Сакская триада Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать такой вопрос как материалы материальной культуры кочевников раннего железа: предметами вооружения, конской упряжи и звериный стиль. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) раскрыть понятие «сакская триада» и ознакомить с материалами материальной культуры кочевников раннего железа связанные с вооружением;
2) описать декоративный звериный стиль кочевников раннего железа;
3) рассмотреть конскую упряжь раннего железного века на территории современного Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Вооружение
1.1 Вооружение дальнего боя
1.2 Вооружение ближнего боя
2. Сакский звериный стиль
3. Конская упряжь
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сакская триада Казахстана.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

На территории Западного Казахстана мы наблюдаем обилие данного вида вооружения. Это можно понять ознакомившись с работой Хазанова А.М., в которой он делит мечи и кинжалы на несколько типов: с кольцевым навершием и без метталического навершия. Из всех типов сарматских мечей мечи, а также кинжалы с кольцевым навершием являются наиболее однообразными как по форме, так и по технике изготовления и даже по своим размерам. Можно говорить лишь об отдельных вариантах внутри единого типа. Подавляющее большинство их найдено в мужских погребениях и лишь несколько экземпляров- в женских. Исследователем было изучено около 130 экземпляров таких мечей и кинжалов и поделена по длине на 6 типов.

В период господства у сарматов меча с кольцевым навершием наиболее распространены были экземпляры, едва достигавшие в длину 50-60 см и соответствовавшие по размерам скифским акинакам.

Мечи и кинжалы без метталического навершия характерны для позднесарматского этапа и являются одним из определяющих его элементов материальной культуры, так же как мечи и кинжалы с кольцевым навершием- для среднесарматского.

В отличие от последних они встречаются только в мужских погребениях.

Среди кинжалов преобладают экземпляры длиной 30- 40 см (в Поволжье и в Приуралье они составляют около половины общего числа найденных), реже- 20-30 см, совсем редко- 40-50 см. Такая же картина наблюдается и в других областях (Хазанов, 1971, с. 5; 15).

Для Восточного Казахстана характерным являются ранние мечи- длинные с грибовидным навершием и с прямым, четко выделенным перекрестьем. Типологически они продолжают линию развития кинжалов периода поздней бронзы. Удлинение клинка и обоюдоострость, а также защитное перекрестье обусловлены необходимостью сражаться в конном строю. Со временем этот тип оружия специализируется, клинок уменьшается в размерах, и во второй половине I тысячелетия до н.э. уже характерны акинаки двух типов: с прямым перекрестьем, прорезной ручкой и антенновидным навершием. С этого времени оружие изготавливают уже из железа (Степная полоса..., 1992, с. 146).

В Северном Казахстане оружие ближнего боя (кинжалы и ножи) представлено 19 экземплярами, изготовленными из бронзы (6) и железа (13). Восемь из них являются случайными находками, остальные происходят из курганов. Данная категория инвентаря не составляет массовых серий. Практически каждый кинжал и меч индивидуальны. Поэтому Хабдулиной М.К. приводится подробное описание с обоснованием даты. По основным типологическим показателям кинжалы и мечи Северного Казахстана вписываются в существующие - классификационные схемы скифо-сарматского оружия. В итоге анализа, который провела Хабдулина М.К., была составлена таблица, достаточно наглядно демонстрирующая разнообразие типов кинжалов и их эволюцию. VIII-V вв. до н.э. представлен бронзовыми и биметалическим акинаками (7 экз.). По форме перекрестия они распадаются на две группы. Ранние экземпляры выполнены по карасукским образцам двух типов: с "шипастым" и "крышевидным" перекрестием. Вторую группу составляют кинжалы с различными вариантами бабочковидного перекрестия.

Кинжалы с "шипастым" перекрестием (2 экз.). Один из них уже известен науке (Троицкий прииск). Второй - бронзовый кинжал, найденный в 1986 г. на землях совхоза Новопокровка (Сергеевский микрорайон). Кинжал из Новопокровки является изделием местных литейщиков, воплотившим в себе технологические приемы двух культурных традиций: андроновской - в оформлении клинка, и карасукской в общем облике кинжала. Вероятно, он был изготовлен по старой литейной форме, но во времена, когда необходимость в петельке была уже изжита. Кинжал датируется VIII-VII вв. до н.э.

Существуют поздние формы бронзовых кинжалов, карасукского типа. Появляются акинаки с бабочковидным перекрестием. Бронзовый кинжал (случайная находка у села Рассвет, в 60 км южнее г. Петропавловска) с зооморфным навершием и "шипастым" перекрестием имеет длину 32 см. Длина клинка 18 см, ширина лезвия 3,2 см, ширина рукояти 2,5 см. На зооморфных скульптурах рельефной полуокружностью с ямочкой посередине обозначены глаза и очертания черепа. Снизу эта линия переходят в углубленный зигзаг, намечающий, вероятно, характерные особенности челюстей (клыки?). Кинжал венчают скульптурные изображения противостоящих голов кабанов, выполненные в обобщенной стилизованной манере. Головы наклонены вниз, передние "конечности" размещены у морды. Сибирские параллели и совокупность признаков, слагающих индивидуальный облик предмета, позволяют датировать кинжал VII-VI вв. до н.э.

Кинжалы VI-V вв. до н.э. были ранее опубликованы в трудах Грязнова М.П. в 1956 г. и Акишева К.А. в 1959 г.

Железные акинаки двух типов:

1) с бабочковидным перекрестием и зооморфным напершием,

2) с перекрестием подтреугольвой формы и рожковидным (серповидным) навершием. Железный кинжал с зооморфным навершием и бабочковидным перекрестием найден на правом берегу р. Ишим у села Бесколь Северо-Казахстанской области (в 10 км южнее г. Петропавловска). Конец лезвия обломан в древности. Сохранившаяся длина оружия 40 см.

Интерес представляет трактовка зооморфных изображений навершия и рукояти. Изображения на наперший выполнены в традиции зеркальной симметрии. В центре расположены два треугольника, острые углы которых выступают над верхним углом навершия. Контуры треугольников подчеркнуты гравировкой. В центре их - по резному кружочку. От треугольников отходят две лопасти подпрамоугольной формы, поверхность их заполнена вертикальными и наклонными бороздками. По силуэту навершия идет рельефный кантик, украшенный насечками по нижнему краю. Сочетание разновременных признаков отражает, вероятно, этап технологических поисков, приходящийся на V-IV вв. до н.э.

Железные кинжалы IV- II вв. до н.э. двух типов: 1) с брусковидным навершием и сломанным под углом перекрестием, 2) с серповидным навершием и прямым перекрестием.

Одной из категорий вещевого инвентаря поселенческих и погребальных комплексов являются ножи (26 экз.). Они изготовлены из бронзы, железа, известны два биметаллических экземпляра. Все ножи относятся к отделу однолезвийных.

Наибольшим типологическим разнообразием выделяются ножи раннесакского периода (10 экз.). Преобладают ножи пластинчатой конструкции, по оформлению рукояти делятся на три типа: 1) с невыделенной рукоятью; 2) с намечающимся черенком; 3) с кольцевым навершием. К отдельному типу (№ 4) относятся ножи черенковые с "хвостатым" лезвием. Среди пластинчатых ножей выделяется крупный нож длиной 16,5 см, имеющий изогнутую рабочую часть.

Ножи II в. до н.э. - I в. н.э. представлены в 8 экземплярах и являются черенковыми. Объединяющим признаком этой группы является уступчатый переход от черенка к лезвию. Линия рукояти составляет продолжение спинки. По форме лезвия распадаются на два типа: 1) сохраняются прежней формы ножи с прямым лезвием и горбатой спинкой; 2) ножи с прямым лезвием и прямой спинкой, концы лезвий иногда скошены со стороны спинки и приострены. Между этими типами встречаются переходные формы.

Типологическая характеристика североказахстанских ножей, несмотря на малочисленность и ограниченные датирующие возможности данной категории инвентаря, позволяет уточнить хронологические позиции отдельных комплексов (Хабдулина, 1994, с. 51- 59).

Таким образом, в ранний железный век на территории Казахстана вооружение ближнего боя было представлено кинжалами и ножами. Кинжалы в разных регионах отличались друг от друга, но существенных различий определяющий именно данный регион выделить очень сложно. По основным типологическим показателям кинжалы из разных регионов вписываются в существующие классификационные схемы скифо-сарматского оружия, несмотря на огромную территорию распространения. В итоге работы большой группы исследователей была составлена таблица, достаточно наглядно демонстрирующая разнообразие типов кинжалов и их эволюцию.

 

2. Сакский звериный стиль

 

Во второй главе курсовой работы рассматривается сакский звериный стиль. В которой в сжатой форме показано искусство ранних кочевников некогда населявших просторы казахстанских степей. Для того, чтобы было понятно что из себя представляет звериный стиль используется большой описательный материал.

В I тыс. до н.э. на обширных степных просторах Евразии распространяется своеобразное искусство «звериного стиля». Оно характеризуется изображением фигур животных в определенных канонических позах и своеобразными приемами художественного исполнения. Сто шестьдесят пять золотых изделий из кургана Иссык выполнены в «зверином» стиле.

Говоря о зверином стиле сразу вспоминаешь о кургане Иссык и «золотом человеке». Иссыкское искусство звериного стиля- это синкретическое искусство, сплав двух компонентов: самобытного и заимствованного. Однако в нем, как и в искусстве многих древних других народов, трудно провести резкую грань между компонентами, настолько они тесно переплетены и слиты воедино. Иссыкское искусство создает впечатление давно оформившегося, целостного, и, в отличие от скифского, менее эклектичного (Акишев, 2010, с. 42 - 43).

На территории Евразии в эпоху палеометалла и раньше известны предметы, выполненные в зверином стиле. Евразийским племенам (в частности андроновским племенам Сибири и Казахстана) были хорошо известны резьба звериных образов по кости (возможно, и по дереву), техника плавки и литья меди и бронзы, техника изготовления листового золота. Многочисленны находки предметов украшения (серьги, височные кольца, заколки, ременные обоймы) из бронзы и меди, искусно обтянутые листовым золотом. Такой техникой выполнены две большие бронзовые серьги, обтянутые листовым золотом, на внутреннем ободе одной из них припаяны две литые золотые фигурки лошадей. Серьги датируются XII-X вв. до н.э. Значит, им была известна сложная для своего времени техника аппликации листового золота на медную и бронзовую основу.

Таким образом, по технической оснащенности, по уровню знания технологии металла и по развитости художественного мышления евразийские племена стояли на высокой ступени прогресса и интеллектуально и технически были готовы к созданию высокохудожественных образов в зверином стиле (Акишев, 2011, с. 44).

Великолепна бляха из кургана Иссык с изображением крылатого барса. Животное касается задней лапой зубчатых пластин стилизованного изображения гор.

Одиночные фигуры животных каждой бляхи комбинируются в сложные композиции на костюме «золотого человека», причем художник проявляет удивительную изобретательность. Выразительна многосложная композиция на орнаментальных зонах головного убора. Кольцевое расположение по окружности шапки пластин в виде гор с растущими на них деревьями, на которых сидят птицы, создает зримую картину реального горного пейзажа, столь характерного для Жетысу (Акишев, 2011, с. 42).

В 1978 г. Акишевым К.А. и Акишевым А.К. были опубликованы бронзовые навершия со скульптурным изображением головы и шеи таутеке (горного козла), происходящие из случайно найденного комплекса («клада») на левом берегу р. Биже, вероятно, рядом с курганной группой у с. Алгабас в Восточном Жетысу / Семиречье (Коксуский район Алматинской области РК).

Фигурка таутеке цельнолитая и уплощенная. Голова животного опущена вниз. Морда достаточно массивная и остроконечная, губы и ноздря обозначены каплевидными ложбинками, показана небольщая бородка. Глаз выступает над мордой, округлый, с ямочкой в центре. От глаза отходит саблевидно изогнутый рог, образующий верхнее кольцо в общей композиции навершия. Несмотря на то, что изображение скульптурное, рог изображен всего один, что соответствует принципу профильности изображения, характерного для скифо-сакского «звериного стиля». Начиная от основания рога, показано 23 поперечных «годовых» валика (что соответствует 12 годам жизни животного при зафиксированных предельных 16), окончание рога гладкое. Вдоль нижнего края рога тянется узкая ложбинка, которая, S- видно изгибаясь, переходит в линию шеи. Ухо выгнуто вперед и соединяется с рогом. Шея изогнута, внутренний край подчеркнут двумя глубокими ложбинками. Шея животного соединяется с кольцом, выполнявшим, судя по сработанности, важное функциональное назначение. Кольцо, в свою очередь, соединяется с полой втулкой в виде высокого усеченного конуса.

Изображения таутеке на данных навершиях имеют одну яркую стилистическую деталь- обозначение губ и ноздри каплевидными ложбинками, которые в сочетании образуют своеобразный сердцевидный (копытовидный) знак. Подобная черта характерна для целой серии изображений, происходящих с территории Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья.

Большая серия различных животных, ноздря и пасть которых обозначены подобными каплевидными знаками, происходит из кургана № 1 (Байгетобе) могильника Шиликты 2. Прежде всего, так воспроизведены таутеке в сложной симметричной композиции и в одиночном полнофигурном изображении. У оленей ноздря может приобретать более округлый вид, а пасть, напротив, более удлиненно- овальный, хотя в целом их изображение также близко к описанному стилистическому приему. Единичным каплевидным знаком обозначены также глаз и ухо таутеке и оленей, копыта и «бабки» таутеке. Во всех случаях знак дополнен бирюзовой вставкой. Сочетание каплевидной ноздри и пасти присутствует и на изображениях хищников, но в данном случае они не были дополнены вставкой. Кроме того, с изображениями из Биже байгетобинские изображения таутеке в симметричной композиции сближает воспроизведение на шее двух ложбинок. (Полидович, 2011, с. 123-124).

Мотив свернувшегося хищника характерен для изобразительной традиции скифо-сибирского звериного стиля. Он появился в начале 1 тыс. до н.э. в восточных регионах евразийского степного пояса и был популярен во всем его пространстве до IV в. до н.э.

Бронзовые бляхи из комплекса Кырык-Оба представлены двумя видами. Первый вид выявлен в кургане № 8 на подпружных ремнях конской седельной сбруи с изображением свернувшегося в кольцо волка. Тело хищника выполнено пластично, спина выгнута полукольцом, передняя и задние лапы соприкасаются на месте сгибов, занимая центр всего изображения, очень четко просматриваются когти хищника, слегка изогнутые и чуть удлиненные. Морда хищника с небольшой горбинкой хорошо проработана, треугольное ухо с валиком по краям, глаз миндалевидный, выделенный рельефом. Шея животного мощная, голова крупная. Хвост хищника передан в виде одной линии с завитком на конце. В пространстве между задними лапами хищника и брюхом вставлено изображение головы грифона с загнутым к низу клювом, что подчеркивает агрессивность образа грифона. В целом образ хищника передан естественно, можно подчеркнуть художественные и технические достоинства, отработанные стилистические приемы, четкость изображения, завершенность. Второй вид представляет собой бронзовую уздечную бляху из кургана № 18 в виде свернувшегося в кольцо хищника с волчьей мордой. На морде хищника четко обозначен круглый выпуклый глаз и удлиненный рельеф вокруг глаза, ухо хищника длинное, больше похожее на ромб. Пасть хищника выделена характерным валиком губ вокруг, раскрыта, в ней просматриваются верхние и нижние клыки. Лопатка и бедро зверя обозначены рельефом, конечности загнуты и лапы соприкасаются на местах сгибов, занимая также центральную часть изображения. Хвост хищника заканчивается головой птицы и завитком на конце. На уровне лопаток хищника с внешней стороны есть еще одно дополнительное изображение головы грифона. Очень слабо просматривается клюв и глаз. Если сравнить два изображения на уздечных бляхах, то можно отнести их к одному художественному стилю. Мотив свернувшегося в кольцо хищника достаточно широко распространен в искусстве звериного стиля скифской эпохи на всей территории ее бытования. Изображение подчинено условной композиционной схеме, задача которой вписать тело животного в круг (Лукпанова, 2011, с. 131).

Информация о работе Сакская триада Казахстана