Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к 30 вопросам к экзамену по "Истории отечественного государства и права".

Файлы: 1 файл

Ekzamenatsionnye_voprosy_po_IOGP2.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под  председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу  авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

В её обсуждении впервые  участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики»

В работе над текстом  конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин  считал себя автором основной части текста конституции

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

Принятая в 1936 году конституция  содержала 13 глав и 146 статей.

Глава I. Общественное устройство

Глава II. Государственное  устройство

Глава III. Высшие органы государственной  власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава IV. Высшие органы государственной  власти Союзных республик

Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

Глава VIII. Местные органы государственной власти

Глава IX. Суд и прокуратура

Глава X. Основные права  и обязанности граждан

Глава XI. Избирательная  система

Глава XII. Герб, флаг, столица

Глава XIII. Порядок изменения  конституции

 

 

44. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г.

Союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:

Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики,

Украинской Советской  Социалистической Республики,

Белорусской Советской  Социалистической Республики,

Азербайджанской Советской  Социалистической Республики,

Грузинской Советской  Социалистической Республики,

Армянской Советской  Социалистической Республики,

Туркменской Советской  Социалистической Республики,

Узбекской Советской  Социалистической Республики,

Таджикской Советской  Социалистической Республики,

Казахской Советской  Социалистической Республики,

Киргизской Советской  Социалистической Республики.

Ведению Союза подлежат:

а) представительство  Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров  с другими государствами;

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за исполнением  Конституции СССР и обеспечение  соответствия Конституций союзных  республик с Конституцией СССР;

д) утверждение изменений  границ между союзными республиками;

ц) законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев;

ч) издание общесоюзных  актов об амнистии. 

Суверенитет союзных  республик ограничен.  Каждая Союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. За каждой советской республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство.

Высшим органом государственной  власти СССР является Верховный Совет  СССР. Законодательная власть СССР. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. 

Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих  палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета СССР, одиннадцати  его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума.

Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих  палат Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР – Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР. К общесоюзным Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: Обороны; Иностранных дел; Внешней торговли; Путей сообщения; Связи; Водного транспорта; Тяжелой и Оборонной промышленности. К союзно-республиканским Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: Пищевой, Легкой и Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения.

Система высших органов  власти каждой из союзных и автономных республик строилась в основном по типу высших органов власти СССР, разграничивались компетенция органов государственной власти и управления, законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Детально были разработаны в республиканских конституциях вопросы о местных органах государственной власти. При этом более полно, чем в Конституции Союза, отражались основные направления руководства Советами со стороны вышестоящих представительных органов.

 

45. Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г.

Граждане СССР имеют  право на труд, отдых. Право на отдых  обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства  рабочих до 7 часов, установлением  ежегодных отпусков рабочим и  служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Граждане СССР имеют  право на материальное обеспечение  в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование (всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование)

Женщине в СССР предоставляются  равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы.

церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. свобода слова, свобода печати, свобода  собраний и митингов, свобода уличных  шествий и демонстраций.

Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайна переписки Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Всеобщая воинская обязанность является законом.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой  деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. 

Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг.

Последующее развитие СССР – третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР. В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской. В ней же были преобразованы Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные. 21 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная Дума Эстонии провозгласили установление советской власти в Прибалтике, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав СССР в качестве равноправных субъектов. В 1940 г. окончательно оформился состав СССР (16 союзных республик).

1930-е гг. – период  окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались  коренным изменением хозяйственной  политики в СССР, проводилась  политика коллективизации и индустриализации  – это и стало причиной внесения  изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством. Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата  и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

 

 

47. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

Условия Великой Отечественной  войны требовали мгновенной мобилизации  всех военных и экономических  ресурсов – это основная причина  реформирования всего права России в этот период.

На военную службу привлекалось все здоровое мужское  население, за исключением несовершеннолетних и престарелых. Граждане, уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Все остальное население обязано было трудиться. Указ ПВС СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» ввел уголовную ответственность лиц, уклоняющихся от мобилизации для работы на производстве и строительстве. Наказание за это преступление – принудительные работы на производстве и строительстве по месту жительства на срок до 1 года.

Все уголовное законодательство пополнилось новыми составами преступлений и ужесточилось. Указ ПВС СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», установил уголовную ответственность в виде лишения свободы до 10 лет для должностных лиц и до 3 – лет для частных лиц. Смертная казнь назначалась для фашистских преступников и их пособников – предателей советской Родины. Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие. Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

В экономических отношениях реже стало применяться договорное право, возросла роль административных актов. Указом ПВС СССР от 1 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» расширялся круг наследников по закону, к ним были причислены усыновленные дети. В остальном наследование сохранило свои основные требования. Допускалось наследование по завещанию.

Трудовое право в  целом тоже ужесточилось. Указ ПВС СССР от 26 июня 1941 г. предоставил директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР для рабочих и служащих предприятий обязательные сверхурочные работы продолжительностью 1–3 ч в день, отменил отпуска, заменив их денежной компенсацией.

Указ ПВС СССР 1943 г. «Об усыновлении» установил, что  усыновляемому по просьбе усыновителя  могут быть присвоены фамилия  и отчество по имени усыновителя. Законный брак – зарегистрированный. Право обращения матери, не состоявшей в браке с предполагаемым отцом, в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка было отменено. Изменился порядок развода, он производился публично, через суд, допускались закрытые слушания по просьбе супругов. Порядок развода был затруднен в целях укрепления семей.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"