Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:56, шпаргалка

Описание работы

1. Смысл исторического познания и его функции. Методология
исторической науки.
а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 189.76 Кб (Скачать файл)

Белек Солтоноев (1878–1938) – историк, литератор, поэт. Родился в Кемине в семье бедняка. Образование у муллы, затем в Каракольс.рус. школе, Пишпек.кырг. школе садоводов. В 1890 г. собирал легенды, были, предания, изучал труды мусульм. И рус. историков.

В 1916 г. избран волостным в волости Атаке-Бия. Во время восстания 1916 г., спасаясь от цар. адм-и, бежал в Китай, в 1917 г. вернулся. 1918–1920 – агит. деят-ть в пользу сов. власти в Алматы. До 1924 г. – работал в учреждении по ликвидации неграмотности. 1927–1937 – науч. исследования при Совете нар. комис. Осн. труд – кыргыз-казак-тарыхы (история кыргызов). Состоит из ист, этнограф, археолог и фолькл. частей отрывки из произведения Бартольда, Аристова, эпоса Манас. Преданий кыргызов. Описаны обычаи, традиции, религ. воззрения, народ. игры, родоплем. структура. Исследования о г. Баласагын. Описал события 1916 г. невинно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.

50. Эпос «Манас» –  вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, географические и другие знания. В нем нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа».

Древность эпоса подтверждается историческими сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих» – письменном памятнике XVI в. Среди исследователей пока нет единого мнения о том, когда начал формироваться эпос. М. Ауэзов и А.Н. Бернштам считали, что истоки его восходят к VII–IX вв., академик Б.М. Юнусалиев полагал, что «Манас» начал слагаться в X–XI вв. Другие склонны считать, что основные сюжеты эпоса связаны с XVII–XVIII вв., когда кыргызский народ отстаивал независимость в борьбе с Джунгарским ханством. Вероятно, все они по-своему правы. Эпос многослоен, в нем нашли отражение основные этапы истории народа – с глубокой древности по ХУШ в. включительно.

В эпосе описан один из основных символов государственной власти – знамя. У каждого предводителя было свое знамя, которое являлось знаком власти, символом чести и славы. Знамя имело четыре элемента: 1) бунчук – байрак, цвет зависит от масти принесенной в жертву лошади; 2) наконечник – желек, желтого цвета; 3) древко – туу, красного цвета; 4) полотнище – асаба, было четырех цветов: голубого – цвет неба, белого – священный, зеленого – цвет жизни, черного – цвет траура (см. рисунок).

В отличие от эпосов многих других народов «Манас» от начала до конца сложен стихами. Усилиями народных сказителей – манасчи он разрастался в грандиозную поэму, включающую в себя все новые и новые исторические события и персонажи, усложняясь в сюжетосложении. Современная эпопея – результат художественного воплощения многими поколениями талантливых акынов-манасчи почти тысячелетней истории кыргызского народа.

Первым из манасчи был один из 40 витязей Манаса Ырчи, сын Ырымана. Упоминается в эпосе Джайсын-ырчы – «биограф Манаса». Крупным манасчи считают Ноуруза (18 в.). В 16–18 в. в Кырг-не создаются циклы эпических произвед-ий, отраж-их борьбу против калмыкских феодалов. В эпосе описан один из символов госуд-ой власти – знамя. Знамя имело 4 эл-та: 1. бунчук-байрак, цвет от масти принесенной в жертву лошади, 2.наконечник желек, желтого цвета, 3. древко – туу, красного цвета, 4. полотнище – асаба. Культура кыргызского народа в XVI–XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала руническим на согдийско-арамейской основе (VII–X вв.), затем – арабским, фарси и чагатайским. Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"