Брак и семья в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование брака и семьи в период средневековья. Объектом исследования выступают брачно-семейные, а также тесно связанные с ними иные социально-экономические отношения. В работе рассматриваются брачные модели и брачность, понятие семьи и семейные формы, условия заключения браков, статус женщины, представления об основных возрастах, особенности городских браков

Содержание работы

Введение ……..……………………………………………………………………3
Брак и семья в средние века ……………………..……………………………...4
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….16

3. Анализ НПА «Билль о правах 1689г.»
/Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны/ ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран - КР Бургер М..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

тема реферата: «Брак и семья в средние века».

Анализ нормативно-правового  акта «Билль о правах 1689г»

 

 

 

Исполнитель:

 

студент   группы: ЮР-13 ОМ

 

Бургер М.Д.

 

Рецензент:

к.ю.н., доцент

Бодрова Э.Э.

   
   

Допуск к защите:________________

 

Дата защиты: ___________________

 

Оценка:________________________

 

 

Омск - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……..……………………………………………………………………3

Брак и семья в  средние века ……………………..……………………………...4

Заключение ……………………………………………………………………..14

Список литературы   …………………………………………………………….16

 

3.  Анализ НПА «Билль о правах 1689г.»

/Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны/ ………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из фундаментальных институтов общества всех времен является семья и брак. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно - семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, основной функцией которых является воспроизведение населения. Кроме того семья выполняет экономическую и социально-статусную функции.

Согласно Брокгаузу  и Ефрону, «брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж, женщина - жена. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

Целью данной работы является исследование брака и семьи в  период средневековья.  Объектом исследования выступают брачно-семейные, а также тесно связанные с ними иные социально-экономические отношения. В работе рассматриваются брачные модели и брачность, понятие семьи и семейные формы, условия заключения браков, статус женщины, представления об основных возрастах, особенности городских браков. 

 

 

 

 

 

Брак и семья  в средние века

 

Воззрения на институт брака, в целом, на взаимоотношения полов пережили в средние века весьма глубокую эволюцию,  в ходе которой происходило преодоление языческих представлений о браке и утверждение христианских. Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то, что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.   

Католическая церковь  «признала» брак довольно поздно. В  раннее средневековье среди христиан пользовались наибольшим распространением взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов св. Иеронима (347-430 гг.) и папой Григорием Великим (530-604 гг.). В эти времена любые брачные союзы решительно осуждались, и подлинно достойными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака. Эта точка зрения в определенной степени не утратила своего влияния и в наши дни: как известно, благодать священства в католической церкви даруется только людям, давшим обет безбрачия.

Церковный брак стал шире распространяться в народных массах в конце XI века, когда церковь приняла трактовку установлений Священного Писания относительно  брака,  Блаженного Августина, епископа Гиппонского (354-430 гг.). Августин утверждал, что в законном супружестве половой акт превращается из смертного греха в грех простительный, «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться», важно лишь, чтобы соитие совершалось не ради наслаждения, но только с целью рождения себе подобных, часть которых, ведя праведную жизнь, могла бы в последствии заменить в раю падших ангелов.

Наиболее широкое влияние  в феодальной среде церковный  брак стал играть с середины XII в. Утверждение  христианской идеологии в сфере  брачных отношений базировалось, с одной стороны, на признании  того, что институт брака существует для подчинения женщины мужчине, а мужчина наделен законными правами на обладание женщиной, и с другой стороны - на представлении о том, что брак является необходимым условием социального порядка. Брак, как элемент существующей феодальной системы, был призван способствовать ее консолидации, укреплению порядка взаимных обязательств, призван обеспечивать длительное существование социальных структур.

До этого времени  в Европейских королевствах бытовали две матримониальные традиции - позднеантичная и древнегерманская. Ни одна из них не исключала одновременного существования двух-трех видов супружеских союзов. Они различались по своей престижности, но, ни один из них не имел ничего общего с моногамным христианским браком. Знакомое всем понятие «брак» просто отсутствовало. Термином, который позднее служил для обозначения брака, называли в ту пору более или менее длительный супружеский половой союз, нередко сосуществовавший с какой-либо иной формой сожительства мужчин и женщин, также признанной в праве.

Не существовало тогда и привычного для нас понятия «семья». В среде простолюдинов домохозяйственные группы сплошь да рядом включали, помимо супругов и их детей, родственников отца (или матери), а также временных сожительниц главы дома и их детей. Частенько «одним домом» жило несколько супружеских пар, связанных общим предком. Особенно был заметен приоритет кровнородственных связей перед матримониальными в среде аристократии. В принадлежащих знати замках супруги жили вместе с многочисленной свитой, включавшей, прежде всего, кровных родственников. Церковь участвовала в процедуре бракосочетания, как правило, только тогда, когда дело касалось королевских семей. Но и в королевских семьях вплоть до VIII в. словом «жена» называли не только официальную супругу, но и других сожительниц короля. В те времена браки простолюдинов, да и многих знатных заключались по большей части без участия священника.  
Для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается достаточно чуждой.

Невозможность сочетать церковный брак с другими формами  супружеских союзов или тем более  нерасторжимость церковного брака  казались не только непривычными, но и  неоправданными. В среде знати, например, существовал давний обычай оставлять прежнюю жену, если представлялась возможность породниться с более знатным родом. Привлекательность более высокородных невест обусловливалась отнюдь не обязательно их большим богатством или особой близостью к королевскому двору. Согласно принятым представлениям, все основные достоинства человека считались врожденными качествами, передававшимися с кровью отца или матери. От выбора брачной партии или же от ее изменения зависела с данной точки зрения сама судьба рода, его благополучие и процветание.

Запрет разводов препятствовал реализации некоторых укоренившихся представлений того времени. Церковная концепция брака с особенным трудом прививалась в среде аристократии. Но и сами клирики сплошь, да рядом уклонялись от выполнения предписанного им канона безбрачия. Многие из них имели постоянных конкубин (незамужних женщин низшего сословия, находившихся в сожительстве с холостым мужчиной) и детей.

Помимо отказа от принципа моногамии, для массовой модели поведения было тогда характерно особое акцентирование плотского начала в браке. Среди богословов XII в. еще не было единодушия в том, что следует признавать сутью брака - «согласие» на него (предполагавшее, по крайней мере, психологическую готовность к заключению данной брачной партии) или же подкрепление такого согласия плотским соитием. На практике же такое соитие долгое время исчерпывало эмоциональную сторону супружеских отношений. Отчасти это было связано с некоторыми общими чертами социальной психологии того времени. Люди вообще не считали нужным стесняться проявления чувств. Жаркие объятия, как и «потоки слез», не случайно сплошь и рядом упоминаются в самых разных литературных сочинениях XI-XIII вв. И гнев, и страх, и ненависть, и пристрастие выражались неприкрыто и прямо. Хитрость и скрытность выступали скорее в качестве отклонения от нормы, чем правила.

Своеобразным было и  восприятие собственного тела в Средние  века. Граница, незримо отделяющая одно человеческое существо от другого, осмысливалась  тогда иначе, чем ныне. Понятие брезгливости, стыдливости отсутствовали. Естественными казались еда из общей миски и питье из общей чаши. На одной постели вповалку спали мужчины и женщины, взрослые и дети. Супруги совокуплялись в присутствии детей и родственников. Детородный акт еще не обрел ореола таинственности. Половая активность мужчины была предметом столь же пристального внимания, что и его воинские доблести. Даже церковью импотенция признавалась одним из главных оснований для развода.

В этом контексте понятнее игнорирование большинством современников  духовной стороны взаимоотношений супругов. Решающую роль при выборе брачной пары играли матримониальные планы старших родственников. Что касается приязни между мужем и женой, то обычно она рисовалась современникам не столько необходимой предпосылкой, сколько лишь возможным следствием брака, обусловленным, прежде всего их телесной близостью.

В конце раннего средневековья  появилось новое романтическое  направление, возникшее к рубежу XI-XII вв., когда это явление впервые обнаруживается в рыцарской среде. Изысканная, или рыцарская любовь, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079-1142) и его возлюбленной Элоизы. Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что благородные подвиги свершаются ими исключительно во славу прекрасной дамы. При этом выше всего среди рыцарей почитались бескорыстная верность, доблесть, справедливость и воздержание, тем более что возлюбленная обычно была замужем, а потому недосягаема. Неотъемлемой частью рыцарского кодекса считались христианские добродетели, проповедь христианства и борьба с мусульманством.

Следует отметить, что в ту же эпоху романтическое отношение к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274), сочинения которого оказали большое влияние на умы средневековой Европы, адаптируя ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный вариант мужчины. Соответственно он полагал, что детей следует воспитывать в большем почтении к отцу, нежели к матери, а женам наказывал обеспечивать мужей чистой одеждой, согревать их хорошим огнем в очаге, мыть им ноги, следить за чулками и обувью, готовить вкусную еду и напитки, уделять много внимания, готовить удобную постель с белыми простынями, ночной колпак и меховые покрывала, а также доставлять другие радости, сокровенные и тайные удовольствия.

В средние века социальная мобильность людей была незначительной. Люди рождались и умирали представителями  определенного класса и практически  не имели никакой возможности  изменить свое положение.

В средние века слово «любовь» имело несколько другой смысл.  Cильнaя cтиxийнaя чyвcтвeннaя любoвь быль бoлee xapaктepнa для лиц, нe cвязaнныx oфициaльными бpaчными yзaми. Для cyпpyгoв любовь – это скорее чувство привязанности, которое paзвилось и oкpeпло в пpoцecce coвмecтнoй жизни. B гаpмoничнoм бpaкe муж бoлee вceгo ценил в жeнe ee пocлyшaниe и cлyжeниe eмy «как cвoeмy гocпoдинy». Об этом можно судить, исходя из текстов огромного количества фаблио и новелл, написанных в XIII - XIV вв. Франко Саккетти (XIV в.), флорентийский горожанин повествует в нескольких из своих новелл, как муж, решивший проучить свою жену за непочтительное отношение к себе или даже окружающим, брал палку и жестоко избивал свою супругу до полусмерти. Причем автор подмечает, что после нескольких таких поучительных поступков жена становилась послушной, заботливой и понимала супруга с полуслова.

Одним из важных условий  заключения брака являлось согласие обеих сторон. В XII в. необходимость  обоюдного согласия как основы брачного союза была окончательно сформулирована в декреталиях Грациана, трактатах его комментаторов и, позднее, в постановлениях IV Латеранского собора. На практике брак был, как правило, результатом соглашения между ближайшими родственниками девушки и женихом или, значительно реже, его отцом. Крайне редко можно узнать о сопротивлении девушки браку, намеченному её опекуном. В двух завещаниях составитель распоряжается оставить наследнице значительно большую сумму, если она проявит покорность и согласится на замужество по его выбору, чем в том случае, если она воспротивится ему. В праве же города Гослара (1219 г.) приводится статья: «Ничья дочь или сестра, если она ещё не достигла совершеннолетия, путь не совершает обручения с кем-либо иначе, чем с согласия своего покровителя», из которой можно сделать вывод о том, что с наступлением совершеннолетия девушка по закону имеет право обручаться с кем угодно и без согласия попечителя.

Информация о работе Брак и семья в средние века