Сакская триада Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать такой вопрос как материалы материальной культуры кочевников раннего железа: предметами вооружения, конской упряжи и звериный стиль. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) раскрыть понятие «сакская триада» и ознакомить с материалами материальной культуры кочевников раннего железа связанные с вооружением;
2) описать декоративный звериный стиль кочевников раннего железа;
3) рассмотреть конскую упряжь раннего железного века на территории современного Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Вооружение
1.1 Вооружение дальнего боя
1.2 Вооружение ближнего боя
2. Сакский звериный стиль
3. Конская упряжь
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сакская триада Казахстана.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Сакская триада Казахстана

 
 
 

Выполнил:

Жанпеисов Беркут

Научный руководитель:

Свиридов А.Н.

 
 
 
 
 

Астана - 2013

Содержание

 

Введение

1. Вооружение

1.1 Вооружение дальнего  боя

1.2 Вооружение ближнего  боя

2. Сакский звериный стиль

3. Конская упряжь

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы: В условиях развития независимого Казахстана проходит процесс становления национального самосознания. Вопросы, связанные с местом Республики Казахстан на мировой арене, привели к возрождению интереса к древней и средневековой истории государства. Учитывая роль сакской культуры в истории человечества и её значимость на территории евразийских степей необходимо основательное изучение и восстановление этих историко-культурных памятников, как важнейшей составляющей компонента развития образовательной сферы современного Казахстана. Длительное время в науке господствовали представления о кочевом образе жизни как об исторически тупиковом пути и о кочевниках, не создающих культурных богатств. В период становления независимого Казахстана всему научному миру были показаны ошибочность таких мнений.

Археологами, исследовавшими данный период были открыты множество предметов материальной культуры, которые подтверждали существование богатой культуры у ранних кочевников евразийских степей. В настоящее время, несмотря на значительные достижения по изучению сакского общества основные проблемы истории этого периода остаются либо нерешенными, либо дискуссионными. Это касается происхождения саков и их культуры, этнической принадлежности населения евразийских степей VIII-III вв. до н.э., вопросов размещения племен относительно современной географической карты, характера сакского общества и уровня его развития, символического значения искусства звериного стиля, причин смены культур. Для дальнейшего развития научного направления, изучающего ранний железный век Казахстана, необходим анализ обширного материала по сакской археологии, представленного в исследованиях ученых, что объясняет актуальность данной курсовой работы.

Цель курсовой работы: исследовать такой вопрос как материалы материальной культуры кочевников раннего железа: предметами вооружения, конской упряжи и звериный стиль. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1) раскрыть понятие «сакская триада» и ознакомить с материалами материальной культуры кочевников раннего железа связанные с вооружением;

2) описать декоративный  звериный стиль кочевников раннего  железа;

3) рассмотреть конскую  упряжь раннего железного века  на территории современного Казахстана.

Научная новизна курсовой работы заключается в том, что впервые столь обширный регион рассматривается в одной работе.

Хронологические рамки курсовой работы. Хронологические рамки работы рассматриваются в скифо-сакском (сакском) периоде, который состоит из раннесакского и сакского этапов, т.е. в контексте VIII-II вв. до н.э. Этот период в истории Казахстана получил название сакская эпоха. Его так же можно назвать эпохой ранних кочевников.

Территориальные рамки курсовой работы. С учетом того, что в период, рассматриваемый в курсовой работе современные административные деления просто напросто не существовали и возможности неправильной трактовки географических объектов определенными учеными, автор работы берет на рассмотрение такую территориальную единицу, как современные границы Республики Казахстан. Схожесть инвентаря на широкой полосе евразийских степей только подтверждает факт того, что мы являемся частью евразийского пространства с далеких времен.

Объектом курсовой работы является материальная культура кочевников раннего железа на территории Казахстана, предметом исследования выступает вооружение, конская упряжь и украшения раннего железа.

1. Вооружение

 

.1 Вооружение дальнего  боя

 

Что мы знаем о сакской триаде? Об этой теме писалось много научных работ, статей и т.д., но этот вопрос остается открытым, потому что база данных каждый раз обновляется. Насколько много информации мы уже имеем на сегодняшний день, настолько же, если не больше, мы еще незнаем. Термин скифская (далее сакская) триада вошел в научный оборот в начале 1950-х гг. Так, говоря о скифских племенах Поднепровья, Крыма и Поднестровья, Артамонов М.И. отметил, что общими для них оказываются «только некоторые типы оружия, конского снаряжения и личного убора, в украшениях которых видное место занимали изображения животных». Однако широкое распространение термин получил после конференции ИИМК АН СССР, посвященной проблемам скифо- сарматской археологии, и публикации доклада Гракова Б.Н. и Мелюковой А.И., в котором, очевидно, впервые был употреблен термин «скифская триада», данный термин приобрел весьма широкое распространение и в научной, и в научно- популярной литературе. Самыми распространенными археологическими находками, которые обнаруживают в погребениях, являются оружие, конский убор и украшения выполненные в зверином стиле. Именно триада с её элементами культуры саков оказалась удобной, ёмкой и понятной «визитной карточкой» саков. В музейных экспозициях выразительные предметы триады всегда занимали заметное место; значительное количество их обнаруживалось случайно (подъёмный материал), попадало в частные коллекции, фиксировалось в ходе раскопок.

Внешнее соответствие элементам скифской (сакской) триады позволяло археологам, музейным работникам и краеведам без особых сомнений атрибутировать соответствующие археологические материалы. С культурологической же точки зрения было достаточно очевидно, что триада далеко не исчерпывает «предметно- материального» содержания скифского (сакского) феномена. Вопрос о том, что же именно характеризует триада - скифскую (сакскую) археологическую культуру, саков как палеоэтнос или что то иное в то время почти не обсуждался (Ольховский, 1997, с. 86). Так что же мы сегодня понимаем под термином «сакская триада»? из всего выше написанного на этот вопрос можно ответить таким образом, что сакская триада в нашем понимании это комплекс вооружения, конской упряжи и украшении, выполненные в зверином стиле и характеризующие свои период существования.

В первом разделе рассматривается вооружение дальнего боя. Характерным вооружением дальнего боя рассматриваемого периода являются наконечники стрел. Несомненно, лук и стрелы имели чрезвычайно широкое распространение. Они были основным и важнейшим оружием дальнего боя. Но среди погребений сакского периода археологами не было обнаружено остатков лука, так как материал изготовления физически не мог сохраниться в течение такого периода времени, но можно предполагать, что с усопшим ложили этот атрибут вооружения. Поэтому автор в данной работе рассматривает в этом разделе стрелы и наконечники.

Как отметила Хабдулина М.К. основное количество наконечников стрел в Северном Казахстане происходит из погребений. Лишь единичные экземпляры найдены при раскопках поселений. Всего в исследованных комплексах раннего железного века Северного Казахстана содержится 250 наконечников, входящих в состав 32 колчанов. Стрелы выполнены из бронзы, железа, кости, дерева, встречено два каменных наконечника.

Далее в своей работе Хабдулина М.К. систематизирует эти находки хронологически и делит их на отделы, группы и типы, что дает нам возможность проанализировать находки Северного Казахстана раннего железного века, как внутри одного северного региона, так и с другими регионами (Хабдулина, 1994, с. 46-51).

В отдельных погребениях Центрального Казахстана сохранились лишь наконечники стрел - с древками. Иногда они лежали в колчанах из кожи или бересты, чаще же - в виде небольшого пучка. Количество стрел в могилах невелико, обычно несколько экземпляров.

Для восточных районов Евразии, в частности Казахстана, в раннескифское время характеры колчаны, содержавшие одновременно двулопастные втульчатые и трехлопастные черешковые наконечники стрел. Ярким примером служит рассмотренный комплекс могильников северо-восточных районов Центрального Казахстана (Тасмола I, V, VI), хорошо датируемый VII-VI вв. до н.э. (Степная полоса…, 1992, с. 133). Своими корнями эта особенность уходит в период поздней бронзы, когда на территории Центрального и Восточного Казахстана одновременно бытовали двулопастные наконечники с шипом на втулке и трехлопастные черешковые (Акишев и Кушаев, 1963, с. 118).

Анализируя форму наконечников стрел из других погребений, Кадырбаев М.К. пришел к выводу, что во второй половине VI в. до н.э. в Центральном Казахстане появляются трехлопастные втульчатые наконечники, которыми в V в. до н.э. были сменены две ранние группы втульчатых и черешковых наконечников. При этом он допускал, что черешковые наконечники применялись до начала IV в. до н.э. Основываясь на этой схеме, все комплексы, кроме перечисленных выше, Кадырбаев М.К. относил к V- началу IV в. до н.э. (Маргулан и др., 1966, с.380). Против такой датировки наконечников стрел из могильников Кииксу и Канаттас (курганы 5 и 16) возражал Акишев К.А. Он датировал эти курганы VI в. до н.э. (Акишев и Кушаев,1963, с.119).

К концу второго этапа тасмолинской культуры (V- III вв. до н.э.) относится комплекс стрел из кургана 1 могильника Карамурун II, состоящий из черешковых трехлопастных четырехгранных костяных наконечников (Степная полоса…, 1992, с.134).

На западе Казахстана история изучения сако-сарматского периода довольна обширна. Этот регион хорошо исследован Смирновым К.Ф., который посвятил теме сарматов огромное количество работ. Но как и в других регионах савроматские луки до нас не дошли, известное представление о них дает бронзовая бляшка с изображением небольшого сложного лука М-образной формы, найденная у пос. Благословенского под Оренбургом. Аналогичные бляшки известны в Прикамье и в Южной Сибири. Изображение подобного лука имеется на лопасти бронзового наконечника стрелы из погребения рубежа VI- V вв. до н.э. у с. Сара. Такие луки, вероятно, ничем существенным не отличались от скифских. Все они небольшие, длиной не свыше 80 см, и сложные склеенные из нескольких пород дерева.

Родиной «скифского» лука были евразийские степи, и появился он там весьма рано, очевидно еще в бронзовом веке. Наконечники стрел различных культур эпохи раннего железа на этой территории по форме, материалу и весу столь явно ведут свое начало от бронзовых и костяных наконечников эпохи средней и поздней бронзы, что им должны были соответствовать и луки «скифского» типа или их прототипы.

«Скифский» лук известен нам почти исключительно по изображениям- нет ни одной находки в хорошей сохранности. Это, несомненно, лук сложный, основа которого состояла из нескольких кусков дерева, что видно на примере усатовского экземпляра. Концы и рукоять, прямые или изогнутые, должны были быть абсолютно негнущимися, зато плечи чрезвычайно гибкими. Такой лук был хорош для использования лишь небольших стрел с легкими наконечниками. Как установил Э. Ленц, длина стрелы едва ли многим превышала 60 см (Хазанов, 1971, с. 28-31).

По поводу наконечников стрел в Западном Казахстане Хазанов А.М. разделяет на три периода: раннесарматские, среднесарматские и позднесарматские. При этом внутри этих периодов он выделяет типы наконечников. Так для раннесарматских железных трехлопастных черешковых наконечников стрел он выделяет 6 типов наконечников. Для среднесарматских наконечников стрел количество типов уже составляет 8. В позднесарматском периоде наконечники стрел классифицирует на железные и костяные. Для железных наконечников позднесарматского периода характерно 9 типов, а костяные наконечники в позднесарматское время встречаются очень редко. Все они черешковые и для них выделяется три типа (Хазанов, 1971, с. 35- 41).

В Южном Казахстане наконечники стрел в значительных количествах были найдены на территории Приаралья, как в могильниках раннесакского типа, так и в слоях синхронных им поселений. По материалу они подразделяются на бронзовые и костяные (железные наконечники в памятниках этого круга отсутствуют), а по форме головки на двух-, трех- и четырехлопастные, а также пулевидные; по способу насада- на втульчатые и черешковые (Яблонский, 2004, с. 48).

Таким образом, в ранний железный век на территории Казахстана вооружение дальнего боя было представлено луком и стрелами. Хоть наличие лука не было подтверждено археологически, но наличие наконечников стрел и колчанов просто напросто приводит нас к мысли наличия как таковых. В каждом изученном регионе исследователи указывают на наличие наконечников и на отсутствие луков. Все они это объясняют тем, что материал изготовления лука недолговечен. В некоторых случаях получается установить не только наличие луков в данном регионе, но и восстановить внешний вид, форму и состав лука. Если сравнивать наконечники стрел разных регионов, то в большинстве случаев можно предположить, что на каждом регионе были свои специфические особенности, повлиявшие на ход эволюций наконечников стрел для данного периода времени. Это было обусловлено рядом причин среди которых можно назвать такие как: ландшафт (природа) региона, обычаи и традиции народа проживавшего на данном регионе, этнокультурные связи с другими племенами и многое другое. Каждая причина проявляется при доскональном изучении и проявляет свет на историю тех времен. Как такие детали живой и неживой природы проявляли себя в композициях древних народов проживавших на бескрайних степях евразийских степей.

 

2.2 Вооружение ближнего  боя

 

Во втором разделе рассматривается вооружение ближнего боя. Характерным вооружением ближнего боя рассматриваемого периода являются кинжалы и ножи. Несомненно, кинжалы и ножи имели место в истории раннего железного века Казахстана, но были менее распространены, нежели лук и стрелы.

Для первого этапа тасмолинской культуры Центрального Казахстана вооружение ближнего боя представлено только одним кинжалом (длина 32 см), который был подвешен в ножнах к бронзовому наборному поясу. Форма его довольна своеобразна. Клинок обоюдоострый с рельефным валиком в центре, образованным двумя желобками. Рукоять массивная с волнистыми краями и грибовидным навершием, перекрестье широкое овальное. Рукоятка с навершием и перекрестье украшены рельефным орнаментом в виде стилизованных птичьих головок в сочетании с волнообразными линиями. В Центральном Казахстане такие находки известны и по случайным находкам (Павлодар, Кокчетав), а на Алтае по материалам из кургана у Змеиногорска (Степная полоса..., 1992, с. 134).

Информация о работе Сакская триада Казахстана