Эпоха Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.

Содержание работы

Введение
Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
Век Екатерины II
Генезис и особенности русского самодержавия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

петр.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

Притязаниями на ведущую  роль в системе международных  отношений.

Задачи политики просвещенного  абсолютизма

Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования  системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его  превращения в подлинно привилегированное  и просвещенное сословие, способное  не за страх, а за совесть служить  интересам государства и всего  общества.

Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

Создание условий для  экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования  в стране

Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Проведение политики просвещенного  абсолютизма в России подготовило  условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность  реформ, истоки становления гражданского общества в России.

 

 

4. Генезис и особенности русского самодержавия

Русская государственность  испокон веков строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской  нации, духовной и физической, имевшей  олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все  попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить  во главу угла русской государственности  безликий закон, потерпят неминуемый крах.

Нация настолько сроднилась с самодержавной властью, исторически  настолько привыкла к ней, что  национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной  на других принципах. В связи с  этим Н. А. Захаров писал: «Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить еще его и из сознания народного, так как сознание народное в своем право-образующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».

Таким образом, в споре  о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной  власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных  демократов.

Принадлежащая Государю Императору власть верховна, самодержавна и имеет божественное освящение. Как писал профессор В. Д. Катков: «Нет в мире власти, кроме Престола Божия, которая могла бы привлечь Верховную власть русского Императора к отчету и ответственности за Его деяния по управлению страной».

При этом Верховной Царская  власть именуется, потому что она  является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений  в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.

У Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, читаем: «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите  мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь».

Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между  собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.

Принцип царского самодержавия

Самодержавие — явление  глубоко национальное, самобытное и  оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в  древнерусской письменности задолго  до официального принятия его как  титула московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий  князь Иоанн III Васильевич. Этот титул  обозначал, с одной стороны, преемство  с византийскими василевсами, а с другой — подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.

Слово «сам» в древнерусской  литературе, как утверждают некоторые  исследователи (например, Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7), иногда понималось как держава, то есть власть или управление. Однако в корне «сам» заложено и другое значение — высшая степень чего-либо.

Слово «держава» означает власть, правление. «Отсюда, — пишет  профессор И.Т. Тарасов, — из состава  слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой  нет, и не может быть никакой другой равнодержавной власти».

Таким образом, самодержавие есть владение Верховной властью  в силу самостоятельного, независимого и неограниченного могущества. Такое  понимание самодержавия уяснилось  для русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил  Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?»; и в другом месте: «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи».

Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти  власть самодержцев, то есть юридических  договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной  власти другой, о – ничего подобного  в истории формирования самодержавной  власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения  власти самодержавных Государей  — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами  Божией милостью.

Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти

Закрепленная в русском  государственном праве юридическая  неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.

Неограниченность Верховной  власти заключается в том, что  никакая другая власть не имеет в  государстве равенства с Верховной  властью, никакая другая власть не имеет  возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.

Различие между понятиями  верховенства и неограниченности очень  емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над  правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание  всяких возможностей, при которых  эта власть могла бы оказаться  ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и  подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства».

Важнейшим фактором единения является обязательное исповедание  Русским Императором православной веры, веры русского народа, что дает самую сильную связь — религиозно-нравственную — между Царем и народом  в России. «Государь, – писал профессор  В. Д. Катков, – ограничен рамками  Православной Церкви и ответственностью перед Богом».

Самодержавие — нравственно  ценный государственный институт, «диктатура совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая  как нравственному росту общества, так и росту его материального  благосостояния.

Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для  многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение  совершенно неизбежно в таком  огромном государстве, как Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

XVIII век вошел в мировую  историю как век Просвещения  и начала модернизации. И хотя  модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую  роль в развитии Российского  государства. Это был период  сложного и противоречивого исторического  развития, оставивший нерешенными  и спорными многие проблемы. Одновременно  это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать  страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую  империю. Возрастали объемы промышленного  и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная  и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы  сильнейшие в мире регулярные армия  и флот, начало которым положил  Петр Великий.

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина  состояла в том, что и Петр I, и  Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в  сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В  результате мечты Петра I о государстве  “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком  утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства  и усиления крепостного гнета.  Самодержавие сосредоточило в  своих руках неограниченную государственную  власть. Важнейшие черты и элементы  бюрократического государственного  аппарата и абсолютизма в России  в XVIII веке явились основой  последующего развития русского  самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению  буржуазных отношений и превращению  России в ведущую мировую державу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – 331 с.
  2. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. - М.: Москва, 1999. 512 с. С. 241.
  3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: РГГУ, 1999. 575 с.
  4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М., История России, М., 2006, с. 784
  5. Смолин М.Б. Тайны русской империи. - М.: Вече, 2003. – 432 с.
  6. История России в вопросах и ответах. Составитель А.С. Кислицын. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,1999,с. 135-153,165-181,205-207.
  7. Платонов С.Ф., Полный курс лекций по Русской истории, С-Пб, 2000, с.847

 


Информация о работе Эпоха Петра I