Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

№1. История как наука. Историки о возможности познания.
№2. Основные концепции исторического развития.
№3. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.

Файлы: 1 файл

Шпоры по истории.doc

— 691.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№34. Участие  царской России в ПМВ.

Первая мировая война  вспыхнула в августе 1914 г. Она  длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября  1918 г.), охватив 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Боевые действия велись в Европе, Азии, Африке, на всех океанах и многих морях. Поводом для начала войны послужила драма, порожденная национально-освободительным движением  славян против австрийского владычества.  Германия стала и организатором первой коалиции империалистических  государств для борьбы за  передел мира. Еще в 1879 г. был заключен австро-германский союз, к которому в 1882 г. присоединилась Италия. Таким образом, был создан Тройственный союз, направленный против Англии и Франции. В ответ на  притязания Тройственного союза Англия и Франция в 1904 г. заключили так называемое "сердечное согласие" (по-французски "антанта  кордиаль"). В силу этих обстоятельств Россия была "фатально" обречена оказаться в центре назревавшего военного конфликта, когда встал вопрос о переделе мира. В августе 1907 г. Россия присоединилась к Антнте. Таким образом, империалистический  мир оказался разделенным на два враждебных лагеря. Обе коалиции, как две разбойничьи шайки, столкнулись в борьбе за сферы влияния в мире. Каковы же были конкретные цели участников этой войны? Правительство Германии рассчитывало положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии западноевропейских стран,      Правительство Австро-Венгрии намеревалось захватить Сербию, утвердить свое господство на Балканском  полуострове, отнять у России часть Польши, Подолию и Волынь. Турция рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах.   Правящие круги Англии, Франции и России стремились сломить могущество Германии и ее претензии на военное и политическое господство. Англия хотела отнять у  Турции богатые нефтью Месопотамию и часть Аравийского полуострова. Франция рассчитывала вернуть  Эльзас и Лотарингию, утраченные в ходе Франко-прусской войны 1870-1871  гг. и присоединить "какую захочет" часть рейнской Пруссии. Англия, Франция и Япония планировали также разделить между собой германские колонии. Тайные соглашения между Россией и ее союзниками по Антанте предусматривали присоединение к России Галиции, Угорской Руси, Буковины, ликвидацию Восточной Пруссии. Самой же заветной целью самодержавия было овладение черноморскими проливами.  Победоносной войной Россия хотела также поправить свой пошатнувшийся политический и военный авторитет, вызванный поражением в русско-японской войне. Экономические и  территориальные претензии у всех государств были различны. Но была одна причина, которая роднила и подталкивала империалистические державы к войне. Этой причиной являлось желание с помощью войны сбить накал революционной и  национально - освободительной борьбы. По своему происхождению и результатам Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы  которых вели борьбу за свое освобождение.  Именно такой, империалистический, характер признавали за ней ее непосредственные свидетели и участники. По своим масштабам и последствиям ПМВ не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. По своему происхождению и результатам.  Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы, которых вели борьбу за свое освобождение.  Именно такой, империалистический,  Она потребовала колоссальных финансовых затрат. В ходе войны произошло массовое уничтожение материальных и культурных ценностей. Целые районы  были превращены в пустыню. Рост налогов, инфляция, повышение цен - все это обострило нужду, нищету, крайнюю необеспеченность подавляющего большинства населения. Беспрецедентными были масштабы войны,      Совершенно новым был и характер боевых действии.       Впервые в таком массовом масштабе для уничтожения людей применялись новейшие технические достижения: магазинные винтовки, пулеметы, тяжелая дальнобойная артиллерия, подводные лодки, авиация, танки и т.п. Весной 1915 г. в районе бельгийского города Ипр германские войска впервые применили оружие массового уничтожения, выпустив на противника газовое облако хлора. Впервые в мировой истории вся мощь военной машины применялась не только против армии противника, но и против мирного населения. В годы войны впервые был  осуществлен практически всеобъемлющий государственный контроль над хозяйственной жизнью. В годы  ПМВ на занятых иностранными армиями территориях впервые был установлен особого рода режим - оккупационный. Он был основан на прямом насилии по отношению к мирному населению, в том числе на массовых принудительных реквизициях, контрибуциях и других поборах, а проще говоря - на самом настоящем грабеже. По количеству жертв та война тоже не имела себе равных в 1914-1918 гг. людей погибло больше, чем за все войны, которые велись на Земле в предыдущие 1000 лет. Отношение в войне политических партий России было неоднозначным.  Буржуазные и помещичьи партии заняли шовинистские позиции и поддержали правительство. Безусловной была поддержка царизма в войне и со стороны октябристов. Обещая правительству поддержку, кадеты и октябристы в своей печати выражали  надежду, что единение царя и общества во время войны заставит власти после её окончания, Война вызвала раскол и размежевание среди меньшевиков и эсеров. Среди них были и оборонцы, и пацифисты, и интернационалисты.      Таким образом, большинство эсеров и меньшевиков в  той или иной степени придерживались позиции: долой царя, но да здравствует победа над Германией! Отличные от всех других партий позиции занимали большевики. По словам В.Й. Ленина, война велась в интересах капиталистов, выкачивавших из пролетарской крови чистое золото своих доходов. Исходя из характера войны как несправедливой и захватнической,  большевики определили тактику своей партии. Она сводилась к трем основным лозунгам: поражение своего правительства в империалистической войне, превращение войны империалистической в войну гражданскую, создание III Коммунистического Интернационала. Лозунги большевиков были встречены негодованием правых партий. Большевиков обвиняли в  отсутствии патриотизма,  предательстве и  т д. Первые пять месяцев войны стали тяжелым испытанием для армии и страны. Наступательные действия, которые предприняла в начале войны русская армия, привели к  огромным потерям. Все это было следствием недостатков планирования будущей  войны. Громадный  недостаток вооружения и отсутствия помощи со стороны союзников снижали боеспособность русской армии и во много раз увеличивали жертвы. Поражения на фронте обострили политические противоречия в обществе. До лета 1915 г. буржуазия почти безоговорочно поддерживала царизм в ведении войны. Но поражения  на фронте, начавшаяся разруха показали, что Николай II и его правительство не в состоянии успешно продолжать  войну. Тогда буржуазия, ее партии, по меткому выражению кадетов, стали переходить от «патриотического подъема к патриотической тревоге», нажиму на царизм. Однако, попытки буржуазных партий, и даже части царскою Совета министров, внести изменения в систему правления наталкивались на сопротивление Николая II и его сторонников. Буржуазия постаралась перестроить свои ряды, подготовиться к долгой осаде власти. Но политические и экономические планы буржуазии натолкнулись на решительное противодействие с двух сторон: со стороны  царского правительства и со  стороны  большевиков. В глубоком кризисе, как и вся страна, оказались учреждения народного образования: сократилось число учащихся, поредел учительский корпус. Война принесла в школу хаос и разрух. Война, которая наиболее тяжким бременем легла на крестьянские плечи, обострила ранее  существовавшие на, селе противоречия. Уже в 1915 г. начинает увеличиваться число крестьянских выступлений. Резко начало меняться и отношение к войне солдатской массы. Состояние безысходности, тоска по дому, семье, неубранному клочку земли заставляли солдат бросать оружие, дезертировать из армии. Рабочие, крестьяне, солдаты все чаще требовали немедленного мира,  протестовали против эксплуатации, нехватки продовольствия, одежды, обуви, топлива, против обогащения верхушки общества.

№43. Советское  государство в системе международных  отношений в 1920-1930-е гг. Эволюция внешнеполитических приоритетов.

Пик ожидаемой большевиками мировой революции пришелся на конец 1920-х гг., когда в капиталистическом  мире разразился небывалый экономический кризис.  Между тем  в начале 1930-х гг. приближалось время смены приоритетов  внешней политики. В 1931 г. Япония приступила к захвату Северо-Восточного Китая (Маньчжурии).  Второй очаг военной опасности возник в Европе с приходом к власти в Германии Гитлера. Третьим очагом  войны стало нападение Италии на Эфиопию  в 1935 г. Государства-агрессоры открыто заявили о необходимости территориального передела мира силой оружия Основной вывод, сделанный в начале 1930-х гг. советской дипломатией, состоял в том, что интересы СССР требуют не просто поддержания состояния "не войны" с капиталистическими странами, не только развития торговли, но и сближения с теми из  них,  которые  "давали доказательства  своего  искреннего стремления к сохранению мира". В связи с тем, что в Лиге Наций остались лишь страны, не ставившие целей передела мира, в 1934 г. СССР вступил в эту организацию. Еще раньше, в 1933 г., были установлены дипломатические отношения  между Советским Союзом и США, начался диалог с Францией. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий  договоры о взаимопомощи. Летом 1935 г. на VII Конгрессе Коминтерна в докладе Г. Димитрова и последующих решениях был сделан вывод о необходимости единства всех представителей  рабочего класса в борьбе против фашизма и опасности войны. Для советского руководства наиболее неблагоприятной и опасной перспективой была бы ситуация, при которой страны, вставшие на путь экспансии, обратили бы острие агрессии против СССР при нейтралитете или даже  косвенной поддержке Англии, Франции и США. Избежать такой опасности можно было при условии создания системы коллективной безопасности, то есть военного союза стран, не заинтересованных в войне. До 1939 г. советское руководство считало оптимальным вариантом создание системы коллективной безопасности. Ни Англия, ни  Франция,  ни США не были заинтересованы в войне. Рост экспансионизма Германии, Японии, Италии угрожал в первую очередь их интересам.  Начатый в 1933-1935 гг. диалог с СССР был призван создать лишние "козыри давления" на Германию и Японию. Что касается перспектив восприятия СССР как реального союзника, то они сводились к минимуму. Впрочем, недоверие было взаимным. Рождалось подозрение, что правительства этих стран заинтересованы в военном столкновении между СССР  и державами антикоминтерновского  пакта (Японией и Германией). Правительства западных держав, в свою очередь, хорошо помнили времена, когда СССР провозгласил себя "базой и рычагом" мировой революции, когда многие руководители ВКП(б) и Коминтерна не скрывали надежд на "образование новых советских республик" в итоге ожидавшейся ими войны. "Большой террор",  развязанный Сталиным, сделал немыслимым заключение союза с Англией, Францией и США против фашистской агрессии. Престиж СССР серьезно пошатнулся в глазах демократических сил и правительств. Это особенно проявилось во время политического кризиса в Европе летом 1938 г., возникшего в связи с предъявлением  Германией территориальных претензий Чехословакии. Советский Союз предлагал Чехословакии оказание помощи даже а одностороннем порядке, в сентябре 1938 г. в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией было подписано соглашение о передаче Германскому рейху Судетской области. Фактически именно тогда была совершена роковая (военная и политическая) ошибка, открывшая дорогу  второй  мировой войне. Германия,  поглотив Судеты , резко увеличила свой военно-экономический потенциал, приобрела реальную способность вести крупномасштабную войну. Западных столицах сложилось убеждение об отсутствии у Советского Союза иного  выхода, кроме поиска союза с Англией  и  границей против угрожающей всем агрессии Германии и Японии. Между тем мюнхенское соглашение усилило в советскому руководству скептицизм в оценке возможностей добиться существенного прогресса в реализации  идеи коллективной безопасности, и в 1939 г. Сталин открыто повернул к политике сговора с агрессорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№35. Причины  падения самодержавия. Февральские  события 1917 г. Установление двоевластия.

Главное место в газетах всех политических направлений занимала  война. Ежедневно давались фронтовые сводки, сведения о положении союзников, о действиях вражеского лагеря, подводились итоги, делались прогнозы. Все больше места газеты уделяли экономическому положению страны. Обзор легальной прессы России показывает, что с конца 1916г. кризисные явления нарастали и в экономической, и в политической жизни страны. В расстройство приходили финансы, транспорт, вся система снабжения. Обострились отношения царской власти с буржуазией. Усиливалось брожение в армии, многомиллионной крестьянской массе. В итоге, к началу 1917 г. в стране созрела революционная ситуация. Она была вызвана внутренними противоречиям, достигшим небывалых размеров и остроты. Николай II полагал, что до конца войны никаких потрясений в стране не произойдет. После же ее окончания намечалось проведение некоторых реформ, в том числе наделение крестьян-фронтовиков землей, отмена ограничений для евреев, расширение свободы торговли, большее привлечение в Думу представителей крупного капитала.       В начале 1917г. буржуазные партии заметно активизировали свою деятельность. В докладе охранки от 2б января говорилось, что члены этих партий разделились на две группы. Одна из них, во главе с Родзянко и Милюковым, добивается власти через Думу; другая, возглавляемая Гучковым и князем Львовым, стоит за дворцовый переворот, который совершат военные. О дворцовом перевороте говорил  в  то время весь Петроград. Его  больше всего связывали с именем Гучкова, который в свое время был военным и продолжал поддерживать тесные контакты с армией. 10 февраля в связи с началом очередной сессии Государственной Думы с докладом к  царю выехал председатель Думы Родзанко. Николаи II принял его очень холодно. Угроза, однако, не подействовала. Главные события разворачивались не в Думе. Центр их переместился на фабрики и заводы, в солдатские казармы. Забастовочное движение после 15 февраля не прекращалось. Поводом для забастовок было недовольство экономическим положением,  продовольственные трудности. Но в напряженной обстановке тех дней любое экономическое выступление могло молниеносно перерасти  в политическое.  Разрастался конфликт на Путиловском заводе. Забастовка здесь началась 17 февраля, а 22 февраля дирекция объявила  локаут. 25 февраля события развернулись с новой силой. В этот день бастовало свыше 300 тыс.человек.  Правительственная машина с этого дня стала буксовать. А демонстранты действовали  все решительнее. До царя и его правительства дошло, что происходит что-то неладное. Вечером Николай II по прямому проводу приказал  командующему округом  генералу  Хабалову: "Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки..." Хабалов это понял так: "Стрелять надо". Грозный приказ  Хабалова, расклеенный по городу, подействовали на некоторые слои населения. Демонстрантов было меньше. Но те десятки тысяч, которые вышли на улицы, были неустрашимы. Начались расстрелы. Стреляли не только из винтовок, но из пулеметов. Хотя удар был нанесен очень сильный, расстрелять революцию не удалось. Появился очень важный симптом: солдаты  заколебались, выходили из повиновения начальства. 27 февраля. Утром первым на сторону восставших перешел Волынский полк, который еще вчера стрелял в демонстрантов. Вслед за ним на сторону восставших стали переходить другие части. В результате соединения рабочих с солдатами образовалась сила, противостоять которой уже никто не мог. В чем причина сравнительно легкой победы  восстания? Участвовавшие в Февральской революции классы и партии преследовали различные цели и по разному видели перспективу дальнейшего развития  страны. Но на определенном, хотя и весьма коротком отрезке времени, их усилия слились воедино, обеспечив  тем самым побед революции. Следует признать, что все без исключения политические партии не ожидали молниеносного успеха вооруженного восстания и были обескуражены таким ходом развития событий. Утром 27 февраля, когда на улицах города шли бои, депутаты IV  Государственной Думы стоя выслушали царский указ о перерыве заседаний. Понимая всю сложность политической ситуации, депутаты решили  не расходиться, а провести "частное" заседание Думы. Чтобы подчеркнуть его неофициальный характер, было решено перейти в другой зал, находящийся в правом крыле Таврического дворца. Был сформирован  Временный комитет во главе с  Родзянко. Главной задачей комитета осторожно называлось восстановление порядка в городе. На большее, лидеры буржуазных партий не осмелились.     Был избран Исполнительный комитет Совета из 15 человек. 13 из них были меньшевики, эсеры, трудовики. Большевиков было двое. Совет сразу же заявил о себе как орган революционной власти. Таким образом, царская власть в столице фактически перестала существовать. Однако,  проявив себя как орган реальной власти, имея полную  поддержку  петроградского гарнизона, Совет не собирался брать всю государственную власть в свои руки. Уже 28 февраля он начал переговоры с Временным комитетом Государственной Думы о формировании им Временного правительства. 1 марта это  правительство было сформировано. Большинство мест в нем получили кадеты. Во главе правительства стал князь Львов. Занятые укреплением своей власти  в Петрограде и Временный комитет и Петроградский Совет забыли о самом царе. И только 2 марта Временный комитет решил вступить с ним в переговоры для получения формального отречения от престола. Таким  образом, фактически в стране установился республиканский строй. Власть перешла в руки Временного правительства. Но власть эта была чисто номинальной.                                                                   Правительство было лишено главного  признака власти - вооруженной силы.  9 марта Гучков писал: "Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который владеет важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. Можно прямо сказать, что Временное правительство существует, лишь пока это допускается Совет рабочих и солдатских депутатов". Реальность была такова, что итогом Февральской революции явилось установление в стране двоевластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№41. Политика форсирования социально-экономических  и культурных преобразований. Итоги  первых пятилеток.

Разгром «правых» происходил в условиях обвального крушения НЭПа по всем направлениям хозяйственной и социальной политики. Одним из направлений происходящих изменений был переход к директивному централизованному планированию в масштабах пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 г. При этом Госпланом СССР было подготовлено два варианта пятилетнего плана: отправной и оптимальный. Они не противопоставлялись друг другу, но учитывали некоторые факторы, которые могли повлиять на ход экономического  развития (урожай,  внешнеполитическая обстановка конъюнктура  мирового рынка и т.д. Попытка форсировать темпы индустриализации потребовала громадных капиталовложений, а их не было. Между тем к концу 1920-х годов весь капиталистический мир был охвачен экономическим кризисом. Создалась уникальная возможность сравнительно дешево и в больших количествах закупить самое передовое оборудование и технологии и ускорить модернизацию советской промышленности. Оставалось либо свернуть модернизацию, либо получить дополнительные ресурсы за счет увеличения изъятия средств  из сельского хозяйства и ограничения потребления городского населения. Темпы и методы индустриализации, таким образом, были связаны с темпами и методами преобразований в сельском хозяйстве. Попытка "большого скачка" в 1930-1932 гг. оказала крайне отрицательное воздействие на ход выполнения плана, привела к диспропорциям в экономике, ибо неоправданно высокие капиталовложения  в новое строительство  приводили к нехватке материалов и оборудования, недостатку транспортных и энергетических средств. Директивы по составлению второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.), принятые XVII съездом ВКП(б) в 1934 г., предусматривали хотя и высокие, но более реальные темпы  развития. Вторая пятилетка являлась пятилеткой освоения новых предприятий. Основное внимание второй пятилетний план уделял созданию промышленных предприятий  в восточных районах страны, ставя задачу  создания  второй  угольно-металлургической базы — Урало-Кузнецкого комбината. В 1935 г. возникло стахановское движение. По объему валовой промышленной продукции СССР в 1937 г. стал второй державой в мире. За годы первых пятилеток в строй вступило около 9 тыс. заводов, фабрик, шахт, электростанций. Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы и др. упор на развитие тяжелой индустрии в СССР превратился в самоцель. В самой тяжелой промышленности все более усиливались позиции отраслей, связанных с производством вооружений,  приведших уже в предвоенные годы  к началу формирования военно-промышленного комплекса. Усугубляя отставание  других отраслей. Система приоритетов фактически подменила плановое развитие и стала одной из существенных черт советской экономики Политика "большого скачка" осуществлялась и в сельском хозяйстве. Форсирование индустриализации требовало средств, а взять их можно было только у населения. Переход к политике ликвидации кулачества как класса. Государство не располагало ни материальными, ни финансовыми ресурсами для помощи создаваемым колхозам. Поэтому имущество раскулаченных передавались в распоряжение колхозов. Репрессиям подверглось около 1 млн. крестьянских семей. Вместо сельскохозяйственных артелей в деревнях стали создаваться коммуны, где обобществлялось буквально все: мелкий скот, домашняя птица, постройки, предметы быта и т. д. По стране прокатилась волна закрытия церквей, ликвидировавшихся в административном порядке. Все это вызвало сильное недовольство крестьян, по стране прокатились крестьянские выступления. Одной из наиболее мрачных страниц советской истории был голод 1932 - 1933 гг. на Украине,  Южном Урале и в Казахстане, явившийся результатом политики коллективизации. Каковы же были результаты коллективизации Предполагаемого увеличения валовой продукции сельского хозяйства достигнуто не было. Были разорены наиболее продуктивные фермерские хозяйства. Были созданы колхозы, в большинстве своем нерентабельные. Вместе с тем, форсированная коллективизация позволила ре шить ряд  проблем  социально-экономического развития страны. Хлеб, изъятый у колхозов, экспортировался, что позволяло закупать за рубежом технику и технологии. Коллективизация обеспечила мгновенное создание достаточных условий для форсированной индустриализации. С конца 1920-х годов усилился контроль со стороны государства за развитием духовной жизни общества. Принцип классовой борьбы находил своё отражение и в культурной жизни советского общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой, что характеризовалось усилением авторитарно-бюрократического стиля  в  их  руководстве. Были созданы Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по  радиофикации и  радиовещанию (1933) и др. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительной работы. В 1928 г. был объявлен "Всесоюзный поход за грамотностью". В 1930  г. было введено всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей В 1934  г. в целях повышения роли  преподавателей вузов и научных работников вновь были введены учёные степени и звания. Итоги преобразований в советской культуре были неоднозначны. С одной стороны были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры, повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. С другой стороны, социокультурные процессы в советском  обществе характеризовались дальнейшей идеологизацией культурного развития, усилением авторитарно-бюрократического стиля руководства культурой, что вело к отставанию в развитии общественной мысли, изоляции советского общества от достижений мировой культуры и прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№42.Формирование административно-бюрократической системы. Режим личной власти Сталина. Массовые репрессии 1930-х гг. Тоталитарное государство.

В годы НЭПа наметился  определенный отход от административных  методов управления в пользу экономических. Происходит централизация управления экономикой, переход от территориальной системы управления к отраслевой. Постепенно в качестве единственной утверждалась государственная собственность на средства производства. В 1928 г. была запрещена сдача в аренду государственных предприятий частными лицам. К концу первой пятилетки были  национализированы последние частные предприятия. Административные методы управления утверждались и в аграрном секторе. Уже с 1930 г. колхозам стали спускаться государственные планы. Таким образом, к  середине 1930-х гг. в СССР сформировалась особая система управления экономикой, позволявшая мобилизовать все имевшиеся в наличии ресурсы на нужды  индустрии. Ее характерные черты: жесткий  централизм, широкое применение административных методов. Были сильно ограничены товарно-денежные отношения. Административно-бюрократическая система управления, отсутствие материальной заинтересованности, отчуждение практически всего населения страны от собственности, принудительный характер труда — все это требовало усиления государственного контроля над всеми сторонами жизни. С середины  1930-х гг. в СССР складывается тоталитарное государство - политическая система, установившая полный (тотальный) контроль над жизнью общества в целом и каждого человека в отдельности. Для такого государства характерны:

-тотальная идеология,  являющаяся обязательной для  всего общества; всякое инакомыслие  рассматривается как зло, подлежащее  уничтожению; 

-монополизация власти; власть в  руках одной партии, а сама партия — под властью одного лидера; сращивание правящей партии с госаппаратом, полная ликвидация гражданского общества (всех организаций, не контролируемых правящей партией);

-монопольный контроль  государства над экономикой;

-монополия на информацию, строгий контроль за её содержанием.

Все эти признаки имели  место в советском государстве 1930-1950-х гг. Государство постепенно устанавливало тотальный контроль за каждым гражданином страны. В 1932 г. была введена паспортная система. Колхозники паспортов не имели и не могли уехать из колхоза. Они, по существу, находились в положении крепостных. В стране установилась единая идеология - марксизм. Важнейшим элементом этой системы стала коммунистическая партия. Она превращалась в централизованную, строго дисциплинированную организацию, ориентированную на беспрекословное исполнение директив центра. Дисциплина в партии поддерживалась регулярными чистками. С начала 1930-х гг. начинает складываться личная диктатура И.В. Сталина. С конца 1920-х гг. начал формироваться культ личности И. В. Сталина. Выходят книги К. Ворошилова, Л. Берии, Е. Ярославского и других авторов, в которых Сталину приписывается исключительная роль в Октябрьской революции, создании Красной Армии, подъеме экономики страны и т. д. В 1938 г. был издан "Краткий курс истории ВКП(б)", написанный под личным руководством Сталина,  где роль Сталина раздувается до гигантских размеров. Проводится теория "двух вождей" — Ленина и его наследника Сталина, остальные руководители партии объявляются "бандой шпионов и убийц", боровшихся против ленинско-сталинского курса. Тоталитарное государство не есть  исключительно советское явление. В  1930-е гг. аналогичные системы сложились в большинстве европейских стран: Италии, Германии, Испании, Венгрии, Румынии, Польше, Латвии и др. Для тоталитарных государств характерно применение террора как средства внутренней политики, крайняя милитаризация общества, создание в стране обстановки "военного лагеря", постоянные поиски внешнего и внутреннего врага. С конца 1934 г. начинается новая волна репрессий. Они захлестнули большевистскую партию. Сигналом  стало убийство С. М. Кирова в Смольном в Ленинграде 1 декабря 1934 г. Сталин использовал убийство Кирова для раскручивания волны политических репрессий. Если раньше репрессии развертывались главным образом под флатом борьбы с классово-враждебными элементами - кулаками, нэпманами, буржуазными специалистами, то теперь карательные органы повели борьбу со всеми противниками Сталина, причем как действительными, так и мнимыми, как вне, так и внутри партии. С 1937 г. репрессии приобрели особый размах, охватывая уже те слои партийного и государственного аппарата, которые являлись надежной  опорой  Сталина. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она во многом противоречила практике сталинщины и публично делала  ее противозаконной. Конституция отменяла ограничения прав граждан по классовому признаку. Выборы стали  всеобщими, прямыми,  при  тайном голосовании. Однако выборы оставались безальтернативными: в избирательный бюллетень вносилась лишь одна кандидатура. Юридическому обоснованию репрессий было посвящено почти все законодательство 1930-х гг. Уже в феврале 1927г. была принята знаменитая статья 58 Уголовного кодекса РСФСР "Государственные преступления". В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, по которому все ближайшие родственники высылались в отдаленные районы  страны.  В конце 1930-х гг. было официально провозглашено о по  строении в  СССР основ социализма. Основанием для этого вывода послужила ликвидация в стране эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства. В то же время было бы абсолютно неверным утверждать, что сталинский режим держался лишь на репрессиях. Он имел довольно широкую социальную базу. Во-первых, это партийно-государственная  бюрократия, для которой была создана система льгот и привилегий. Во-вторых, это маргинальные слои рабочего класса — малограмотные и малоквалифицированные люди. Они получили  гарантированный минимум материальных благ (гарантированную зарплату, бесплатное лечение, образование, дешевое жилье), обрели статус класса — гегемона. В-третьих, деревенская беднота, выигравшая от проведения коллективизации и передела собственности зажиточных крестьян. Эти слои одобряли сталинскую политику, психологически воспринимали ее как выражение своих  интересов, не понимая, что в конечном  итоге находятся в таком же бесправном положении, как и все остальные слои населения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"