Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

В основе этатизма как принципа и функциональной структуры взаимодействия человека и государства в России находится семья, в которой воспроизводятся установки иерархической зависимости, иждивенчества, потребности в защите, сыновнего уважения к старшим. Патриархальная установка сыновнего уважения к старшим в рамках российской повседневности трансформируется в абсентеизм, способствует отчуждению человека от государства и выражается в осторожном зондировании пределов официальных намерений, в сдержанности чувств как основы личной дисциплины, в убеждении о бесконечной пластичности человека, его способности к любым превращениям.

Файлы: 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА.docx

— 17.28 Кб (Скачать файл)

ЭТАТИЗМ КАК ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Методологические проблемы научного исследования этатизма обусловлены многообразием рефлексивных форм его интерпретации.

Ключевые слова: этатизм, государство, научная теория, государственная политика, государственный социализм, неоконсерватизм.

Lubsky Roman Anatolievich

PhD in Philosophy, Associate Professor, Doctoral Candidate of the Department of Philosophy and Sociology of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia milena.555@mail.ru

ETATISM AS A PRINCIPLE OF INTERACTION OF THE PERSON AND THE STATE IN RUSSIA

Methodological problems of scientific research on etatism are caused by the variety of reflective forms of its interpretation.

Key words: etatism, state, scientific theory, state policy, state socialism, neoconservatism.

В основе этатизма как принципа и функциональной структуры взаимодействия человека и государства в России находится семья, в которой воспроизводятся установки иерархической зависимости, иждивенчества, потребности в защите, сыновнего уважения к старшим. Патриархальная установка сыновнего уважения к старшим в рамках российской повседневности трансформируется в абсентеизм, способствует отчуждению человека от государства и выражается в осторожном зондировании пределов официальных намерений, в сдержанности чувств как основы личной дисциплины, в убеждении о бесконечной пластичности человека, его способности к любым превращениям [1].

Постепенно установка сыновнего уважения к старшим конвертируется в особую формулу взаимодействия человека с государством: «принимай указания, но не высказывай своего мнения», что позволяет человеку искать безопасность и возможность проявить себя, опираясь более на опыт старших и авторитет тех, с кем он связан родством или требованиями лояльности, чем на попытку определить свою судьбу, вступая в отношения с равными себе [2].

Экстраполяция этих принципов в сферу государственного управления допускает рассмотрение государственной власти в ракурсе семейно-родственных отношений: государство - одна семья, а государь - «отец народа». Подобный стиль взаимодействия между государством и человеком способствует утверждению индивидуальной установки о долге перед государством, интересы которого являются наиболее приоритетными. В конце XIX в. семейно-родственная концепция государственного управления «государство - одна семья», основу которой составляют принципы сопротивления внешней экспансии, уничтожения предателей, а также достижения свободы, независимости и процветания путем общенациональной революции была дополнена двумя важными положениями, позволяющими реализовать данную теорию в рамках исследования специфики этатизма в России [3].

Речь идет о принципах организации государства-нации и о том, что основой ведения государственных дел являются обогащение и усиление государства [4].

Одним из принципов этатизма в России, препятствующим общественному диалогу представителей государственного аппарата с человеком, является дуальный характер их взаимоотношений, который обусловливается, с одной стороны, концентрацией государственной власти в едином центре, наличием системы социальной иерархии, порождающей зависимость, образованием номенклатурной элиты, разрешением социальных конфликтов в пользу государства, а, с другой стороны, формированием оппозиции со стороны населения по отношению к государству и его отчуждением от участия в управлении делами в государстве. Этатизм как базовый принцип взаимодействия государства и человека в России обусловливает специфику данных взаимоотношений в социальном контексте обратных связей, что позволяет некоторым специалистам выделить три основных вектора взаимоотношений государства и индивида: патерналистский или этатистский, индивидуалистский или либеральный и партиципаторный [5].

Патерналистско-этатистский тип взаимоотношений государства и человека, характерный для современной России, предусматривает неразрывное единство общества и государства на основе соответствующих представлений о человеке как о незначительном элементе в механизме

государственного управления и, как следствие, отрицание высшей социальной ценности прав и свобод человека и гражданина в контексте разнообразных форм тотального государственного контроля. Подобный тип взаимоотношений, по мнению некоторых исследователей, «является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Вследствие этого в России государство выступало не примиряющим, а усмиряющим началом, а подданные - безмолвствующим большинством или бунтарями» [6].

Этатизм как принцип взаимодействия государства и человека в России ориентирует последнего на безусловное подчинение государству или на его ниспровержение, но, ни в коем случае, не на диалог с ним, а с позиции государства - на принятие решений без учета мнения человека, что обусловлено многовековой традицией принятия значимых решений по одной и той же авторитарной технологии: единолично или коллегиально, пренебрегая правовыми предписаниями и не расшифровывая принятые решения или делая это исключительно формально [7].

Индивидуалистско-либеральный тип взаимоотношений человека с государством, характерный для большинства западноевропейских стран, исходит из признания человека в качестве источника любой государственной власти и устанавливает приоритет человеческой личности по отношению к государству. Данный тип взаимоотношений минимизирует государственные функции и ограничивает неуправляемое распространение гражданской воли.

Партиципаторный тип социальных взаимоотношений человека с государством, основанный на абсолютизации государственной функции обеспечения широкого спектра социальных благ в рамках социального учета индивидуальных способностей и возможностей каждого из его представителей, предполагает отсутствие дискретности взаимоотношений человека и государства в ракурсе понимания последнего как института, обеспечивающего наиболее качественные формы существования на основе соблюдения принципов солидарной ответственности, субсидиарности и толерантности [8].

Некоторые отечественные исследователи обращают внимание на специфику этатистских отношений между русским человеком и государством, которые характеризуются политическим отчуждением от политики, политической инертностью, отсутствием механизма правовой реализации взаимоотношений между государством и человеком, правовым нигилизмом, а также сочетания комплексов «верноподданного» и «революционера» [9]. Другие специалисты к числу основных принципов взаимоотношений человека с государством в России относят «этатированность», «политическое нестяжа-тельство» как отсутствие политических интересов и стремления к власти, отказ от власти и «делегирование» ее главному политическому лидеру в связи с тем, что она оказывается не правом, а тяжелым бременем [10].

Взаимоотношения человека и государства в современной России постепенно приобретают условно-консенсусный характер. Это означает, что выполнение человеком обязательств по отношению к государству должно осуществляться лишь при определенных условиях и в рамках минимальной заботы о повседневных потребностях людей, что позволяет рассматривать принципы взаимоотношений государства и человека в России как этатистские, порождающие элементы безразличия к политической власти в контексте неправовых элементов ее легитимации [11].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шкурко Н.С. Социокультурные  истоки российского этатизма: дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2000.

2. Кюзаджан Л.С., Сорокина  Т.Н. Влияние традиций на маоизм  в оценке зарубежного китаеведения // Китай: традиции и современность. М., 1988.

3. Белоусов С.Р. Китайская  версия «государственного социализма» // 20 - 40-е гг. XX век. М., 1989.

4. Китайская философия. М., 1994; Кульпин Э.С. По поводу концепций  китайской цивилизации М. Вебера  и К.А. Витфогеля // Восток и мировое  обществознание. М., 1991.

5. См.: Рябев В.В. К вопросу  о взаимодействии государства  и гражданского общества в  современной России // Журнал социологии  и социальной антропологии. 2005. № 2. Т. 8.

6. Лубский А.В. Государственная  власть в России // Российская  историческая политология. Курс  лекций: учеб. пособие / отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 1998.

7. См.: Лубский А.В. Государственность  как матрица российской цивилизации // Гуманитарный ежегодник. 2005.

№ 4.

8. См.: Рябев В.В. К вопросу  о взаимодействии государства  и гражданского общества в  современной России // Журнал социологии  и социальной антропологии. 2005. № 2. Т. 8.

9. См.: Гудименко Д.В. Политическая  культура России: преемственность  эпох // Политические исследования. 1994. № 2.

10. См.: Марков А.П. Отечественная  культура как предмет культурологии. СПб., 1996.

11. См.: Тихонова Н.Е. Россияне: нормативная модель взаимоотношений  общества, личности и государства // Общественные науки и современность. 2005. № 6.

 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/etatizm-kak-printsip-vzaimodeystviya-cheloveka-i-gosudarstva-v-rossii#ixzz2hyMDdeww

 


Информация о работе Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России