Экономика России в 20 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

XX век в экономическом плане начинался для России, казалось бы, неплохо. Промышленный подъем 1893-1902 гг., экономические реформы С.Ю. Витте, которые не только обеспечили стабильность финансовой системы, но и способствовали притоку отечественных и импортных инвестиций в различные секторы экономики, - все это свидетельствовало о реальных успехах в развитии хозяйства империи.
Промышленный подъем 1893-1902 гг. характеризовался быстрой концентрацией рабочей силы и производства. В отличие от Европы Россия в считанные годы проскочила период, когда основу промышленности составляли мелкие и средние предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3

Развитие экономики России в 1917-1920 гг. ………………………..4

Экономическое развитие России в 1917-2000 гг. ………………….8


Заключение…………………………………………………………...16
Список литературы

Файлы: 1 файл

История реферат Экономика России.docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

Национализация осуществлялась в России в простейшей форме –  конфискации без возмещения. В  ходе национализации можно выделить три этапа.

На первом (с октября 1917 до весны 1918 г.) национализация проходила  стихийно, как ответ на саботаж. Решение  об этом принимали в основном комитеты рабочего контроля. К марту 1918 г. в  руках Советского государства находилось 836 предприятий, главным образом  топливной, металлургической, машиностроительной и других ведущих отраслей промышленности.

Второй этап (с весны 1918 до июня 1918 г.) был уже регламентирован. Он проводился под руководством ВСНХ. Национализировались не отдельные  предприятия, а целые отрасли. В  первую очередь было объявлено о  национализации нефтяной и сахарной промышленности (май 1918 г.)

Третий этап (июнь 1918 г. –  конец 1920 г.). 28 июня был издан декрет о национализации крупной промышленности. В соответствии с ним национализировались  предприятия в горнодобывающей, металлообрабатывающей, электротехнической, хлопчатобумажной и других отраслях народного хозяйства. Крупная промышленность была в основном национализирована  к концу первого квартала 1919 г.

В ходе начавшейся гражданской  войны и иностранной интервенции  складывается система чрезвычайных мер, получившая название политики «военного  коммунизма». Она привела к тому, что в стране сформировалась действительно  централизованная экономика, и государство  сосредоточило в своих руках  почти все трудовые, финансовые и  материальные ресурсы. В основе управления лежали военно-административные методы.

После окончания гражданской  войны стремительно ухудшалось экономическое  положение. Поскольку военные действия шли практически по всей стране, то большая часть предприятий  естественно пострадала в ходе этих боев. Во многих местностях экономическая  инфраструктура была просто разрушена.

В марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о замене продразверстки натуральным налогом, который был в два раза меньше продразверстки, устанавливался в виде долевого отчисления от произведенной продукции, исходя из урожая, числа едоков, наличия скота и т.д. Налог охватывал до 20% сельскохозяйственной продукции. Позже в марте 1922 г. он был сокращен до 10%. Налог носил четко выраженный классовый характер: для бедняков и середняков процент отчисления был пониженным.

Важно было и то, что излишки  продукта оставались в собственности  крестьянина и могли быть использованы по его личному усмотрению. Разрешалась  свободная торговля продовольствием  на рынке.

Часть предприятий была разрушена  или закрыта еще в годы гражданской  войны. После войны закрывались  все нерентабельные предприятия  кроме предприятий тяжелой и  оборонной промышленности.

Оставшиеся заводы и фабрики  переводились на полный хозрасчет, т.е. они должны были брать ссуды на закупку сырья и оборудования, а из прибыли, полученной от реализации продукции, выплачивать налоги и  отчисления государству, погашать ссуды, выплачивать заработную плату, закупать сырье и т.д. Происходит переход  от системы главков к трестам  и синдикатам.

Таким образом, большевики пытались уравновесить стихийные и организованные начала в экономике. По сути дела это  был государственно-капиталистический  уклад в экономике.

Закрытие целого ряда предприятий  и перевод остальных на самофинансирование повлекло за собой массовую безработицу. В этих условиях теряла смысл такая  мера военного коммунизма как всеобщая трудовая повинность. Поэтому трудовые мобилизации были заменены на свободный  наем рабочей силы. От уравнительной  пайковой оплаты труда постепенно начали переходить к оплате деньгами. При  этом вводилась сдельная оплата по количеству и качеству труда.

Уже эти первые меры означали не только допущение, но и резкое расширение товарно-денежных отношений, которые  во время военного коммунизма были сведены на нет. Их развитие было невозможно без восстановления устойчивой денежно-финансовой и банковской систем.

Осенью 1922 г. были созданы  фондовые биржи, где разрешалась  купля-продажа валюты, золота, облигаций  по свободному курсу. Возрождалась банковско-кредитная  система. Началось кредитование предприятий  промышленности и торговли на коммерческой основе. Помимо Госбанка возник целый  ряд специализированных банков: Торгово-промышленный, Электробанк и др. Была создана сеть акционерных банков, кооперативных обществ взаимного кредита. В 1922 г. для обслуживания населения были созданы сберкассы. В 1923 г. функционировало 17 самостоятельных банков.

Раньше остальных секторов экономики и быстрее качало восстанавливаться  сельское хозяйство. Новые условия  хозяйствования создали для крестьян стимулы к увеличению производства хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, к расширению запашки  и повышению урожайности.

Восстановление промышленности началось с легкой. В отличие от тяжелой промышленности, восстановление которой требовало больших капиталовложений, а также сырья и топлива, которые тоже нужно было еще произвести, легкая промышленность не требовала больших затрат. Она могла работать на дровах и торфе, а сырье получала от сельского хозяйства, которое начало оживать. Продукция легкой промышленности шла сразу же на рынок, т.е. оборачиваемость капитала была достаточно высока. Восстановление мелкой и легкой промышленности было не только возможно, но и необходимо, т.к. она давала те товары, без которых крестьяне не дали бы городу хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию. Да и городское население необходимо было одеть и обуть.

Вместо тонких методов  экономического анализа и регулирования  экономических связей преобладали  в лучшем случае инженерно-технические, а часто и просто политико-административные подходы к решению тех или  иных вопросов, которые не учитывали  вовсе, либо учитывали в недостаточной  степени социально-экономические  последствия принимаемых решений.

В условиях свертывания товарно-денежных отношений, становления административно-командной  системы и директивного планирования происходит разработка первого пятилетнего  плана.

Главная особенность первой пятилетки – строительство предприятий-гигантов, таких как Магнитогорский, Криворожский и другие мощные металлургические комбинаты, Горьковский автомобильный завод, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Ростсельмаш, Уралмаш и др.

В ходе промышленного рывка  в стране складывается административно-командная система управления (АКСУ) экономикой, которая приходит на смену хозрасчетной административно-рыночной.

Постепенный переход в  это время сталинской части руководства  на позиции признания необходимости  форсированного промышленного развития в конечном итоге определил и  судьбу крестьянства. Перевод сельского  хозяйства на путь крупного обобществленного производства в сжатые сроки стал рассматриваться как средство решения  хлебной проблемы и одновременно как возможность ликвидации кулачества, которое считалось главным врагом Советской власти. Возобладала последняя  точка зрения.

При подведении современной  материально-технической базы под  крестьянское хозяйство руководство  страны столкнулось с тем, что  сама машинизация сельскохозяйственного  производства выступает катализатором  коллективизации.

Основная политическая задача второй пятилетки состояла в окончательной  ликвидации капиталистических элементов. Главная хозяйственная задача –  завершить реконструкцию народного  хозяйства, коллективизацию и провести механизацию сельскохозяйственного  производства. Была поставлена задача добиться такого обновления промышленности, чтобы к 1937 г. 30% всей промышленной продукции было получено с новых и реконструируемых предприятий.

Главная особенность II пятилетки  заключалась, в том, что наряду со строительством новых предприятий  основное внимание уделялось освоению пущенных в строй объектов. Естественным следствием улучшения качественного  состава рабочих кадров стала  новая форма соревнования – стахановское движение. В отличие от ударничества (основной формой соревнования в I пятилетку) стахановцы ставили своей задачей  резко повысить норму выработки  с помощью умелого использования  новой техники, которую они освоили.

Была достигнута экономическая  независимость СССР. Большая часть  промышленной продукции к концу  пятилетки производилась на новых  и реконструированных предприятиях. Теперь можно было обойтись без импорта  оборудования.

Если для первых двух пятилеток  главной задачей было догнать  развитые страны по объему промышленного  производства, то для третьей пятилетки  была выдвинута задача догнать их по производству промышленной продукции на душу населения, которая была в 5 раз ниже. Важнейшей проблемой третьей пятилетки оставалась подготовка квалифицированных кадров.

С точки зрения народнохозяйственного  технико-экономического прогресса  в стране осуществлялся один из вариантов  индустриализации, который носил  форсированный характер.

Ускоренно развивались те элементы производительных сил, которые, по мнению политического центра имели первостепенное значение. При этом слабо или совсем не учитывались последствия этого для остальных сфер общественной жизни.

С точки зрения социально-экономической  происходила смена многоукладной  экономики, где существовали отдельные  субъекты, связанные между собой  товарно-денежными отношениями, которые  в свою очередь регулировались государством. Эта система менялась на специфический  вариант одноукладной экономики, где была уничтожена частная собственность и осуществлен переход к преимущественно внеэкономическому способу регулирования из одного политического центра. При этом все элементы были подчинены государству и почти на нет сведены товарно-денежные отношения.

Война потребовала резкого  изменения централизации, чтобы  собрать все силы «в один кулак» и подчинить их одной задаче –  разгрому врага. Административно-командная  система вполне подходила для  этого.

В связи с этим одной  из главных хозяйственных задач  начального периода войны стала  эвакуация на восток предприятий  из западных районов. Следующей хозяйственной  задачей первого года войны стала  мобилизация промышленности и экономики  в целом и перевод ее на военные  рельсы. С начала войны резко обострилась  кадровая проблема во всех секторах экономики. Мужчины уходили в армию. На их место становились женщины, старики  и дети.

Были увеличены налоги с населения, введен военный налог, налог на холостяков и малосемейных, повышена ставка сельскохозяйственного  налога. Была осуществлена подписка на четыре государственного займа.

1943 г. стал переломным  в области экономического развития. Все отрасли тяжелой промышленности  имели прирост производства. Переход  советских войск в наступление  и освобождение западных районов  страны поставило на повестку  дня такую задачу как восстановление  экономики районов, пострадавших  от оккупации. Развернутой программой  восстановления стало Постановление  СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных oт немецкой оккупации» от 21 августа 1943 г.

Пятая пятилетка (1951-1955 гг.) была последней сталинской пятилеткой. Решение  задач, которые определялись этим планом, продолжало главные идеи четвертой  пятилетки. Это курс на увеличение темпов прироста промышленной продукции, приоритетное развитие тяжелой промышленности и  энергетики.

Позже началась реализация реформы 1965-1969 гг., которая сразу  же затрагивала, хотя и с разной степенью кардинальности такие отрасли как  сельское хозяйство, промышленность, строительство.

В то время как экономика  развитых стран вступала в новый  этап научно-технической революции, советская экономика продолжала развиваться за счет экстенсивных методов. Благодаря огромной территории, богатым  природно-географическим ресурсам, она  пока не испытывала острого дефицита экономических ресурсов, но негативные тенденции продолжали нарастать.

С одной стороны, СССР вышел  на первое место в мире по производству многих видов продукции: угля, цемента, нефти, железной руды, удобрений, тракторов, тепловозов и др. С другой стороны, нарастало отставание по качественным показателям развития: падала фондоотдача, высока была энерго- и материалоемкость продукции, невысокими оставались темпы НТП и технического перевооружения.

 

Заключение 

 

Таким образом, все вышесказанное  позволяет констатировать следующее. Отсталость экономики России, неспособность  царского, а затем и Временного правительств принять эффективные меры по мобилизации экономических ресурсов на победоносное ведение войны привели к экономическому кризису, который охватил практически все отрасли хозяйства.

К концу войны ясно обозначился  кризис в основных отраслях промышленности и на транспорте, резко вырос дефицит  бюджета и пассив торгового баланса, усилилась финансовая зависимость  страны от иностранных государств. Обострились трудности со снабжением городов продовольствием, выросла  спекуляция, в значительной степени  была расстроена сфера обращения, нарастающими темпами шла инфляция. В условиях, когда на углубляющийся экономический  кризис наложил отсутствие реальной программы по выходу из него и политической воли сделать что-то, взрыв был  неизбежен и он произошел в октябре 1917 года.

К концу 20 века политические направления руководства вновь изменились, что привело к совершенно полярному и не столь быстрому как планировалось, преобразованию экономики. В августе 1998 г. правительство Кириенко заявило, что оно не в состоянии выплачивать проценты держателям ГКО-ОФЗ. Курс рубля упал почти в три раза. Следом за ним резко упали котировки ценных бумаг российских предприятий и банков. Результатом всех этих событий стал сильнейший кризис всей банковской системы. Правительство заявило об отказе платить по текущим обязательствам перед иностранными инвесторами. Финансово-банковский кризис сопровождался падением ВВП, который по сравнению с 1991 г. снизился почти на 40%. Все это указывало на то, что власть не в состоянии контролировать ситуацию в экономике. Ослабление власти проявилось и в частой смене правительств. Ни один из трех премьеров не сумел предложить ясной, обоснованной программы вывода страны из кризиса. 31 декабря 1999 года Ельцин заявил о своей отставке, передав власть, согласно Конституции РФ, действовавшему главе правительства Путину. В марте 2000 г. Путин был избран президентом России.

Информация о работе Экономика России в 20 веке