Экономические реформы Косыгина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

После смещения Хрущева Косыгин занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинских реформ". Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики.

Файлы: 1 файл

Косыгинские реформы (светино).docx

— 21.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию ГОУ ВПО «Челябинская государственная  медицинская академия Росздрава»

 

кафедра                                                                                                                 .                                                                                                

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Тема контрольной работы            «Экономические  реформы Косыгина»

По дисциплине                                                                     История России

По специальности                                                                   стоматология

 

 

 

 

 

Работу выполнила                                       Плаксина Светлана Николаевна

Домашний адрес Челябинская обл., г.Копейск, ул. Голубцова д.39, кв.18

Контактный телефон                                                                  89682101043

Факультет стоматологический     форма обучения            очно-заочная

Курс                                    первый                             № группы              175

Преподаватель _______________________________________________

(подпись, должность, звание)

Оценка ________________________ Дата_______________________

                                           (зачтено, незачтено)

 

 

Челябинск, 2012 год

 

После смещения Хрущева Косыгин  занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинских реформ". Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики.

Первая задача была выполнена  успешно - взамен совнархозов снова  вернули министерства. Успешно начали проводиться в жизнь и главные идеи "косыгинских реформ" в области планирования народного хозяйства. Смысл этих реформ, по мнению одного из референтов Косыгина Игоря Карпенко, заключался в том, чтобы "сменить военно-штабную систему с ее главным лозунгом "План любой ценой".

Косыгин стремился вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных  между собой мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. Кстати, именно Косыгин подписал в августе 1974 года постановление Совмина, по которому крестьяне наконец-то стали полноправными гражданами страны - на них распространили паспортную систему.

Реформы дали благоприятные  результаты в годы восьмой пятилетки (1965-1970 гг.). Не будем утруждать читателя цифровыми показателями, укажем лишь на то, что именно в эти годы был  налажен массовый выпуск легковых автомобилей "Жигули". По инициативе Косыгина был заключен договор с итальянской фирмой "Фиат" на строительство автозавода и организацию производства современных автомобилей в Тольятти. Были достигнуты большие успехи в капитальном строительстве, улучшилось положение дел в сельском хозяйстве (в 1970 году общий рост сельскохозяйственного производства составил 9%).

Однако, уже в самом начале реформ Косыгин сталкивался с противодействием некоторых членов Политбюро его начинаниям. По воспоминаниям Байбакова, когда на одном из заседаний Политбюро обсуждалась концепция реформы, председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный "со свойственной ему грубоватостью и недоверчивостью произнес: "На кой черт нам реформа? Мы плохо развиваемся, что ли?", - на что Косыгин возразил: "Реформа необходима, темпы развития экономики стали снижаться. Все валовые методы исчерпаны, поэтому надо развязать инициативу, поднять в коллективах интерес к результатам труда". "Но Подгорный, - вспоминает далее Байбаков, - напыщенно и напористо отстаивал свое, споря не только с Косыгиным, но и с недостаточно уверенным в необходимости реформы Брежневым, не говоря уже об остальных: "Если проводить реформу, то нужно к ней тщательно готовиться. Рано проводить", - настаивал Подгорный".

Многие современники свидетельствуют  о том, что "косыгинские" реформы были свернуты во многом из-за того, что Брежнев ревниво относился к Косыгину и постепенно лишал его все больше и больше реальных рычагов управления экономикой. Бывший первый секретарь Московского горкома КПСС Николай Егорычев вспоминал, что в 1966 году Брежнев как-то сказал ему: "Ну скажи, зачем это Косыгин поехал по украинским заводам? Что ему там делать? Все о своем авторитете печется. Пусть бы лучше в Москве сидел да делами занимался".

Однако есть свидетельства  и о том, что отношения Брежнева и Косыгина стали портиться не в середине 60-х, а с 1975 года. Так, в  частности, считает бывший заместитель Косыгина по Совмину Владимир Новиков. "В течение десяти лет, - пишет он. - отношения между ними, смею утверждать, были хорошими. Я не раз бывал на даче Брежнева вдвоем с Устиновым. Устинов был не очень доброжелателен к Косыгину. Брежнев же, наоборот, в то время при мне ни разу не отозвался о нем плохо. И хотя Брежнев очень хорошо относился к Устинову, но, когда тот в домашней обстановке начинал отпускать какие-либо колкости в адрес Алексея Николаевича, Леонид Ильич не поддерживал беседу в этом направлении. Роковую роль, на мой взгляд, в ухудшении отношений между Брежневым и Косыгиным сыграл Н.А. Тихонов.

С 1974 г. Брежнев начал болеть, уже через год недуг стал резко  прогрессировать. У него явно развилась  подозрительность, и Тихонов умело  направлял ее против Косыгина, стремился  вбить клин между ними. Это ему  удалось, и с 1975 г. их взаимоотношения  начали ухудшаться. Тихонов без конца  докладывал Брежневу о тех или  иных, большей частью надуманных ошибках  Алексея Николаевича. В оппозицию  Косыгину он стремился втянуть и  остальных его заместителей. Например, мне он говорил: "Знаешь, ведь мы в  Совмине - простые пешки, даже не имеем  права подписать незначительное распоряжение. Вся власть у председателя и его заместителя Дымшица, который  располагает материальными ресурсами". Реформы Косыгина буксовали не только из-за интриг в верхних эшелонах власти. Им активно сопротивлялись многие министерства. Вот один из ярких примеров на эту тему, описанный референтом Косыгина Карпенко. Речь идет о так называемом бунте сорока министров. "Суть дела заключалась в том, - пишет Карпенко, - что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж взыскать с недобросовестного партнера не только штраф за недопоставленную продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникли у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало - получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уж о собственном министерстве, работать предстояло многие годы, и портить с ним отношения было просто опасно.

Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел  на такую меру: было принято постановление, по которому выполнение плана засчитывалось  лишь после удовлетворения всех заказов  потребителей. Против этого и восстали дружно Госплан и наиболее сильные  министерства и авторитетные министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся  не только без премий, но и без  зарплаты. В итоге победа осталась за министрами. И хотя распоряжение Косыгина официально отменено не было, оно практически никогда так  и не вступило в действие". Реформы  Косыгина постепенно были свернуты и  в силу благоприятной экономической  конъюнктуры для СССР на нефтяном и газовом рынке. Мировой энергетический кризис совпал с бурным развитием  в нашей стране нефтяной и газовой  промышленности. Развитые страны были готовы платить за тонну нефти  по 100 долларов, в то время как  ее себестоимость в Самотлоре составляла около 5 рублей, а общий объем нефтедобычи СССР быстро довел до 600, а затем и 650 миллионов тонн.

Открытие нефтяных и газовых  месторождений в Западной Сибири постепенно привело к тому, что  к середине 80-х гг. две трети  общесоюзной добычи нефти и более 60% добычи газа обеспечивала Западная Сибирь. Этот мощный прорыв имел свои как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, на валюту, вырученную от экспорта нефти и газа, закупалось западное комплектное оборудование для строительства новых заводов. На нефтедоллары было закуплено оборудование для КамАЗа, Волжского автомобильного завода, Уфимского мотостроительного завода, выпускавшего двигатели для автомобилей "Москвич". С другой стороны, на эти же нефтедоллары закупалось и продовольствие, что постепенно привело к подрыву отечественного сельскохозяйственного рынка. Впрочем, ставка на массовый импорт продовольствия была сделана еще при Хрущеве, однако в 70-е годы этот импорт не только не был свернут, но и значительно увеличился. Советский Союз становился все более зависимым от закупок продовольствия за границей. Если в 1973 г. импорт зерна составил 13,2 % от всего его количества, производимого в стране, то в 1975 - 23,9%, в 1981 - 41,4%. Причем зерно покупали уже не только на нефтедоллары, но и на средства, вырученные от продажи золотого запаса страны. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это уже были не реформы, а путь в никуда...

 

Список используемой литературы

 

  1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций/ А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.
  2. История России. XX век/ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: АСТ, 2001. – 608 с.
  3. Ратьковский, И.С. История Советской России/ И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. – СПб.: Лань, 2001. – 416 с.
  4. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1941–1991: Учеб. пособие для вузов/ А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова; под ред. А.К. Соколова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.;
  5. Филиппов, А.В. Новейшая история России, 1945–2006 гг.: Кн. для учителя/ А.В. Филиппов. – М.: Просвещение, 2007. – 494 с.

Информация о работе Экономические реформы Косыгина