная база для борьбы с интервентами. Возглавил ополчение Козьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия Пожарского. В феврале 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было "строить" не только войско, но и "землю". Летом 1612 года со стороны Арбатских ворот ополчение подошло к Москве и вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Князь Пожарский вступил в Москву с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Но полностью интервенция не была ликвидирована: поляки и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял свою независимость. В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод: Трубецкого и Пожарского. Пожарский хотел собрать "общий земский совет" для обсуждения того, "как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю".

Информация о работе «Смута» в России в начале 17 века и ее причины