Органы городского самоуправления Симбирской губернии в конце XIX – начале XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса становления и функционирования органов городского самоуправления Симбирской губернии, выявление многообразия вариантов развития муниципальных органов власти в губернском и уездных городах в рамках отдельного региона Российской империи во второй половине XIX века.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• выявить особенности организационной структуры органов городского самоуправления, социальную, экономическую базу, полномочия и функции муниципальной власти;
• определить варианты развития органов городского самоуправления во второй половине XIX века в пределах одного региона;
• проследить основные направления реформ городского самоуправления, установить особенности их реформирования в условиях Симбирской губернии;
• рассмотреть взаимодействие органов городского общественного самоуправления с губернской администрацией и земскими учреждениями;
• исследовать хозяйственно-экономическое и социально-культурное направления деятельности городов Симбирской губернии и их особенности в различных типах городов данного региона в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Городское самоуправление в России: генезис и развитие
1.1. Теория городского самоуправления.
1.2. История городского самоуправления в России до 1870 года.
1.3. Подготовка и реализация реформы городского управления во второй половине 19 века.
Глава II: Деятельность Симбирского городского самоуправления (вторая половина 19 – начало 20 вв.)
2.1. Особенности деятельности городского самоуправления в Среднем Поволжье.
2.2. Особенности развития Симбирского городского самоуправления в начале XX века.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Городское самоуправление.docx

— 138.08 Кб (Скачать файл)

В другой раз Сенгилеевская  городская дума ходатайствовала  о награждении городского головы медалью за усердную службу: он занимал  эту должность на протяжении четырех  сроков. Данное ходатайство было отклонено, так как городским обществам  не предоставлено права ходатайствовать  о награждении лиц, «служащих  по выбору».90

Присутствие отменило решение  Алатырской посадской думы о займе 1000 рублей, на основании того, что принято оно было с нарушениями. Согласно законодательству для принятия решений о займе необходимо согласие двух третей от числа гласных, а данное определение принималось 12 гласными, присутствовавшими на заседании посадской думы, в то время как общее число гласных составляло 30 человек.91

В 1890 г. в Симбирское губернское по городским делам присутствие  поступило ходатайство Алатырской городской думы о снижении раскладочного сбора с торговых предприятий, которое было отклонено присутствием. Основанием для этого послужила статья 13 Городового положения 1870 г.: городская дума обязана ходатайствовать о нуждах всего города, а не отдельного торгового сословия.92

Симбирский городской  голова в 1871 г. внес на рассмотрение губернского  присутствия вопросы о том, кто  может возбуждать судебное преследование  и обличение перед судом виновных в нарушении постановлений, изданных городской думой: только городское  общественное управление (согласно ст.110) или совместно с полицейскими частями, или полиция составляет только акты и предоставляет их городскому управлению (согласно ст. 108).93

Таким образом, губернское по городским делам присутствие прежде всего, следило за законностью действий органов городского самоуправления и в случае обнаружения нарушений рекомендовало те или иные действия городским властям или отменяло незаконное решение. Однако присутствие являлось не только контролирующей инстанцией, но и средством защиты интересов как самих органов городского самоуправления, так и горожан. В случае необходимости присутствие давало органам городского самоуправления толкование отдельных нормативных актов, рекомендовало варианты решения вопросов, возникающих при реализации законодательных актов. Кроме того, губернское правление и губернское по городским делам присутствие осуществляли контроль за наиболее важными хозяйственными вопросами: получение займов, строительство железнодорожных путей сообщения, продажа городской земли частным лицам или покупка земли у горожан, открытие ломбардов, ликвидация банков, пожарная безопасность, развитие благотворительности и попечительства, борьба с эпидемиями.

Алатырский городской голова в конце 80-х гг. XIX века возбуждал перед правительством ходатайство о прокладке железной дороги через город Алатырь (по смете железная дорога должна была пройти в 12 верстах от города) и устройства в городе станции.94 Симбирское губернское по городским делам присутствие контролировало процесс ликвидации Карсунского городского банка.95

 

 

2.2. Особенности  развития Симбиского городского самоуправления 

в начале XX века

 

Ограничение избирательных  прав и постоянное вмешательство  со стороны государства в местные  дела, свидетельствовали о том, что  эволюция городского самоуправления идет по пути превращения его в бутафорию. Впрочем, городская реформа 1870 года создала совершенно новые по своему характеру и задачам учреждения. Функции органов городского управления претерпели коренные изменения. В то время как прежде их задачи сводились  в основном к взиманию налогов  и сборов, выполнению разного рода повинностей, субсидированию ряда правительственных  учреждений, то теперь на передний план выдвинулись чисто муниципальные вопросы.

Правительство целиком и  полностью освободило себя от забот  о развитии и управлении городским  хозяйством, полностью возложив ответственность  на органы общественного управления. В их руках сосредоточился весь круг вопросов, связанных с благоустройством, санитарно–гигиеническим состоянием города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного  образования, медицинского обслуживания населения. За 20 лет, с 1871 по 1890 год, доходы городов возросли с 19 до 56 миллионов  рублей. Если в 1871 году годовой доход, превышавший  200 тысяч  рублей,  имели 10 городов, то в 1890 – 43 города.96

  Разумеется, говорить  о значительном прогрессе в  развитии муниципального хозяйства  не приходится. Деятельность городского  самоуправления оставляла желать  лучшего. Общегородские интересы  нередко приносились в жертву  кучке думских заправил, основная  масса гласных была равнодушна  к общественному делу. Многие  недостатки объяснялись отсутствием  традиционного опыта общественной  муниципальной практики. Но главное  заключалось в том, что Городское  Положений 1870 года выделив новым,  общественным учреждениям широкий  круг обязанностей и, возложив  на них большую ответственность,  не создало необходимых  условий  для их работы. Сказывались и  ограничение бюджетных прав, и  отсутствие у органов самоуправления  принудительной власти, и практика  взаимоотношений с местной администрацией.

Контрреформы 80х-начала 90х  годов оказались еще одной  преградой наметившейся модернизации государственного строя России. Концепция  реформ, разработанная либеральной  бюрократией оказалась под ударом с первых лет их проведения в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна.97 Хотя, следует отметить, что реформа, касающаяся городского самоуправления, ограничивала, но не уничтожала самоуправление. Деятельность выборных городских органов, подкрепляемая прямой заинтересованностью состоятельных слоев в совершенствовании городского хозяйства, имела в целом позитивное значение для социально-экономического и культурно-бытового развития российских городов. Главным было все же то, что была заложена столь необходимая основа городского самоуправления. Оно (самоуправление) получило толчок для развития и, несмотря на, все ограничения,  как в финансовом, так и в правовом плане развивалось, хотя и очень медленными темпами.

В Губернском городе Симбирске  в структуру органов городского самоуправления входила канцелярия городской управы, которая состояла из нескольких отделов: денежный, хозяйственный, технический отделы, отдел общих  дел и архив (или регистраторный и архивный отдел).98  Отделы возглавлялись членами городской управы. Счетная часть по эксплуатации городского водопровода велась особой канцелярией, состоящей из бухгалтера и одного писца, которые получали жалованье из водопроводного капитала.

Денежный отдел заведовал  всеми финансовыми вопросами  города: составление всех годовых  и делопроизводственных смет и отчетов, городского бюджета, сбор налогов с  недвижимых имуществ города, сбор арендной платы с оброчных статей, заведование  всеми капиталами, принадлежащими городу, контроль расходов и доходов по всем отделениям управы и по всем городским  учреждениям, наблюдение за тем, чтобы  расходы не превышали сумм, отведенным по соответствующим сметам.

К предметам ведения технического отдела относилось ведение всего  делопроизводства по выполнению росписи  городских расходов: выдача содержания должностным лицам, служащим по городскому общественному управлению, расходы  по медицинской части, по народному  образованию, по займам, выдача пособия  казне, освещение города, содержание полицейских и пожарных команд, благоустройство  города. С появлением в Симбирске  телефона, контроль за расходами по его содержанию телефонной сета также были возложены на технический отдел городской управы.

Хозяйственный отдел ведал  имуществом и предприятиями, принадлежащими городу, а также занимался вопросами  санитарного состояния Симбирска, развития медицины и образования  в городе. Хозяйственный отдел  следил за сдачей в аренду всех оброчных статей, принадлежащих городу, использованием леса, островов и работой городской  мельницы, наблюдал за своевременным  поступлением денег по оброчным статьям, выдавал разрешение на открытие трактирных заведений, контролировал городских  извозчиков, составлял отчеты о выполнении всех расходов по этим предметам. На этот отдел была возложена обязанность по ведению книг: «инвентаря движимых и недвижимых городских имуществ и всех благотворительных учреждений», «настольной книги по пашенным землям, лугам и по городским оброчным статьям», книги извозного промысла, книги трактирного промысла, книги на записку прихода и расхода лесных материалов, получаемых от эксплуатации «лесных дач» и островов, книги по эксплуатации городской мельницы на реке Свияге; а также составление формулярного списка лошадей пожарного обоза.

Все остальные вопросы  направлялись в отдел общих дел. К ним относились все дела по воинской повинности, составление раскладочных ведомостей государственного, земского и городского налогов, оценка и переоценка недвижимых имуществ для составления раскладки налогов, составление списка избирателей, ведение книг почетных граждан и лиц, состоящих в купеческом звании, прием и увольнение служащих по городскому общественному управлению по вольному найму, составление формулярных списков лиц городского общественного управления.

Денежный отдел включал  в себя специалистов (бухгалтера и  помощника бухгалтера)  и двух писцов (к 1900 г. их число увеличилось  до четырех). Хозяйственный и технические  отделы, отдел общих дел возглавлялись  помощниками секретаря городской  думы и состояли из четырех (к 1900 г. пяти) писцов. В состав архива входили  также два специалиста (регистратор  и архивариус) и два (к 1900 г. три) писца. Кроме указанных отделов в  состав канцелярии Симбирской городской  управы входили надзиратель за делами городского общества, три надзирателя  за городскими работами и рассыльные.99 Увеличение численности лиц, входивших в состав канцелярии городской управы, было связано, прежде всего, с ростом численности городского населения и увеличением количества дел,  хозяйственных вопросов, рассматриваемых органами городского самоуправления.

Кроме того, в рамках городской  управы могли создаваться специальные  комиссии и комитеты: Раскладочная комиссия (только Буинск), Училищный совет (был в Сенгилее, Карсуне, Алатыре, Буинске, в Симбирске  несколько раз возобновляли и прекращали его деятельность), Попечительский совет (действовал в Карсуне, Алатыре, Буинске), Подготовительный комитет (был только в Симбирске и Ардатове), Торговая депутация (Симбирск, Сенгилей, Сызран, Алатырь). Торговой депутации в уездном городе Карсуне не было, но ее обязанности были возложены на городскую управу.

По Положению о пошлинах за право торговли и других промыслов  наблюдение за точным исполнением правил, содержащихся в нем, было возложено  в городах на городскую думу. В  больших городах, где исполнение этих обязанностей проблематичной для  членов городской думы, органами городского самоуправления создавались особые торговые депутации. Таким образом, на основании этого закона в крупных  городах Симбирской губернии городскими думами создавались торговые депутации, которые избирались сроком на три  года и состояли из лиц, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью. С введением Городового положения 1870 г. обязанности наблюдения за правильностью  торговли была возложена на городские управы, а избирать членов торговой депутации, устанавливать срок действия стала городская дума.100  

Остальные города губернии в основном не имели столь сложной  структуры: численность их была не велика, а количество служащих по должностям городского общественного управления ограничивалось несколькими лицами.

Все должности по городскому общественному управлению подразделялись на должности по выбору и должности  по найму. К должностям по выбору относились должность городского головы (старосты), его заместителя (заступающего место), членов управы, городского секретаря, директора городского общественного  банка и его «товарищей», присяжных  оценовщиков, торговых депутатов, заведующих военно-конским участком и их помощников. Всех остальных лиц органы городского самоуправления нанимали.

Важнейшим лицом городского общественного управления являлся  городской голова. Именно от лиц, занимавших эту должность и обладавших наиболее широкими полномочиями зависел характер деятельности органов городского самоуправления, взаимоотношения внутри городских дум, основные приоритеты деятельности.

Из 15 городских голов Симбирска, занимавших эту должность во второй половине XIX века, двое были почетными  гражданами (П. А. Егоров и М. А. Волков), а один являлся статским советником (А. И. Карташев). Остальные по свой сословной принадлежности относились к купцам первой или второй гильдии.

Многие из городских голов  Симбирска 70-х – 80-х гг. XIX века службу по городскому общественному управлению начали еще до введения Городового положения 1870 г. Так Симбирский городской  голова 1875-1885 гг. купец второй гильдии  Н. Д. Маляхинский до городской реформы 1870 г. состоял ратманом в Симбирской городовом магистрате, затем – старшим бургомистром и заседателем от купечества в Симбирской палате уголовного суда. Другой Симбирский городской голова в 1897-1899 гг. купец первой гильдии П. С. Балакирщиков свою деятельность по городскому общественному управлению начал в марте 1868 г., когда был избран гласным Симбирской городской думы. После введения Городового положения 1870 г. избирался гласным городской думы в первого по восьмое четырехлетие, кроме того, в разное время с 1870 г. возглавлял Симбирский городской общественный банк, был избран на должность церковного старосты, являлся членом Симбирского уездного податного присутствия, членом Карамзинской общественной библиотеки, председателем Совета Симбирского городского Александровского попечительского общества о бедных, председателем Городского детского приюта.101

Купец второй гильдии В. А. Носков – городской голова Сенгилея – в этой должности состоял с 1875 г., до этого в деятельности органов городского самоуправления не участвовал.

Информация о работе Органы городского самоуправления Симбирской губернии в конце XIX – начале XX веков