Эллинизм. Земельные отношения в эллинистических государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Сразу после кончины Александра Македонского в созданной им огромной державе разразился острый кризис власти, вызванный проблемой престолонаследия. Началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами – диадохами (т. е. преемниками).

Файлы: 1 файл

Эллинизм2.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

[И они освободили  от наказаний] лиц, которые рубили лес в свою пользу в нарушение законоположения.

И они постановили, что  в тех случаях, когда египтяне возбуждают иск против эллинов, и  в случаях, когда эллины возбуждают дело против египтян, или когда египтяне выступают против египтян всех разрядов, кроме людей, обрабатывающих царскую землю, и царских ремесленников и всех других людей, содействующих доходам царя, если египтяне заключат соглашение с эллинами посредством подписания контракта, написанного на эллинском языке, они должны давать и получать удовлетворение перед хрематистом . Но если эллины заключат соглашение посредством подписания контракта, написанного по-египетски, они должны давать удовлетворение перед [туземными] судьями согласно с законами страны. Тяжбы египтян против египтян хрематисты не должны брать для разбирательства [в их собственные суды], но их следует разрешать перед [туземными] судьями согласно с законами страны.

И они постановили, далее, чтобы сборщики недоимок с лиц, не входящих в царское хозяйство, ни под каким видом не овладевали личностью царских земледельцев, или царских ремесленников, или других людей, относительно которых ранее были изданы постановления, запрещающие выдвижения против них подобных обвинений; однако исполнением приговоров в случаях, на которые распространяется юрисдикция сборщиков, может быть затронут остаток имущества должника, который не изъят в силу следующего постановления:

[Именно], они постановили,  что в тех случаях, когда  дело касается царских земледельцев, сборщики не имеют права продавать все до последнего

дома, в котором находится  их рабочий инструмент, или их скот, или что-либо другое (столбец 10), необходимое  для обработки земли, ни использовать этот инструмент под любым предлогом  для обработки храмовых или каких-либо других земель.

Таким же точно образом, ни в коем случае [они не должны продавить] инструмент, необходимый для изготовления тканей, принадлежащий ткачам, изготовителям виссона , шерстоделам; всем людям, занятым подобной работой. Также никакие другие лица не имеют права владеть или пользоваться инструментом для изготовления тканей или для производства виссона, кроме самих царских ремесленников, мастеров по выделке виссона, которые одни только должны пользоваться этим инструментом в храмах для обслуживания царей и изготовления одеяний для богов.

Никакой чиновник и никто  другой не имеет права принудить  ткачей и мастеров по производству виссона и ремесленников, изготовляющих  платья, работать даром или за пониженную плату.

И они постановили, что  никто не может под каким-либо видом приобрести для собственного пользования корабль.

[Они постановили затем], что ни стратеги, никто другой, занимающий пост в казначействе, или в государственном аппарате, или в управлении храмами, ни  под каким видом не может  арестовать кого-либо за частный  долг или за проступок или вследствие личной вражды и держать его в заключении в своем доме или где-нибудь в другом месте; но если они кого-либо обвиняют, то им следует представить его властям, назначенным в каждом номе, и получить или дать удовлетворение в соответствии с законом и постановлениями.

 

 

ПАПИРУС

По приказу царя и  царицы .

Никому не разрешено  закупать в номах выше Мемфиса  пшеницу или стручковые плоды  и ввозить их в Дельту или Фиваиду  ни под каким видом. Ввоз же указанных  товаров разрешен в Александрию  беспрепятственно. Уличённый в нарушении сего постановления подлежит смертной казни.

Желающие донести на нарушителей этого постановления  пусть обращаются к стратегам  соответствующего нома. Доносчик получит  из подлежащего конфискации имущества (преступника) одну треть; если же он раб, он получит свободу и одну шестую вдобавок.

Год третий, месяц фаофи 23-го числа.

 

ПАПИРУС ИЗ ФИЛАДЕЛЬФИИ (257 Г. ДО Н. Э.)

Аполлонию . Я получил  твое письмо 14 числа месяца Пахона (9-й  месяц) от Зоила. Ты выражаешь в нем  свое удивление, что я ничего тебе не написал об оценке посева и сборе зерна. Мы прибыли в Филадельфию 16 числа месяца Фаменат (7-ой месяц) и сразу же написали Зоилу, Зопириону и царским писцам, чтобы они приехали к нам для исполнения твоего приказа. Зоил же как раз в это время вместе с Пселестом объезжал страну. Поэтому он был занят. А царские писцы и посланный Зоилом Пауес прибыли к нам через 12 дней, Когда они явились, мы отправились и обмерили землю по крестьянам н по видам посева в продолжении 5 дней. По окончании этой работы мы послали за крестьянами, объявили им о льготах, предоставляемых тобой, и предложили им приступить к оценке, как ты нам велел в записке, или сойтись с нами и заключить договор. Тогда они обещали, что, посоветовавшись, они скажут свое мнение через 2 дня, однако, они засели в храме и сказали, что они ни за что не согласятся на оценку, но что они откажутся от посеянного. Они напомнили, что у них с тобой было соглашение, отдать им из урожая одну треть. Мы с Дамидом много с ними говорили, Но, ничего не добившись, отправились к Зоилу и просили его придти к нам на помощь. Он утверждал, что занят отправкой матросов. Возвратившись в Филадельфию через три дня после этого, мы решили, так как они отказались от оценки (о которой речь шла в твоей записке) и мы не могли сдвинуть дела с места, предложить им назначить свою меньшую оценку, такую, которая каждому в отдельности покажется приемлемой. Тогда они дали ту оценку, которую мы тебе послали раньше. После окончания этой работы мы отправились измерять землю под сезамом (кунжутом) и лесом вместе с царскими писцами, которые список вручили нам 22 числа месяца Фармути (8-ой месяц). Очень просим тебя никого из нас не обвинять в нерадивости. Как может служащий тебе быть нерадивым! Это тебе станет ясно, когда мы соберем зерно, хотя на месте нет никаких приспособлений.

 

ВОССТАНИЕ ДИОНИСА ПЕТОСАРАПИСА (165-164 гг. до н.э.).

Диодор, XXXI, 15 а.

Один из друзей Птолемея , Дионисий, называемый Петосараписом, стремился захватить государственную  власть и потоиу подверг царство  большим опасностям. ...

Дионисий же, потерпев неудачу в своих злых умыслах, скрылся и сначала,

рассылая послания, вселял надежды среди воинов, склонных принять  участие в отпадении, а затем, удалившись в Элевсин, стал радушно  принимать намеревающихся произвести переворот, и когда мятежных солдат собралось до четырёх тысяч ... Царь же выступил против него и одержал победу; истребив одних и преследуя других, он принудил Дионисия голым переплыть реку и убежать к египтянам с намерением поднять народ на восстание. Будучи предприимчивым и снискав большое одобрение египтян, он вскоре набрал многих желавших действовать совместно с ним.

Перевод А.И.Павловской.

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ О РОЗЫСКЕ  БЕГЛОГО РАБА.

Папирус 156 г. до н.э. (UPZ, № 121).

16 числа месяца эпиф  сбежал раб Аристогена, сына Хрисиппа, посла из Алабанда, находящегося в Александрии по имени Гермон, он же Нил, родом сириец из Бамбики, лет 18, роста среднего, безбородый, с крепкими икрами, с ямочкой на подбородке, с родинкой налево от носа и рубцом кверху от левого угла рта, клеймённый на левом запястье двумя варварскими буквами, сбежал с монетами чеканного золота в три мины, 10-ю жемчужинами, с железным кольцом (на шее), на котором (изображены) фляжка (для масла) и сребницы, а на теле хламида и передник. Кто его вернёт, получит два [3] медных таланта, кто покажет, что он находится в храме, - 1 [2] талант, кто покажет, что он находится у человека платёжеспособного и доступного суду, - 3 [5] таланта. Указания давать чиновникам Стратона. Вместе с ним убежал Бион, раб Калликрата, одного из архиперетов при дворе, невысокого роста, широкоплечий, с сильными икрами, глаза светлые. Он убежал с пелеринкой, рабским плащём и женским флаконом, стоящим 6 талантов, и с пятью тысячами медных драхм. Кто его вернёт, получит столько же, сколько обещано за вышеуказанного. Указания давать и об этом рабе чиновникам Стратона.

«Античный способ производства в источниках», № 72.

 

ЦАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ

НАДПИСЬ АНТИОХАII О ПРОДАЖЕ  ЗЕМЛИ ЛАОДИКЕ

Царь Антиох приветствует Метрофана. Мы продали Лаодике деревню  Панну и укрепленный дом и  прилегающую к деревне землю, пограничную с землями Зелеи и Кизика и со старой дорогой, которая была выше деревни Панну, но была распахана соседними земледельцами для того, чтобы отрезать себе участок (существующая деревни Панну возникла позднее) и какие будут на земле участки и находящиеся на них люди со всем домом и со всем, что им принадлежит и с доходами 59 года в тридцать талантов серебра ; равным образом, и тех, кто из этой деревни переселился в другие места, Лаодика будет освобождена от налогов в царскую казну и будет вправе приписать (землю) к какому пожелает полису .

Согласно этому и  купившие или получившие от нее (землю; будут иметь полную власть и припишут к полису, к какому пожелают, если Лаодика раньше не приписала; в этом случае они будут владеть землей там, где она приписана Лаодикой. Плату приказываем внести в царскую казну в стратегию в три взноса, делая первый в месяце Авднее, второй в месяце Ксандике, третий же в последующие три месяца. Прикажи передать Арридею, управляющему Лаодики, деревню и укрепленный дом и прилегающую землю и людей с домами и всем принадлежащим им и записать продажу в царский архив и на пяти каменных стелах. Из них одну выставить в Илионе в храме Афины, другую в храме в Самофракии, третью в Эфесе в храме Артемиды, четвертую в Дидимах в храме Аполлона, пятую в Сардах в храме Артемиды. Тотчас же установить границы земли и поставить межевые камни и написать о размежевании на вышеуказанных стелах.

 

Перевод И. С. Свенцицкой по изданию С. В. Welles Royal Correspondance of Hellenistic Period, 1934, №18.

 

РАЗДАЧА ЗЕМЕЛЬ ПРИ АНТИОХЕ I

ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ  ПЕРЕПИСКИ ЦАРСТВА СЕЛЕВКИДОВ

Царь Антиох — Мелеагру привет. Пожаловали мы Аристодикиду Ассийскому 2000 плетров годной для обработки земли, чтобы причислить к городу илионцев или скепсийцев ; так ты распорядись отвести Аристодикиду по соседству с областями гергифской или скепсийской, где тебе покажется удобнее, 2000 плетров земли, примежевав её к земле, илионцев или скепсийцев. — Будь здоров.

Царь Антиох — Мелеагру привет. Обратился к нам Аристодикид Ассийский с просьбой пожаловать ему в сатрапии на Геллеспонте город Петру, которым ранее владел Мелеагр , затем из петрской области 1500 плетров удобной дли обработки земли, да еще 2000 плетров удобной земли из той, что прилегает к участку, отведенному ему ранее. И мы согласны пожаловать ему Петру, если она не отдана кому-либо ранее, равно как и землю поблизости от Петры, и еше 2000 плетров удобной земли за его дружеское к нам расположение и оказанные нам со всяческим благорасположением и усердием услуги. Рассмотри, и если не отдан просимый участок кому- либо ранее, то отведи его и прилегающую к нему землю Аристодикиду; из царской же земли , прилегающей к пожалованной Аристодикиду ранее, распорядись отмежевать и отвести ему 2000 плетров, с дозволением приписать к какому угодно городу, принадлежащему к этой области и союзу. Что касается подданных царя — поселян той местности, где лежит Петра, то в случае их желания жить в Петре ради безопасности, мы постановили, чтобы Аристодикид разрешил им жить там. — Будь здоров.

3) Царь Антиох —  Мелеагру привет. Обратился к  нам Аристодикид с заявлением, что областью Петры и граничащей  с нею землей, о которой мы  ранее писали, когда жаловали  ему, он и до сих пор еще  не вступил во владение, так  как она отведена афинянину, заведующему гаванью, и просил пожаловать ему, вместо петрской области, другую равного размера, отвести и еще 2000 плетров, с правом причислить их к какому будет ему угодно городу из состоящих с нами в союзе, как и раньше мы писали. Видя его благорасположение к нам и усердие к нашим интересам, мы желаем сделать уважение этому человеку и предоставили ему это. Он говорит, что из петрской области ему уступлено 1500 плетров; распорядились же отмежевать и отвести Аристодикиду удобной для обработки земли 2500 плетров и еще, вместо земли у Петры, 1500 плетров угодной земли из царских владений, пограничных с данными ему уже ранее, с дозволением Аристодикиду причислить эту область к какому удооно городу нашего союза, как мы об этом написали и в прежнем письме. — Будь здоров.

 

НАДПИСЬ О ЗАКЛАДЕ  ЗЕМЕЛЬ (ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ III в. ДО Н Э.)

...После того, как Херей расследовал, и позже хозяйство присудил мне Антигон. И так как теперь неопеи (жрецы) требуют от меня золото (храма) Артемиды, данное под залог, я же не имею, откуда отдать им... Имеются отдельно в хозяйстве (у меня) деревни, которые называются: Тобалмуракоме в сардианской долине на холме Ил и прилегающие к ней деревни Танду и Кондилиппия, взносы же с деревень в хилиархию Пития ежегодно 50 золотых. Имеется также и клер в Кинароа, около Тобалмура, взносы ежегодно три золотых. Имеется и другая деревня Периасасостра в районе вод Морста, взнос в... хилиархию.

...Сагария пятьдесят семь золотых.  Имеется также клер в районе  вод Морста в Нагриоа, взносы  же в хилиархню Сагария сына Корийда три золотых (статера) четыре золотых обола. Имеется другая деревня в Аттудах, которая называется Илукоме, взнос ежегодно три золотых (статера) и три обола золотом. И от всех деревень и клеров и усадеб, относящихся к ним, со всем домом и принадлежащим ему, и от сосудов вина и податей денежных и трудовых и от остального, получаемого из деревень и еще больше: после того, как происходил раздел (Питий и Адраст получили выделенную в Тобалмурах усадьбу) — за этой усадьбой находятся дома «людей» и рабов и два сада в пятнадцать артаб засева и в Периасасострах приусадебные участки, три артаба засева и сады, три артаба засева и рабы, живущие в этом месте: в Тобалмурах — Эфес, сын Адраста, Гераклид, сын Белетра, Тий, сын Манея, сына Каика, в Периасасострах живущие— Кадой, сын Армананда, Адраст, сын Манея...

Не будет разрешено ни мне (ни моим потомкам), ни кому другому выкупить и если кто-нибудь учинит иск в  отношении чего-нибудь из деревень или клеров или другого перечисленного выше, я и мои потомки подтвердим и отклоним притязания. Если же не подтвердим или нарушим записанный здесь договор в отношении деревень и клеров и участков и всех рабов, пусть они будут собственностью Артемиды и неопеи пусть накажут за это и ведут против объявивших претензии так, как им угодно. И я, Мнесимах, и мои потомки заплатим храму Артемиды 2650 золотых, и за плоды и за урожаи, если храм Артемиды не будет пользоваться в тот год, отдадим столько золота, сколько это будет стоить. И в отношении построек и возделанной земли храма Артемиды или чего-либо другого, что будет сделано, мы заплатим золотом их цену. И пока не заплатим, будет это все в закладе до тех пор, пока мы не внесем всю сумму полностью. И если царь отберет от Артемиды из-за Мнесимаха или деревни или клеры или что-нибудь из заложенного первоначальную сумму займа, 1325 золотых тотчас отдадим Артемиде — я, Мнесимах, и мои потомки. И цену построек и возделанных земель Артемиды, сколько они будут стоить — тотчас отдадим. И за плоды и урожай, если храм не будет пользоваться ими в том году, отдадим храму Артемиды, сколько это будет стоить. И пока не отдадим, будет имущество это заложенным мною и моими потомками, пока не отдадим всё полностью. До тех пор, пока взимание (денег) не будет произведено, быть этому договору в силе.

Информация о работе Эллинизм. Земельные отношения в эллинистических государствах