Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет истории как науки.
2. Восточные славяне в VI-VIII вв.
3. Древнерусское государство Киевская Русь.
5. Борьба русских земель с внешней опасностью в XIII - XV вв.

Файлы: 1 файл

история россии.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

 

8. Русская  культура в XIV-XVI вв.

Исторические условия, особенности, основные тенденции развития русской  культуры. Влияние процессов объединения  и централизации русских земель на развитие культуры.

Образование. Летописание: этапы, особенности. Устное народное творчество, литература. Исторические сочинения: тематика, идейное содержание. Общественно-политическая мысль. Архитектура. Живопись. Быт.

 

 Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

 Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

 Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

В общегосударственном  масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. Важнейшим явлением культуры 16в. стало начало книгопечатания. В 1564г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым был напечатан «Апостол» - первая русская печатная книга. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый букварь. Однако в 16в. Печатали в основном богослужебные книги. 16в. Дал яркие произведения общественной мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального строя – дворянства.

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

"Летописец начала  царства" описывает первые  годы правления Ивана Грозного  и доказывает необходимость установления  царской власти на Руси. "Степенная  книга" содержит расположенные  по 17 степеням портреты и описания  правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Развитие архитектуры  в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

Завершение строительства  ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В Московском Кремле возводились  также и светские постройки. В  их числе Княжеский дворец, состоящий  из нескольких связанных между собой  строений. От этого дворца сохранилась  Грановитая палата (1487-1491), построенная  итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени  знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и  других городах.

Изобразительное искусство  развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется", что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное  искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется  круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. "Бытийным письмом" была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским  живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени  отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов  достигло художественное шитье, в котором  вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

 

9. Россия  в XVII веке: особенности политического, экономического, социального, культурного развития.

"Смутное время"  в истории России. Обострение  социальных, династических, международных  противоречий на рубеже XVI - XVII вв. Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова. Лжедмитрий I. В. Шуйский. Народные движения начала XVII в. Лжедмитрий II. Польско-литовская и шведская   интервенция в Россию. "Семибоярщина", ее политика. Национально-освободительная борьба русского народа против интервенции. I и II ополчения. Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г.

Новые черты в экономическом  развитии. Развитие товарного производства. Возникновение первых мануфактур. Начало формирования всероссийского рынка.

Тенденции развития политического  строя России во второй пол. ХVII в. Юридическое оформление системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. Причины и формы социального протеста в середине – второй половине XVII в. 

Церковь и государство. Церковная  реформа. Церковный раскол.         

Особенности развития культуры. Усиление светских и демократических элементов. Традиционность и новшества в быту.

Основные понятия:  восстание, интервенция, ополчение, казачество, самозванство, смутное время, тушинский вор, абсолютизм, Боярская дума, воевода, Земский собор,  самодержавие, приказная система, Соборное уложение, гости, единый всероссийский рынок, купцы, мануфактура, мелкое товарное производство, Новоторговый устав, подворное обложение, Торговый устав, ярмарка, патриарх, старообрядчество, церковный раскол,  «бунташный век», Медный бунт, «поход за зипунами», Соляной бунт.                                                                                                                                    

 

После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598). Началась борьба за власть внутри страны. На протяжении практически всего столетия приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар - вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бун-ташным. Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 - май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой. При нем Россия продвинулась в Сибирь. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако улучшить положение не удавалось.

Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны. Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее го -сударственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск ив 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие - Семибоярщина. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика. В таких условиях отстоять независимости Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом.

Эту задачу удалось выполнить народному ополчению во главе с нижегородским старостой КузъмойМининым и князем Дмитрием Пожарским. После освобождения в октябре 1612 г. Москвы, провала двух попыток Сигизмунда (1612, 1617) снова захватить русскую столицу польская интервенция завершилась Деулинским1 перемирием с Речью Посполитой в 1618 г. уже при новом царе из новой династии Романовых - Михаиле Романове (1596-1645). По этому соглашению Польша получила Смоленские (кроме Вязьмы), Черниговские и Новгород-Северские земли. Всего к полякам отошло 19 русских городов, в том числе и Смоленск.

При царствовании вступившего на трон после смерти Михаила Алексея Михайловича, прозванном Тишайшим, были предприняты меры к укреплению самодержавия. Создан Приказ тайных дел, усилился аппарат управления - увеличилось число приказов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"