Этнопсихологические особенности тибето-бирманских народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:34, доклад

Описание работы

Тибето-бирманские народы расселены на огромных пространствах от Западных Гималаев до горных отрогов на севере Вьетнама. Среди них представлены народы с древними цивилизациями, созданными в Непале, на северо-востоке Индии, в Тибете и Бирме. Этногенез тибето-бирманских народов ещe совершенно не изучен. Ученые на основании языковых связей, помимо очевидного родства с китайцами, предполагают возможные связи с кетами на севере и с народами мунда на юге. Давно уже существуют определенные теории родства тибето-бирманцев с народами Передней Азии, в частности с шумерами. По-видимому, древние религиозные верования и мифология тибето-бирманцев подтверждают такие построения.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТИБЕТО-БИРМАНСКИХ НАРОДОВ

(доклад)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

ТИБЕТО-БИРМАНСКИЕ НАРОДЫ.

Тибето-бирманские народы расселены на огромных пространствах от Западных Гималаев до горных отрогов на севере Вьетнама. Среди них представлены народы с древними цивилизациями, созданными в Непале, на северо-востоке Индии, в Тибете и Бирме. Этногенез тибето-бирманских народов ещe совершенно не изучен. Ученые на основании языковых связей, помимо очевидного родства с китайцами, предполагают возможные связи с кетами на севере и с народами мунда на юге. Давно уже существуют определенные теории родства тибето-бирманцев с народами Передней Азии, в частности с шумерами. По-видимому, древние религиозные верования и мифология тибето-бирманцев подтверждают такие построения.

Тибето-бирманские народы в Китае являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, сифань, цзяжун, цян, цуми, ну, дулун, лоба, ицзу, лису, лаху, куцун, наси, бай, тутся и  цзипопо. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе и других.

Тибето-бирманские народы Китая подразделяются на три подгруппы в языковом отношении. Каждый из этих подгрупп имеет свой язык. Близость тибето-бирманских народов друг другу определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Существует  вероятность, что исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жун, а затем цян и синаньи и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу, Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета. Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием.

Завоевание  их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть народов переселиться в другие районы, в результате предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань. К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао — крупных этнических объединений, которые послужили ядром при формировании народов группы ицзу. Раньше началось  продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), наиболее древняя, отделившаяся ветвь от этого потока переселилась на территорию Бирмы, где являлась основным ядром при формировании бирманцев. На основе более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками  современных цзинпо.

Огромное значение для этногенеза народов южного Китая имеют памятники культуры Шичжайшань (провинция Юньнань). Вопрос об этнической  принадлежности создателей этой культуры еще не решен окончательно, но есть  основания связывать ее с предками тибето-бирманских народов и частично, возможно, с предками тай.

Предки современных  тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинции Ганьсу и  Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов — это один из древнейших народов на территории Китая.

В надписях на гадательных костях, датируемых XIV—XI вв. до н. э. содержатся первое упоминания о цянах, которые обитали в то время на территории  современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. Согласно китайским летописям (VI—IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами,  земледелие нередко являлось основным занятием. С древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию  современного Тибета.

Древние племена  цян в процессе своей истории  постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами — сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно  тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии. С конца V—начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным  племенем к этому времени были туфани. Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава.

Во многих отношениях история Тибета связана с историей его соседей. В VII в.  политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои знания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по китайскому образцу, а также первый свод законов.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ  И СКОТОВОДСТВО

Основным занятием тибетских народов, является земледелие, но они также содержат небольшое количество скота. Основные земледельческие районы сосредоточенны в бассейнах рек Цанпо, Сычуань, Юньань, Ганьсу, отчасти Цинхай. Тибетцы выращивают ЦИНКЭ (голозерный ячмень, в Тибете – двух сортов), пшеницу, овёс, просо, гречиху, горох, в незначительном количестве кукурузу и горчицу. В Юго-Восточном Тибете культивируют рис. В том числе выращивают огородные культуры: репу, лук, чеснок, капусту, морковь, тыкву, картофель, но овощеводство в Тибете получило развитие только в последнее время.

Земледельческие орудия не сложные в свое конструкции. Это плуг с деревянным лемехом, иногда окованным железом. Обычно его делают из ивы. Плуг бывает парной или одиночной  запряжки.  Употребляют также вилы, лопаты, мотыги, серпы. Тягловым животным служит обычно цзо,  як, реже лошадь.

В земледельческих  районах развито искусственное  орошение.

Основу скотоводческого  хозяйства тибетцев составляет крупный  рогатый скот (яки, цзо), лошади и овцы.  Разводят также коз, мулов, ослов. Як используется как вьючное животное, цзо – для полевых работ.

Скотоводство  у тибетцев-кочевников экстенсивное. Животных в северных районах круглый  год пасут на подножном корму. Кочевание носило циклический характер. Группы семей перекочевывали  в пределах своего точно определённого района, не заходя на территорию соседних племён. Угон скота из чужого рода считался доблестью.

Земледельцы, держащие скот, ведут хозяйство иными методами. Животных они содержат в нижних этажах зданий или в загонах.

СООРУЖЕНИЯ

Тибетские земледельцы  сооружают дом из грубо отесанных  камней, сырцовых кирпичей,  утрамбованной  земли, глины. В восточном Тибете, Сычуани и Юньнани преобладают  глинобитные дома, в области Амдо встречаются срубные. Дома из камня и из сырцовых кирпичей характерны главным образом для центрального Тибета. Глинобитные дома встречаются в долине Чумби (юг Тибета).

Характерная внешняя  особенность тибетского дома в центральном,  западном и северо-восточном Тибете: плоская крыша из жердей. В южных и кое-где в восточных районах Тибета крыши устраивают двускатные, кровлю делают из черепицы или щепы, придавленной сверху камнями.

Дома тибетцев имеют один—три этажа. Нижний этаж служит  помещением для скота  и кладовой, верхний — жилой. На третьем этаже, чаще состоящем из одной комнаты, устраивают молельню.

Окна имеет  только жилой этаж. Для сообщения  между этажами тибетцы употребляют  приставные «лестницы» — бревна с  глубокими выемками- ступенями.

Домашняя утварь земледельческого населения — котел для варки пищи, маслобойка из бамбука или выдолбленных кусков дерева, ступка, ручная зернотерка, глиняные сосуды для воды, чайники, чашки,  кожаные мешки для хранения зерна, масла, мяса. Меблировка домов обычно ограничивается низкими столиками, несколькими тюфяками для сидения и спанья и сундуками. В кухне устраивают очаг в виде жаровни или просто в углублении пола, над ним на камнях ставят посуду для варки пищи. Топливом служит высушенный помет крупного рогатого скота.

В последние годы в городах Тибета построено много новых домов, где обычно размещаются учреждения, больницы, школы. Это  одноэтажные стандартные дома с черепичными двускатными крышами, большими застекленными окнами.

Жилищем кочевого населения  является палатка с почти плоской  крышей. Внутренняя обстановка жилища незатейлива. Очаг делит палатку на две  половины, с правой стороны спят хозяева, а левая половина служит местом ночлега гостей. Домашняя утварь скотоводов практически такая же, что у земледельцев. Сидят и спят скотоводы на шкурах или войлоке. В холодное время года в палатке держат ягнят и телят.

 

МЕДИЦИНА 

Очень суровый  климат страны, культурная отсталость тибетцев, в том числе отсутствие медицинского обслуживания в условиях феодального гнета в прошлом были причинами широкого распространения ряда тяжелых заболеваний среди населения, таких как пневмония, проказа, чума, оспа, различные венерические болезни. Тибетцы в случае заболевания обращались к ламам, которые «лечили»  главным образом чтением молитв и заклинаний, но тибетскую медицину, в основе которой лежит вековой народный опыт, нельзя сводить только к этому. Она унаследовала лучшие достижения в области медицины у древнего Китая и Индии и обогащалась на протяжении веков народным опытом.

Примером может  служить, тибетская фармакология, которая знает более шести тысяч видов различных лекарств,  приготовляемых из трав, цветов, коры деревьев, мускуса, желчи, рогов изюбря, печени выдры и т. п. С древних времен была известна в Тибете анестезия и применялась при ампутации. Ампутация была  единственной операцией, разрешаемой ламаизмом, но практиковалась редко.

Тибетская медицина тесно  переплеталась с магическими  приемами и молитвами, связанными с  религией бон и ламаизмом. Поэтому  применение современных методов  лечения болезней, помимо практического результата, содействует искоренению предрассудков, веками бытовавших среди тибетцев.

За последние годы в  Тибете были созданы передвижные  медицинские пункты, работающие в  основном в скотоводческих районах, но в Лхасе, Ши-гацзе, Чамдо и других больших городах открыты больницы и госпитали с современным медицинским оборудованием, где населению оказывается бесплатная помощь. В больницах проходят обучение десятки тибетцев.

С методами современной китайской  и тибетской медицины знакомятся также и ламы, выпускники Мынцзикана — школы тибетской медицины в Лхасе, готовящей лам-медиков. Народная тибетская медицина изучается в КНР и лучшее из нее становится достоянием врачей всей страны.

В свою очередь тибетская  медицина обогащается за счет достижений европейской и китайской медицины.

ИСКУССТВО И ТВОРЧЕТСВО

Чисто национальным видом искусства, не встречающимся нигде более, является изготовление лепных изделий из сливочного масла, которые тибетские мастера готовят к празднику фонарей. Наибольшей  известностью пользуются изделия мастеров-лам из монастыря Кумбум  (провинция Цинхай), которые создают из окрашенного в различные цвета масла (куски его наносят на каркасы из тонкой проволоки,  прикрепленные к доскам или кожам) целые большие пейзажи, изображения дворцов, растений, цветов, животных, людей

Некоторые стороны  искусства развивались только в  монастырях, а ламаизм наложил на них сильный отпечаток. Другие же меньше подверглись влиянию ламаизма.

Песня и пляска у тибетцев тесно и гармонично сливаются друг с другом. Их часто  исполняют под аккомпанемент  музыкальных  инструментов – это  и смычковые, и свирели, а также  колокольчики.

Театрализованные  представления, также распространены у тибетцев

Кроме цама —  это мистерии религиозного характера, исполняемой только  ламами, тибетцы  знают различные пьесы, преимущественно  исторического содержания. Драматические  произведения исполняются странствующими актерами. В 1956 г. в Лхасе был построен первый в Тибете закрытый театр.

 

ОДЕЖДА И ПРИЧЁСКА

Национальным одеянием у мужчин и у женщин является чуба, длинная распашная одежда с запахом на правую сторону, с высоким воротом и длинными широкими рукавами. Чубу тибетцы подпоясывают поясом, полы подбирают вокруг него вверх, благодаря чему образуется напуск, который они используют как карман для ношения мелких предметов. Земледельцы носят кожаные штаны, сапоги и чубу.

Женская одежда в земледельческих районах отличается более ярко выраженными локальными различиями. Кроме чубы из тонкого сукна, здесь носят юбку, кроткую кофту с длинными рукавами, сверху надевают длинную безрукавку из сукна. Важной частью одежды тибетской женщины является передник с узкими горизонтальными полосками ткани ярких цветов. Обувь – сапоги.

Головные уборы тибетцев очень разнообразны. Варьируются в зависимости от региона и социального положения. Повседневная причёска у женщин (а также часто у мужчин) – косы.

ПИЩА

Основной рацион тибетцев-земледельцев – цзамба (поджаренная ячменная мука), чай, овощные супы, лепёшки из цзамбы или гречихи, в меньшей степени овощи. Цзамбу смешивают с чаем, молоком и скатывая в шарики, употребляют в пищу. Тибетцы пьют так называемый кирпичный чай с маслом и солью.

Информация о работе Этнопсихологические особенности тибето-бирманских народов