Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины.
Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства.
Экономическое, политическое и культурное развитие Руси в IX-XII вв. Принятие христианства на Руси.
Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические предпосылки и последствия.
Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену/зачету по курсу «История»

 

  1. Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины.
  2. Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства.
  3. Экономическое, политическое и  культурное развитие Руси в IX-XII вв. Принятие христианства на Руси.
  4. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические предпосылки и последствия.
  5. Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия.
  6. Образование единого Российского государства и его социально-экономическое и политическое развитие в XIV-XV вв.
  7. Реформы Ивана IV (Грозного) конца 40-50 х гг. XVI в. Политика опричнины: ее цели и последствия.
  8. Основные направления внешней политики России в XVI в. Ливонская война.
  9. "Смутное время" на Руси: причины, сущность, последствия.
  10. Социально-политическое развитие России XVII веке. Церковный раскол.
  11. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.
  12. Реформы Петра I и их историческое значение.
  13. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. Оценка  деятельности Петра I в историографии.
  14. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Особенности политического развития.
  15. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
  16. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
  17. Внутренняя политика России при Александре I.
  18. Россия в годы правления Николая I (1825 – 1855гг.).
  19. Общественно-политическое движение в России в 20-50-гг. XIX в. (декабристы, консерваторы, западники, славянофилы).
  20. Отмена крепостного права: предпосылки, содержание, характер, последствия.
  21. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты. 
  22. Россия в годы правления Александра III. Реформы и контрреформы.
  23. Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века (революционные демократы, народники, либералы,  консерваторы).
  24. Революция 1905-1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги. 
  25. Политические партии России в  начале ХХ века. Особенности российской многопартийности.
  26. Третьиюньская монархия. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. Государственная  Дума в России.
  27. Социально-экономическое развитие России в 1907-1913 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения.
  28. Первая мировая война и участие в ней России (причины, характер, основные этапы, влияние на обстановку в стране).
  29. Февральская революция. Борьба политических сил России за выбор пути  дальнейшего развития (февраль – октябрь 1917 г.).
  30. Октябрь 1917 г. Политические и социально-экономические преобразования в советской России (октябрь 1917 – весна 1918 г.).
  31. Гражданская война и иностранная военная интервенция(1918-1920 гг.): причины, характер, этапы, социально-экономические и политические последствия.
  32. Экономический и социально-политический кризис 1920-1921 гг. в Советской России. Переход к нэпу. Сущность нэпа и его основные направления.
  33. Политика индустриализации (20-30-е гг. XX в.): необходимость, сущность, этапы, социально-экономические итоги и последствия.
  34. Коллективизация в СССР: этапы, раскулачивание, голод 1932-1933 гг., социально-экономические последствия.
  35. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е гг. Становление тоталитарного режима в СССР.
  36. СССР накануне второй мировой  и Великой Отечественной войны: внутренняя и внешняя политика (1937-1941 гг.).
  37. СССР в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.).
  38. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Экономика СССР в войне.
  39. Завершающий период Великой Отечественной Войны (1944- май 1945 гг.). Роль СССР во второй мировой войне. Значение и цена Победы. 
  40. Международные отношения и внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало “холодной войны”(1945-1953 гг.).
  41. Советское общество в послевоенные годы. Восстановление экономики. Общественно-политическая жизнь (1945-1953 гг.).
  42. СССР в период «оттепели» второй половины 50-х – первой половины 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева.
  43. Советское общество во второй половине 60-х – начале 80-х гг.XX века: политическое, социально-экономическое развитие.  Л.И. Брежнев.
  44. «Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.): предпосылки, характер, основные этапы и направления, результаты.
  45. Социально-экономическое развитие России в 1992-2012 гг.
  46. Формирование российской государственности и общественно-политическое развитие России в 1992-2012гг.
  47. Внешняя политика РФ в 1992-2012 гг.

 

1.Предмет, методология  и задачи Отечественной истории  как науки и учебной дисциплины.

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы , в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно - материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико -материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально - исторические методы исследования :

- хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный - предполагает одновременное  изучение событий, происходящих  в обществе;

- дихронный - метод периодизации;

- историческое моделирование;

- статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском - выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Славянские  племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства.

Из описаний византийских историков VI в. видно, что славяне жили родоплеменным строем. 
В середине VI века возникает аварский союз. Образовав свою державу(Каганат), авары вступили в борьбу с Византией, но в 626 г. потерпели поражение. Аварский каганат распался. В середине VII г. в южных степях складывается Болгарское государство. Часть болгар откочевала на Дунай, другая осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Во второй половине VII в. хазары начали теснить болгар. Хазарам удалось установить своё господство над племенами восточных славян. В VII - VIII вв. у славян шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Повесть «временных лет» сообщает о крупных восточнославянских племенных союзах(полянах, древлянах, словенах, дреговичах, кривичах, полочанах, северянах, радимичах, вятичах) образование которых предшествовало возникновению государства. 
IX в. у восточных славянах появляется государство. 
В 882 г. родственник Рюрика князь Олег дружиной отправился на юг и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега, прозванного «Вещим», согласно летописи, продолжалось 33года. Именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей. 
Первоначально в состав гос-а вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжили князь Игорь(912-945) и княгиня Ольга(945-964), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире, присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древня Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы.

 

3.Экономическое, политическое и  культурное развитие Руси в IX-XII вв. Принятие христианства на Руси.

Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны.

Общепринятой датой принятия христианства на Руси стал 988г. Однако новая религия утвердились не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях оставалась языческим обществом с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке и лишь скользила по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и приуменьшать значение введения христианства, Уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны.

Утверждая христианства на Руси в качестве государственной религии - событие большого исторического значения. Древнерусское гос-о упрочило экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся с семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Правовые институты придали раннефеодальным государству и монархии характер богоустановленности. Страна приобщалась к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Православие становится важнейшим фактором утверждения менталитета русского народа. Вместе с тем христианство было принято в его византийской варианте, что впоследствии привело к политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития. С введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на епископии, границы которых обычно совпадали с границами земель.

5Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия.

 

Тринадцатое столетие стало переломным в отечественной истории. В конце XII - первой половине XIII вв. Русь столкнулась с наступлением немецких рыцарей - крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. В ходе продвижения на Восток западноевропейских народов, прежде всего, германцев, были почти сметены с лица земли полабо - прибалтийские славянские племена. Летом 1240 г. были разгромлены шведы, а 5 апреля 1242 г. - немецкие рыцари на Чудском озере. Монголы в 1219 - 1224 гг. предприняли походы в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказе и в половецкие степи. В 1223г. на р.Калке монголы нанесли поражение русско-половецким войскам. В 1236-1241гг. внук Чингисхана Батый покорил русские земли. Вернувшись после неудачного похода в Европу, монголы создали в 1242г. Золотую орду и установили иго, длившегося до 1480 г.

Последствия нашествия были исключительно тяжелы. Резко сократилось население страны. Были уничтожены многие города. По данным археологов, из 74 городов Руси XII-XIIIвв. 49 были разорены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села, Разорение и систематическое ограбление возрождающихся русских городов стали причиной их замедленного развития в XII-XV вв., что неизбежно вело к задержке формирования буржуазных отношений в России. Русь все больше становилась сельской страной. В результате нашествий были утрачены многие производственные навыки, исчезли многие виды ремесла. Пострадали международные торговые связи Руси. Нашествие привело к гибели культурных ценностей. Сильный удар был нанесен по письменности и грамотности.

В последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 крупных походов, сопровождающихся новыми разрушениями и жертвами. Следовательно, татаро-монгольское нашествие было настоящей национальной катастрофой. Политическая зависимость от Золотой Орды выразилась в изменении положения князей, которое должны были ездить в Орду и получать ханский ярлык на княжение.

 

7Реформы Ивана IV (Грозного) конца 40-50 х гг. XVI в. Политика опричнины: ее цели и последствия.

С утверждением на престоле ИванаVI Васильевича, венчавшегося на царство в 1547г., начинается бурное реформирование устоев жизни московского общества. Ограничивались властные полномочия Боярской думы. В противовес этому законосовещательному органу с 1549гю стали созываться сословно - представительные учреждения - Земские соборы, куда наряду с царем, представителями Боярской думы, высшего духовенства, входили выборные от низших сословий. Принимая решения всем составом участников, Земские соборы созывались по мере необходимости, для решения наиболее важных вопросов - венчание на царство, объявление войны или заключение мира, определение налоговой политики. 
Изданием Судебника 1550г. был сделан шаг к ограничению полномочий «кормленщиков». В 1555-1556 гг. в ходе земской реформы кормления были полностью отменены. «Кормленичий доход» наместников и волостелей заменялся общегосударственным налогом, из средств которого государственная казна субсидировала служилых людей. 
В результате приказной реформы была упорядочена система исполнительной власти и управления включавшая 22 приказа, делившиеся на три вида: 1)функциональные(Разрядный, Ямской, Посольский, Поместный…); 2)территориальные, ведавшие отдельными территориями и разрядами населения(приказ Сибирского дворца, Земский приказ…); 3)дворцовые, т.е. обслуживающие потребности царского двора. 
С принятием в 1556 г. «Уложения о службе» не только усиливалась военная мощь государства, но и устанавливался единый порядок организации воинской службы.  
Наряду со службой «по отечеству» с 1550 г. формировался порядок службы «по прибору». 
Преобразования 1550-х гг.не только укрепляли государство, примиряя интересы царя, боярства и формирующихся сословий, но также направляли развитие России на путь сословно - представительной монархии. Однако слабые ростки всесословного государства были вскоре уничтожены политикой опричного террора.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"