Этнопсихологические особенности тибето-бирманских народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:34, доклад

Описание работы

Тибето-бирманские народы расселены на огромных пространствах от Западных Гималаев до горных отрогов на севере Вьетнама. Среди них представлены народы с древними цивилизациями, созданными в Непале, на северо-востоке Индии, в Тибете и Бирме. Этногенез тибето-бирманских народов ещe совершенно не изучен. Ученые на основании языковых связей, помимо очевидного родства с китайцами, предполагают возможные связи с кетами на севере и с народами мунда на юге. Давно уже существуют определенные теории родства тибето-бирманцев с народами Передней Азии, в частности с шумерами. По-видимому, древние религиозные верования и мифология тибето-бирманцев подтверждают такие построения.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Мясо в пищевом  рационе скотоводов занимает большее  место, чем у земледельцев. Значительное место в рационе занимают молочные продукты. Национальный напиток –  пиво (чан). Его готовят из ячменя. Едят тибетцы каждый из своей тарелки, которую носят за пазухой.

 

СЕМЕЙНО – БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  И ОБРЯДЫ НАРОДОВ ТИБЕТА

Формы брака  у тибетцев различны. Кроме моногамии, которая является преобладающей, известна также полигамия (главным образом среди вождей племен) и полиандрия в различных формах — преимущественно братская, когда жена старшего брата одновременно является женой младших. Старший брат после женитьбы становится главой семейства и считается как бы единственным отцом всех детей от такого брака. Он один имеет право на развод с женой, хотя для этого требовалось согласие всех братьев. Хотя формы свадебных обрядов у тибетцев различны, ряд моментов остается общим. Интересен подарок жениха матери невесты, называемый «цена груди», т. е. одаривание за вскармливание дочери-невесты. Основным моментом в брачной церемонии являлся обряд отрешения невесты от семейных божеств, переход ее в дом жениха, поклонение там очагу и приобщение к богам этого дома.

Способы захоронения  у тибетцев разнообразны: отдание  тела  покойного на съедение птицам (наиболее распространенный способ),  погребение в земле, бросание трупа в воду, кремация — наиболее почетный  способ. Кроме того, тела умерших высших иерархов церкви бальзамируют.

Семейно-брачные  отношения ИЦЗУ. Несмотря на патриархальный характер семьи ицзу положение  женщины было более независимым, чем у китайцев. Женщина вместе с  мужем принимала участие в общих работах, причем обзаведение семьей понималось как создание условий для совместной работы мужчины π женщины. В случае, если муж грубо обращался с женой, она могла покинуть его, что, в свою очередь, навлекало на него позор всей общины, а иногда приводило к вражде двух семей. Особенным уважением пользовалась женщина-мать. Рождение  ребенка, безразлично мальчика или девочки, является радостным  событием.22 В течение месяца после родов роженица не должна была выхо- дить из своей половины.  Считалось, что в этот месяц нельзя открывать двери,  чтобы не осквернить духа дома, нельзя разжигать огонь,  чтобы не осквернить огонь. Спустя несколько дней после рождения ребенка  приглашались все родственники и друзья дома, они пили жертвенное вино и сообща давали имя новорожденному. Через месяц мать с ребенком могла выйти из дому и уйти в дом мужа. По  случаю прибытия жены с ребенком в доме мужа устраивался большой пир, гости  преподносили подарки — скот, одежду, утварь. В 12 лет мальчик или девочка проходили обучение своим  будущим занятиям. Тогда же представители жреческой касты (биму) обучали их  обычаям и правилам цоси,  передавали им легенды и предания.

ЛИСУ. Брак патрилокальный. До брака во время празднеств было допустимо свободное половое общение девушек и юношей. Для этого у лису были так называемые «общие дома». После работы молодежь собиралась в этих домах, где до глубокой ночи, сидя вокруг огня, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали героические истории. Затем все вместе ложились спать. Прежде нередкими бывали случаи умыкания невесты. Но обычно крали  девушку, предварительно заручившись ее согласием на брак. В день заключения договора о свадьбе родные невесты приглашали родственников, друзей, угощали их. Родные жениха преподносили подарки (вино, ткани, скот). Пелись ритуальные песни, произносились, по давно установившемуся образцу, поздравительные речи с пожеланиями счастья. В день свадьбы родители, родственники, подруги провожали невесту в дом будущего мужа. На половине пути их встречали представители жениха, которые и сопровождали их далее к его дому. Когда все они подходили к дверям дома, несколько юношей (чаще трое или четверо), заранее выделенных стороной жениха, небольшими деревянными палками в шутку били  родственников невесты, приговаривая, что они «бьют чертей». Двери дома в это время были закрыты и невесте не разрешали войти в дом, говоря, что за ней следует злой дух. Родственники невесты отвечали, что нет никаких злых духов, а если они и были, то их убили или прогнали. После совершения этого ритуала двери открывались и невеста входила в дом. Родичи жениха подносили различные угощения (вино, мясо и т. д.). На второй день сопровождающие невесту родственники, получив кое-какие подарки (обычно продукты питания), возвращались домой. Еще до свадьбы родители жениха строили для него отдельный дом, куда он на вторую ночь и уходил с молодой женой. На 13-й день после свадьбы молодая с мужем отправлялась в дом своих родителей, которые устраивали в их честь угощение, в течение следующих 13 дней молодые жили в доме  родителей жены, потом окончательно возвращались в свой дом. Там их встречали родители мужа и дарили молодой курицу, котел, свинью, сельскохозяйственный инвентарь. С этого времени молодые начинали вести самостоятельное хозяйство. Если оказывалось, что жена не может родить мальчика, то с ее согласия муж мог взять в дом еще 2—3 жены. У лису также существовал обычай левирата. В отличие от других народов той же этнической группы у лису левират может быть и старший и младший. Вдова и вдовец могли вторично вступить в брак. Положение женщины в семье и обществе было и раньше довольно высоким.

ЦЗИНПО. Семья  у цзинпо моногамная, патриархальная, Семейно-брачные брак патрилокальный. Половые отношения до брака у цзинпо  относительно свободны. Когда дочь подрастала, родители по обычаю выделяли ей отдельное помещение в доме, куда с наступлением сумерек могли приходить ее «гости» и оставаться с ней до рассвета. Внебрачный ребенок и сейчас не считается позором (в отдаленных поселках горных районов цзинпо в жены брали предпочтительно имеющих детей, что свидетельствовало о способности женщины произвести потомство). Часты и сейчас вечерние встречи молодежи в особых общинных помещениях.

 

ЛАМАИЗМ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА.

Религией тибетцев является ламаизм, наиболее поздно сформировавшаяся ветвь буддизма. Он почти полностью  вытеснил их древнюю религию бон, близкую к шаманству. Ламаизм  характеризуется тремя чертами:

Учением о магическом значении и силе «божественного слова». Культом перерожденцев. Учением о добром друге.

В ламаистской  церкви постепенно сложилась четкая и строгая иерархия, во главе которой  стоят высшие иерархи, к которым  относятся Панчен-лама (воплощение самого Будды Амитабы) и Далай-лама (Воплощение ботисатвы Авалокитешвары). За ними шли прочие «перерожденцы» (30 в Тибете). Ниже по иерархии шли гэлун (полные монахи) – соблюдали все 253 обета. Гэцул (неполные монахи) – 36 обетов. Рабджун – «ученики веры» соблюдали 10 заповедей.

В жизни Тибета важную роль играло отыскание «нового воплощения», «перерожденцев» особенно двух высших иерархов ламаистской церкви. Когд один из них умирал, настоятели четырёх крупнейших монастырей Тибета собирались, чтобы «по указанию неба» отыскать младенца, в котором якобы возродился умерший.

Народные празднества  в Тибете тесно переплетаются  с религиозными праздниками, которые  отмечают по лунному календарю. Первым в году праздником  является встреча  нового года. Перед праздником в  монастырях совершаются народные пляски – чам.

На третий день первой луны начинается Монлам (великая  молитва) – самый важный из религиозных  праздников у тибетцев.

На 15й день –  «праздник фонарей». В этот день на улицах Лхасы выставляют лепные картины из масла, весь город украшен красными фонарями. В этом празднике в какой-то мере сохранились основы древнего аграрного культа. Вскоре после праздника земледельцы начинали полевые работы.

Малый монлам (с 19-29 день первой луны). В последний  день совершался обряд «изгнание  козла отпущения». В этот день выбирали (обычно из бедняков) одного человека, раскрашивали его лицо наполовину в чёрный, наполовину в белый цвет и изгоняли из Лхасы. Считалось, что он уносит из города грехи всех его жителей. После нескольких месяцев пребывания в отдалённом монастыре человек мог вернуться в город.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.
  2. Кычанов, Е.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е.И. Кычанов, Мельниченко Б.Н. – М.: «Восточная литература», 2005 – 351 с.
  3. Кычанов, Е.И. Люди и боги страны снегов / Е.И Кычанов, Л.С. Савицкий. – М., 1975
  4. Кузнецов Б.И. Тибетика. СПб., 2003.
  5. Народы Юго-Восточной Азии / под ред. А.А. Губера. – М., 1966.
  6. Цендина, А.Д. …и страна зовется Тибетом / А.Д. Цендина. – М.: «Восточная литература», 2002 – 304с.
  7. Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая, М., 1976.

 


Информация о работе Этнопсихологические особенности тибето-бирманских народов