Шпаргалка по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

История России. Любичанковский.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Бывший царь умер в  заключении в Гостынинском замке.

Восстание Болотникова - крестьянское движение 1606-1607 годов в южных районах Московского государства под предводительством И. И. Болотникова; в советской историографии восстание рассматривалось как крестьянская война, в одном ряду с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Оно сформировалось в  городе Путивле.

Предпосылки

К концу XVI века в Московском государстве формируется крепостное право. Вызванное усилением феодального  гнета недовольство крестьян нашло  выражение в выступлениях монастырских крестьян в конце XVI века, массовых бегствах в южные районы в период голода 1601-1603 годов. В 1603 году произошло крупное восстание холопов и крестьян под командованием Хлопка Косолапа.

Цели

Главной задачей восстания  являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодальной эксплуатации и гнёта. В этом заключался смысл тех призывов, с которыми Болотников обращался в своих «листах» (прокламациях) к «боярским холопам» и бедноте Москвы и других городов. Призывы Болотникова сводились к тому, чтобы восставшие горожане «побивали бояр... гостей и всех торговых людей», а крестьяне расправлялись бы с феодалами в деревне, захватывали их земли и ликвидировали крепостническую зависимость. Политическим лозунгом восстания Болотникова было провозглашение царём «царя Дмитрия». Вера в него была присуща не только рядовым участникам восстания, но и самому Болотникову, называвшему себя лишь «большим воеводой» «царя Дмитрия». Этот идеальный «царь Дмитрий» не имел ничего общего с польским ставленником Лжедмитрием I. Лозунг «хорошего» царя представлял собой своеобразную крестьянскую утопию.

Причины выступления

Закрепощение крестьян, введение Федором I Блаженным «урочных лет», политическая нестабильность, голод, усиление крепостной зависимости крестьян и то, что Лжедмитрий женился на польской принцессе.

Состав участников

Крестьяне, казаки, стрельцы, холопы, дворянские отряды Ляпунова и  Сумбулова, которых возглавлял Иван Болотников. Со стороны Шуйского были отряды бояр, дворян и т.д. Таким образом, восстание можно считать гражданской войной, так как участвовали все слои общества того времени.

Причины поражения

Неоднородный состав участников, неорганизованность, сплочённость дворян вокруг Шуйского.

Последствия

Наивысший подъём первой крестьянской (гражданской) войны в России; рост крестьянского движения; война расшатывала феодальный строй и тем самым способствовала утверждению новых социально-экономических отношений; вело к усилению впоследствии крепостной зависимости крестьян, апогеем которого будет «Бунташный» XVII век.

Ход восстания

В середине 1606 года в южных  районах к выступлениям крестьян начинают примыкать стрельцы и казаки, реже мелкий посадский люд.

Центром восстания стал Путивль, воевода которого князь  Г. П. Шаховской активно помогал  в организации войска. Некоторые историки князя Шаховского и М. Молчанова называют организаторами восстания.

Болотников организовал  собственную армию в южных  районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. После гибели Лжедмитрия I в 1606 он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь «воеводой царевича Дмитрия» (который, как утверждал Болотников, остался жив и должен скоро появиться лично). Его активно поддерживали, в частности, крепостные крестьяне.

На борьбу с восставшими  царь Шуйский выслал войска, возглавляемые воеводами Ю. Н. Трубецким и М. И. Воротынским. В августе войско Трубецкого было разбито восставшими в битве под Кромами, в сражении под Ельцом потерпело поражение войско Воротынского.

Под Кромами войско Болотникова  было разбито армией воеводы Михаила Нагого (сентябрь 1606). Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 года посад Коломны был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась в селе Коломенское под Москвой. В октябре 1606 войско Болотникова осадило Москву, но 2 декабря потерпело поражение и отошло к Калуге. В мае 1607 восставшим удалось разбить царские войска под Калугой. В течение июня-октября 1607 Болотников руководил обороной Тулы, осаждённой войсками Василия Шуйского, но 10 октября 1607 Тульский кремль был взят Шуйским. При осаде царские войска перегородили плотиной протекавшую через город реку Упу и тем самым вызвали в городе наводнение. Идею такого способа осады подсказал Шуйскому боярин Кравков, у которого Болотников реквизировал большие запасы продовольствия. Восставшие пытались взорвать плотину, но тот же Кравков предупредил Шуйского, и попытка не удалась. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен. По легенде, Василий Шуйский пообещал «не пролить крови» согласившихся сдаться повстанцев. Чтобы формально соблюсти своё обещание, он при устроенных затем расправах над восставшими использовал «бескровный» способ казни через утопление.

 

5. Лжедмитрий II и двоевластие в Московском государстве. Начало интервенции и падение В. Шуйского. Семибоярщина.

Лжедмитрий II, также Тушинский или Калужский вор- самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606 г. Лжедмитрия I.

Лжедмитрий II опирался на польскую шляхту. Вскоре, с оппозиционным казачьим атаманом Заруцким Лжедмитрий двинулся на Москву

Лжедмитрий поддержал  восстание Ивана Болотникова, и  двинулся к Туле на соединение с  восставшими. Соединения с людьми Болотникова  не произошло. В апреле 1608 года войско Лжедмитрия II подошло к Москве, разбило  русское войско, руководимое воеводами Шуйского, и укрепилось в подмосковном селе Тушино. В итоге Тушино стало пристанищем для людей недовольных правлением Василия Шуйского. К осени тушинцы занялись грабежом и разбоем, осада Москвы продолжалась почти два года.

Правительство Шуйского было не способно самостоятельно дать отпор Лжедмитрию II. Поэтому Шуйский обращается за помощью к Швеции. В 1609 году было заключено соглашение, согласно которому Россия отдает Швеции Карелы, а те в свою очередь оказывают Шуйскому военную помощь. В марте, в Россию вступают Шведские войска, командующем, которого назначается племянник царя Михаил Скопин – Шуйский.

Русско - Шведский договор  стал поводом для вмешательства  в русскую усобицу поляков. Польша и Швеция на данный момент состояли в войне. Поляки начали открытую интервенцию, и в сентябре 1609 года осадили Смоленск, который героически оборонялся в течение 20 месяцев.

Тем временем Михаил Скопин – Шуйский со шведским войском  подошел к Москве. Тушинский лагерь распался, и Лжедмитрий II бежал в  Калугу. Сподвижники Лжедмитрия II заключили договор с польским королем Сигизмундом, и приняли на царство его сына королевича Владислава.

В марте 1610 тушинский лагерь окончательно опустел. Вскоре русско-шведские войска под предводительством самого Василия Шуйского отправились на выручку Смоленску, где были разбиты. Лжедмитрий II снова подошел к Москве. На Шведов надеяться не приходилось, шведские войска развернули планомерную агрессию на севере России, помышляли о захвате Новгорода. Русскому народу оставалось рассчитывать только на себя. Создавалось первое ополчение.

Неудача Лжедмитрия II, внутриполитическая слабость правительства В. И. Шуйского и некоторая стабилизация внутреннего положения в Речи Посполитой привели к началу открытой агрессии польского правительства против России.

Открытая шведская агрессия против России началась летом 1610 года. В августе 1610 шведы осадили Ивангород, а в сентябре — Корелу (пала 2 марта 1611). В конце 1610 — начале 1611 шведские войска предприняли безуспешные походы на Колу, Сумский острог и Соловецкий монастырь. Летом 1611 шведы начали боевые действия против Новгорода.

Семибоярщина - принятое историками название переходного правительства из семи бояр в 1610—1613 годах. Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610 года) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошёл переворот. Москвой стала ведать группа из семи бояр во главе с Мстиславским.

Одним из первых её решений  было не избирать царём представителей русских родов. Фактически власть её не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошёве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был, по крайней мере, популярнее, чем они. В результате, было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией. 17 (27) августа 1610 г. был подписан соответствующий договор между боярами и гетманом Жолкевским, и Москва целовала крест Владиславу. Однако, опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль, после чего власть фактически перешла к командующему польским гарнизоном Александру Гонсевскому.

Состав Семибоярщины:

# Князь Фёдор Иванович  Мстиславский 

# Князь Иван Михайлович  Воротынский

# Князь Андрей Васильевич  Трубецкой 

# Князь Андрей Васильевич  Голицын 

# Князь Борис Михайлович  Лыков-Оболенский 

# Боярин Иван Никитич  Романов 

# Боярин Фёдор Иванович  Шереметев

 

 

 

 

 

6. Народные  ополчения. Избрание Романовых  на царство. Преодолении Смуты.

К февралю-марту 1611 г. сформировалось первое ополчение.

Первое народное (земское) ополчение - ополчение под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого  и князя Дмитрия Трубецкого. Его вождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре ополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающий бой, в котором приняли участие восставшие москвичи. Освободить город не удалось. Оставшись у городских стен, ополчение создало высший орган власти - Совет всея земли. 30 июня 1611 г. принимается “Приговор всей земли”, предусматривавший будущее устройство России, но ущемлявший права казачества и имевший к тому же крепостнический характер. После убийства казаками Ляпунова, первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Второе ополчение - ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле — июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России, нерусских народностей Поволжья. Руководители — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. С помощью населения многих городов были собраны материальные средства. Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю, где создаются правительство и приказы. В августе ополченцы вошли в Москву. После ликвидации попыток польского отряда Ходкевича проникнуть в Кремль для помощи находившемуся там польскому гарнизону, он сдался. 26 октября 1612 г. Москва была освобождена. Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды полковников Струся и Будилы, засевшие в Китай-городе и Кремле. В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Находился в Кремле и мало кому ещё известный в то время будущий российский государь Михаил Романов со своею матерью, Инокиней Марфой Ивановной. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, — писал он, — я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского. 22 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали, есть человечину. 26 октября (5 ноября) поляки сдались и покинули Кремль. Будила и его полк попали в стан Пожарского, и все остались живы. Позднее они были высланы в Нижний Новгород. Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили. 27 октября (6 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков. В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные «всей земли». Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Земский собор начал свою работу 6 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать». 21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона.К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор. Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя. 11 июня того же года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова, согласно традиционной точке зрения, положило конец Смуте и дало начало династии Романовых. Преодоление Смуты. Едва ли не самым тяжёлым последствием Смуты стал нравственный упадок народа. Многие пытались в это горькое время нажиться за счёт других. Население утратило доверие к быстро меняющимся властям и перестало соблюдать законы. Народное движение под руководством Минина и Пожарского привело к возрождению патриотических чувств. Восстановление хозяйства. Главное заключалось в том, чтобы создать условия для различных слоёв народа к возвращению к мирной жизни, к труду с пользой для себя и для общества. В 1619 году царь созвал Земской собор. По её итогам правительство отменило чрезвычайные налоги военного времени и ввело новое. Собор постановил возвратить в государственное тягло всех горожан, которые переселились из посадов в белые (свободные от налогов) слободы, принадлежавшие крупным феодалам. Был издан закон, по которому все незаконно захваченные в Смуту земли отбирались. Дворянам и боярам запрещалось пустошить хозяйства, у нерадивых владельцев земли отбирались. Правительство восстановило срок сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому. Вышел указ о наказании за бесчестье (за оскорбление). Началась решительная борьба с пьянством. Путь к возрождению страны правительство видело в обеспечении помещиков, вотчинников, монастырских и других церковных хозяйств рабочими руками, а государства – налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 

7. Оценка «Смутного  времени» в историографии.

Понятие «Смута» пришло в историографию из народного  лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции  С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.

По мнению К. С. Аксакова и В. О. Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти.  Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж. Биллингтон- он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне. И. Е. Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. Такая мысль не чужда была и Ключевскому.

Значительный  блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как мощный социальный конфликт. С. Ф. Платонов видел несколько уровней этого конфликта: между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством и др. Н. Н. Фирсов в 1927 году говорил о крестьянской революции как о реакции на развитие торгового капитала.

Если в дореволюционной историографии политические, морально-этические и социальные аспекты Смуты были представлены как относительно равноценные, то советская историография явный крен делала в сторону только социальных факторов, как правило, абсолютизируя их. Интерпретируя события Смутного времени исключительно как «крестьянскую революцию», историки-марксисты отвергли сам термин «Смута». М. В. Нечкина заявила в 1930 году, что этот термин был принят, главным образом, в дворянской и буржуазной исторической литературе, «возник в контрреволюционных кругах и заключает отрицательную оценку революционного движения». Понятие «Смута» было надолго вытеснено формулировкой «крестьянская война под руководством Болотникова», что нашло отражение в работах М. Н. Покровского, И. И. Смирнова, Б. Д. Грекова, А. М. Сахарова, В. И. Корецкого и др.

 Безвластие и потеря централизующих начал вели к оживлению местного сепаратизма. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин - как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызывала неизбежное недовольство среди национальных меньшинств. Если до Смуты Москва была координирующим центром, связывающим все области страны, то с утратой доверия к московским властям утрачивались и связи между отдельными областями. «...Потеряв политическую веру в Москву, начали верить всем и всему... Тут-то в самом деле наступило для всего государства омрачение бесовское, произведенное духом лжи, делом темным и нечистым» (С. М. Соловьев).

Информация о работе Шпаргалка по "История России"