Эпоха Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему
социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало
требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось
патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное
представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в.,
социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций
правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования
государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и
культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим
морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов
страны.

Файлы: 1 файл

Эпоха Петра I.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Эпоха Петра I.

Предпосылки преобразований начала XVIII в.

Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом

различных факторов.

 

Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от

европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному

суверенитету.

 

Служилое сословие, опора самодержавной  власти, ни по своему

социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало 

требованиям общественного развития страны, и, в  массе своей, оставалось

патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное

представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в.,

социальная  нестабильность порождали необходимость  укрепления позиций 

правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования

государственного  аппарата управления и армии. Для  преодоления отсталости и 

культурной  изоляции необходимо было совершить  прорыв к незамерзающим 

морям, что требовало мобилизации  всех материальных и человеческих ресурсов

страны.

 

Духовный кризис общества, вызванный  обмирщением сознания и усиленный 

расколом церкви, порождал потребность  качественных преобразований в сфере 

культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской 

цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией,

идущей на смену религиозному обоснованию  ее всемогущества.

 

Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений,

происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической  сфере - это развитие

ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика

протекционизма. В социальной сфере отчетливо  наблюдались сближение 

поместного  и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа 

служилых  людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.

 

В развитие политической системы явственно  проявились черты абсолютистской

монархии. Внешняя политика характеризовалась  присоединением Левобережной

Украины и преодолением дипломатической  изоляции (вхождение России в

Священную лигу). В культуре начался процесс  обмирщения, своеобразный первый

опыт  преобразований, притом в самой консервативной области жизни-

религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части  верхов общества,

связанные с его европеизацией.

 

Одним из условий начала реформ стала  сама личность царя-преобразователя,

сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал        необходимость

изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в 

обновление страны.

 

Реформирование

армии и флота.

При вступлении на царство Пётр получил  в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными  армиями. Преображенский и Семёновский  полки, выросшие из детских потех  юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов.

Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных.

В результате преобразований была создана  сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее  у России просто не было. К концу  царствования Петра численность  регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Изменения в  социальной сфере.

 

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое  оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая  структура общества, в которой  более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

 

В хозяйственный оборот вводились  новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур, насаждались новые породы овец-мериносов, развивалось коневодство (для нужд кавалерии). 
 
Однако нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально-потребительский характер препятствовал расширению производства и росту производительности. Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. 
 
Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего вскоре центром отечественной металлургии. К концу царствования Петра Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле. 
 
Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.

Реформа системы  государственного управления.

 

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра  прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась  должность фискалов. Обязанность  обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном  надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог  принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями — предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

 

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  • Камор-коллегия — сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
  • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия - управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная  коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). 
В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. 
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви. 
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. 
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. 
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. 
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. 
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

 

Церковная реформа.

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной  юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего  и архирейских домов, а также  монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был  восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который  вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими  владениями и устройства монашеского  быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому  царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая  автономию духовенства и полностью  подчинившая его государству.

В России было упразднено патриаршество  и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший  Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались  Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность.

Военное время стимулировало изъятие  ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию  церковно-монастырских владений, которая  была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Изменения в  области культуры.

 

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества  Христова». 7208 год по византийской эре  стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее  обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими  цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит  с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы "кси" и "пси" были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

Информация о работе Эпоха Петра I