Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?

Россия при Петре I, как и другие страны, встала на путь модернизации. Ее экономическая, политическая и культурная отсталость становилась тормозом дальнейшего развития и представляла серьезную опасность для национальной независимости. Нужны били такие преобразования, которые бы вывели страну из отсталости и дали бы ей возможность догнать европейские державы по уровню

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

 

Институт переподготовки специалистов

 

_________________________________________

(кафедра)

 

_______________________________________________________________________________________________

(дисциплина)

 

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Миллер Анастасия Александровна.

 

Группа: 11418 (Экономика)

 

Дата: 11.01.2012.

 

 

 

Преподаватель: Демидов Валерии Викторович.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012.


Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?

 

Исторический факт – это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими  характеристиками: локализованностью вовремени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью

Методология истории выделяет как минимум три типа истор.факта:

Факты исторической действительности. Эти факты объективны и по отношению к творцам

исторических источников, и по отношению к источнику. В них проявляется все многообразие

человеческой деятельности и тех отношений, в которых она осуществлялась.

Факты исторического источника. Это субъективные факты, которые являются итогом отражения фактов действительности создателем источника.

Научно-исторический факт. Это отражение ученным фактов первого типа на основе фактов второго типа, что усиливает его субъективность.

Факт, как таковой, вне связи с другими, может быть интересен или не очень, но сам по себе он не имеет большого значения. Только интерпретация его с историком в связи с рядом других событий и фактов, придает ему ту значимость, которую можно использовать для выяснения истины.

Историческиефактычрезвычайномногообразныпопространственно-временнойпротяженности (факты простые и сложные), по предметной содержательности, (факты экономической, социальной, политической, культурно-идеологическойжизни и т. д.) и по системе присущих им взаимосвязей. Любой исторический факт всегда находится в системе других фактов и взаимодействует с ними. Поэтому при инвариантности каждого отдельного выражения исторического факта система этих выражений является поливариантной, т. е. многозначной. Это служит объективной основой для разного «видения» исторических фактов познающимс убъектом -историком. Но  от историка зависит лишь выбор угла зрения на факт, но не его реальное содержание, которое объективно.

Многообразие и сложность даже простых исторических фактов состоит в том, что они выражают историческую реальность и состороны ее объективного содержания, т. е. Ее коренной сущности, и со стороны ее субъективных восприятий современниками, т. е. Состороны еев идимости. Таким образом, истинный смысли сторических фактов и их понимание и оценка современниками очень часто не совпадают. Но какими бы ни были иллюзии современников о своей эпохе, они являются реальными историческими фактами, с которыми приходится иметь дело историку. Поэтому возникает важная задача выявления и преодоления за блуждений современников.

Тем самым историческое познание в своей коренной сути — раскрытии закономерностей объективного хода общественно-исторического процесса — сходно с научно-естественным познанием.

 

 

Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I?  Как Вы оцениваете результаты этих реформ?

 

Россия при Петре I, как и другие страны, встала на путь модернизации. Ее экономическая, политическая и культурная отсталость становилась тормозом дальнейшего развития и представляла серьезную опасность для национальной независимости. Нужны били такие преобразования, которые бы вывели страну из отсталости и дали бы ей возможность догнать европейские державы по уровню развития. Реформы, которые проводил Петр I, имели для страны судьбоносное значение. К этим реформам по разному относились современники (были сторонники преобразований, были и яростные противники), неоднозначно относятся и историки (слишком велика социальная цена этих реформ, так как проведены они были за счет российского народа.), но они положили начало новому этапу в развитии нашего государства.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Такимо бразом, былоо формлено создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени.

 

 

Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.

 

26октября 1917года Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов было принято три основных декрета Советской власти.

В «Декрете о мире» предлагалось от имени рабоче-крестьянского правительства всем воюющим народам и их правительствам вступить в переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Он был обращен к «особо сознательным трудящимся трех наиболее развитых государств земного шара» - Великобритании, Франции и Германии и призывал способствовать прекращению войны.

В основу «Декрета о земле» был положен проект эсеров, отвечавший не политике большевиков, а мелкобуржуазным настроениям крестьянства. Декрет отменял собственность помещиков на землю без всяких компенсаций, только земля «простых крестьян и рядовых казаков» не подлежала конфискации. Частная собственность на землю отменялась навсегда. Право пользования землей давалось «всем гражданам России, которые захотят обрабатывать ее собственным трудом». Право на использование полезных ископаемых перешло к государству. Запрещались покупка, продажа, сдача земли в аренду, а также использования наемного труда.

Декрет о земле дал основу для организации социалистического хозяйства: государственных советских хозяйств, товариществ и артелей крестьян. Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнительное  распределение земель обеспечили не только ликвидацию помещичьего землевладения и крупного капиталистического хозяйства на земле, но и служили средством для ограничения кулацкого хозяйства, пока не созрели условия для полного социалистического кооперирования крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества как класса.

Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.

Декрет о мире явился важнейшим программным внешнеполитическим  документом Советской власти. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других стран. Впервые в истории верховный орган власти признал законность и справедливость освободительной борьбы  угнетённых народов, осудил позорную колониальную систему.

 

Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.

 

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономикибыли достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.  В  20-е гг.  Удалось восстановить народное хозяйство  и  даже превзойти довоенный уровень исключительно за счет внутренних резервов. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны в 1927–1928 гг. СССР обогнал дореволюционную Россию поуровню потребления пищевых продуктов.  С другой стороны,  осуществление НЭПа проходило трудно  и  сопровождалось целым рядом негативных моментов.  Главный из них связан  с непропорциональным  развитием основных отраслей народного хозяйства. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что приводило к росту напряженности.

 

Однако  главное  противоречие  лежало не  в сфере экономики,  а между  экономикой  и  политической  системой,  рассчитанной  на  использование  административно-командных  методов  управления.  Это  противоречие стало  непримиримым  в конце 20-х гг., и политическая система разрешила его путем свертывания новой экономической политики

 

 

Задание 5. Перечислите основные источники победы  СССР в Великой Отечественной войне.

 

Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн.человек.

Основной удар этой войны принял на себя Советский Союз. Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников типа, военное искусство советских полков одцев - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А.М. Василевского. Такжепобеде СССР способствовала помощь союзников (материально-техническая и военная).

Основнымии сточниками победы советского народа были:

Героизм, сплочение народных масс;

Окрепшая в войнесила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев,

командиров и политработников;

Единствофронта и тыла;

Героическая борьба партизанских соединений и подполья;

Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;

Цена победы была огромной. Наполях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. Советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Измужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, чт осказалось на долгие годы на демографической ситуации.

 

 

               Список используемой  литературы.

 

  1. Амелина В. В., Юрова В. Н., Михайлов Д.А.
  2. История: Учебное пособие.— Новосибирск: СибАГС, 2011.

 

  1. . Методы исследования // Методологические проблемы истории / Под ред. В. Н. Сидорцова — Мн.: ТетраСистемс, 2006.

 

  1. Павленко Н. И. Петр Первый. М.: Молодая гвардия, 1975

 

  1. Голанд Ю.М. Кризисы, разрушившие НЭП. М.: 1991.

 

  1. Голанд Ю. М. Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921—1924 М.: Экономика, 2006.

Информация о работе Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?