Экономические преобразования и социальная политика Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра занимала большое место в творчестве поэтов и писателей, живописцев и скульпторов во все времена. Но уже в том же столетии, когда жил и умер Петр, отношение к нему было неоднозначным. Уже при его жизни не все согласны с тем, что и как он делал, вводя свои знаменитые новшества. Позднее, во второй половине века, одни, признавая успехи в преобразовательной деятельности Петра, скорбят об ушедших при нем прошлое старинных нравах и обычаях Московской Руси, упадке аристократических фамилий, повреждении нравов. Другие, например А.Н. Радищев, тоже признавая великого Петра реформатора, упрекают его за то, что он истребил «последние признаки дикой вольности своего Отечества». Эти споры перешли в XIX столетие и продолжаются сейчас.

Содержание работы

Введение
1. Экономические реформы Петра Великого.
1.1. Развитие промышленности
1.2. Развитие ремесла, торговли, сельского хозяйства
2. Социальная политика Петра Великого
3. Оценка социально-экономических преобразований Петра Великого
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономические преобразования и социальная политика Петра Великого контрольная.docx

— 86.07 Кб (Скачать файл)

Для строительства  Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных  крестьян. День и ночь к городу на телегах, зимой — на санях везли строительный камень, кровельный материал, бревна, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли — Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меншикова, здание Кунсткамеры и др.

«Аз есмь в чину учимых». Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного — центрального и местного — управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

В ответ  на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными языками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на базе которой формируются школы — славяно-латинская, славяно-греческая и славяно-русская.

При Петре  I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней — кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, порой экзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

 

342



Раздел III. Россия в Новое время

 

Развитие науки. Еще будучи в Европе во время Великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой. Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенести научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, — пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы. Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700—1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль (1688—1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областей науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие  новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых  экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать, «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая  экспедиция пробивалась в Индию  через среднеазиатские ханства  Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли  по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к  началу 20-х гг. появились карты  отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в  стране привел к сдвигам в области  технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича  Нартова, создавшего серию оригинальных токарных и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая  обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал как автор над «Исто-

 

343



Глава 3. Эпоха Петра I

 

рией Свейской (т. е. Шведской) войны». Но времени не хватало, и его труд остался неоконченным.

Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью  создать нечто подобное и в России. В 1714 г. в Петербурге открылась Кунсткамера — первый естественно-научный музей в стране. Для него выстроено специальное здание на берегу Невы, которое до сих пор является одним из украшений города.

Все эти  достижения в области науки, появление  в России иностранных ученых, рост собственных научных кадров привели  к тому, что Петр замыслил создать Российскую академию наук. Он считал, что развитие в стране фундаментальной науки станет мощным рычагом ее восхождения на более высокий цивилизационный уровень. Петр подошел к этой проблеме с присущей ему решительностью и размахом. Академию он взял на государственное обеспечение и оказал ей всяческую государственную поддержку. Но и от ученых требовал упорного и масштабного труда на благо Отечества. Проект Академии наук Петр утвердил в 1724 г. Сама же Академия открылась в 1725 г. уже после смерти ее создателя.

Литература  и искусство. Эпоха Петра I не могла не наложить отпечаток на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры — былины, исторические песни, сказки властно вторгается «петровская» тема. В них присутствует сам царь, его свершения и победы, тяготы, раздумья. Там же описаны и его враги — шведы и Мазепа, и те из его соратников, кто предал, обманул его, вроде казнокрада сибирского губернатора князя Гагарина.

Новым явлением в литературе стала публицистика — произведения, созданные петровскими  сподвижниками и прославлявшие  деяния царя-реформатора. Такими были, например, творения Феофана Прокопови-_ча, вице-президента Синода, видного церковного деятеля и писателя. В своих  трудах «Слово о власти и чести  царской», «Правда воли монаршей»  он прославляет Петра I, преобразование России, право царя на передачу престола в своей семье по собственному усмотрению, а не обязательно старшему сыну, ставшему к этому времени в оппозицию к отцу.

Первая  четверть XVIII в. России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Представления  шли в деревянном здании, сооруженном  прямо на Красной площади. Ставили  пьесы немецких, французских, испанских  авторов, но, естественно, на русском  языке. Появились и первые пьесы отечественных драматургов на исторические темы. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Произошли существенные сдвиги в живописи, и  главное из них — развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи. В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые русские художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых  из них на выучку за границу. Виднейшим  портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина

 

344



Раздел III. Россия в Новое время

 

«Петр 1 на смертном ложе». Другим известным  русским художником-портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев. Оба они  прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными церковными хоровыми произведениями, народными песнями зазвучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на эти военно-музыкальные зрелища.

 

 

§ 6. Противники Петра

Преобразования в России, предпринятые Петром I, вызвали огромное напряжение народных сил, и привели к многочисленным жертвам на полях сражений, в процессе создания промышленности, строительства городов и крепостей, каналов, плотин, дорог. По данным российских ученых, с конца 70-х гг. XVII в. по 1710 г. податное население сократилось более чем на 150 тысяч человек. В 15-миллионной России это была ощутимая потеря.

В первой четверти XVIII в. налоговое бремя на податные сословия увеличилось в три раза. Большую роль в этом сыграла введенная правительством подушная подать для государственных крестьян вместо прежнего налога с дворов. Петр щедро раздавал государственных крестьян своим сподвижникам. Всего за годы его правления было роздано около 175 тысяч душ мужского пола, а ведь за этими людьми стояли и семьи.

Ответом на давление со стороны властей стало  повальное бегство крестьян из сел и деревень, с верфей и уральских заводов, со строительных площадок Петербурга и Таганрога. С конца второго десятилетия до середины 20-х гг. XVIII в. в бегах по всей России числилось около 200 тысяч человек. В ответ выпускались грозные указы царя о поиске беглецов и их жестоких наказаниях — штрафах, конфискации имущества, битье батогами, клеймении, ссылке на каторжные работы.

Податное  население городов, а это в  основном низы посада, в эпоху царя-реформатора также испытывало повышенные тяготы. Это были не только прежние налоги, перешедшие еще с XVII в., но и новые — драгунские, корабельные, рекрутские деньги — в самих названиях звучит эпоха войны, создания армии и флота. К тому же существовали разного рода чрезвычайные, «запросные» сборы. Посадское население обязано было, как и крестьянство, выполнять определенные повинности и службы на государство, на армию.

В ином положении  находились привилегированные неподатные сословия — дворянство, духовенство, купечество — опора и надежда государства. И все же и дворянство, и церковь не избежали нажима со стороны государства. Петр жестко требовал службу с дворян, строго карал их за нерадивость и уклонение от своих обязанностей. «Табель о рангах» являлась здесь сильнейшим рычагом как продвижения людей по службе, их поощрения, так и наказания, замедления и даже приостановки дальнейшей гражданской и военной карьеры. Все они были, по сути, слугами царя, называ-

 

345



Глава 3. Эпоха Петра I

 

ли себя его рабами. Они смотрели на государство, которому без остатка  посвящал себя царь, как подневольные люди.

Выдвигая  и поощряя людей, Петр в то же время  всячески подавлял их инициативу. Все  начинания, указы императора проникнуты его личной инициативой, настроением, волей. Многие из них жестко регламентировались самим царем, в них Петр разъяснял, как вводить то или иное начинание, как контролировать ту или иную реформу; подробно расшифровывал и меры наказания за их невыполнение. Петр творил, внедрял, указывал всем и вся — дворянам, крестьянам, купцам и военным, бургомистрам и губернаторам, судьям и сенаторам, прокурорам и духовным лицам. «Неволя» жесткой петлей была накинута на шею всему населению страны; это была специфика реформ в стране, основывающейся на абсолютизме и крепостничестве.

В конце  концов Петр I превратился в «отца народа», в «отца нации», работал не покладая рук ради блага государства, но то был жестокий и деспотичный отец, нередко общение с ним кончалось опалой, а то и казнью. Его указы пестрят угрозами, среди которых — батоги, заковывание в кандалы, клеймение, каторга, отрубание пальцев, рук, голов, обрезание ушей и вырезание языков, колесование, сажание на кол, виселица и т. д. А ведь провинившиеся относились не только к низам общества, но и к дворянам, и к предпринимателям. Репрессии были главным рычагом реформатора-деспота.

Эта линия  на постоянное давление, репрессии, угрозы при продвижении реформ была связана  не только с характером царя, но и  с его глубокими убеждениями, с его оценкой русского народа. Он говорил: «Для народа, столь твердого и непреклонного, как российский, одни крутые перемены действительны», «...хотя это добро и надобно, а новое дело, то наши люди -не сделают».

Создание  абсолютистской крепостнической сильной  европейской державы — главный результат преобразований Петра I.

Но в  истории ничто не бывает однолинейным. Каждый процесс сопровождается различными побочными последствиями. Так было и с российским абсолютизмом. Появление общероссийского сильного правительственного центра во главе с монархом, мощной бюрократии, создание крупных сословий и ликвидация различного рода категорий в рядах дворянства, посадского люда, крестьянства привели к преодолению былой разобщенности страны, изолированности различных ее частей. Все более определенно проявлялись общие черты большой страны: складывался единый язык, появлялась общность взглядов, вкусов людей в рамках как отдельных крупных сословий, так и народа в целом, независимо от положения человека в обществе. Росло национальное и государственное самосознание населения, все ощущали себя членами единой огромной общности — российской империи. Именно в эпоху складывания российского абсолютизма и создания империи появляется русская нация с единым языком, территорией, экономикой и культурой. Одновременно в России, многонациональной стране, формируется российская государственная общность людей, объединяющая разные народы, что проявлялось прежде всего в противостоя-

 

346



Раздел III. Россия в Новое время

 

нии России всему остальному миру. Такой особенности, свойственной России, не знало большинство европейских  стран. Это другая сторона российского абсолютизма.

Народные  восстания. В 1705 г., находясь с войсками в Литве, Петр получил известие, что в низовьях Волги, в Астрахани началось мощное восстание городских низов. Город захвачен стрельцами, горожанами, воевода убит, повстанцы всюду рассылают грамоты с просьбами о помощи.

Информация о работе Экономические преобразования и социальная политика Петра Великого