Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:10, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы диверсификации методов обучения в системе образования Украины обусловлена сложными процессами вхождения Украины в Европу, которые включают в себя: интеграцию в Европейское экономическое пространство, унификацию и согласование законодательной и правовой базы, контроль миграционных потоков, согласование политических решений по предотвращению угрозы распространения глобального терроризма на территорию Европы, в том числе и Украины и т.п. Неотъемлемой частью этих процессов является вхождение Украины в Европейское образовательное пространство.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

 
           В целом западная система  образования ориентирована на  переформирование человека –  студента: он должен обладать  набором положительных качеств  в области специализации и,  как всякий продукт производства, иметь спрос на рынке труда.  Поэтому вряд ли западная система  образования способна создавать  творческие личности в массовом  порядке – для этого должна  быть иной социальная среда  обитания.  
           Украина должна учитывать этот фактор при реформировании системы образования и продвижении на западные рынки, как труда, так и образования. Вот почему, вероятно, не следует слепо копировать законодательство, методику и стандарты в сфере образования Европы и США.  
           Известный российский политолог Андрей Лямзин в статье «Страны СНГ и Болонский процесс» является сторонником интеграции России и Украины и обращает внимание на тот факт, что «в декабре 2001 года президенты России и Украины одобрили проект строительства в Харькове крупнейшего российско-украинского университета, который планируется вывести на уровень МГУ или Кембриджа» . Однако процесс интеграции затрагивает не только Украину. Россия пытается создать Евроазиатское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан), в рамках которого заключила соглашение о признании дипломов и учёных званий с этими странами. Украина подписала такое соглашение с Россией 29 января 2003 года. Однако, несмотря на прогресс в этой области, «Украина пересматривает свою образовательную систему в соответствии с западными стандартами. Бакалавр считается не закончившим высшее образование, что создаёт сложности при приёме на работу».  
           Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: если поток мигрантов с Востока хлынет в Украину, и она будет пытаться входить сразу в несколько образовательных систем, то её собственные интеллектуалы уедут на Запад, а их место займут отнюдь не лучшие представители Востока.  
           Министр образования и науки Василий Кремень в выступлении на научно-практической конференции во Львовском политехническом университете обращает внимание на тот факт, что «попытки придать высшей школе общеевропейский характер фактически предпринимались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования 1971 и 1976 годов, в Маастрихтском договоре 1992 года… и в 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Эту конвенцию подписали 43 страны, в том числе и Украина» . Позже четыре европейские страны – Франция, Италия, Великобритания, Германия – подписали Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования. Украина, как считает Василий Кремень, наработала большой опыт на пути адаптации украинского законодательства в сфере образования к европейским стандартам. В целом министр выступает за вхождение Украины в европейское пространство: «вряд ли кто-то сегодня сможет спрогнозировать все конечные результаты от реализации идей Болонской декларации. Но понятно одно: медлить, выжидать и таким образом отдаляться от Европы недопустимо». 

 
           Иной точки зрения придерживается  Владимир Семиноженко, который  в статье «Образование и национальные  интересы: выбор траектории», размещенной  на персональном сайте, высказал  следующую мысль: «В любой ситуации  нужно исходить из национальных  интересов и не утрачивать  способность к критической оценке. Мы же в стремлении соответствовать  неким, часто “абстрактным”,  “европейским нормам” не учитываем,  что механизм принятия решений  в ЕС находится в прямой  зависимости от не декларируемых  интересов политических и экономических  структур и ориентирован, прежде  всего, на решение внутренних  европейских проблем». 

 
           Пытаясь обнаружить скрытые  «не декларируемые» интересы  европейского истеблишмента, Владимир Семиноженко обращает внимание на тот факт, что «европейское государство благосостояния стало отчаянно проигрывать американскому «flexible society» (дословно – гибкое общество) и поставлено перед необходимостью существенно повысить конкурентоспособность, сохранив при этом свои социальные ценности… Однако если в США переход к «flexible society» произошёл эволюционным путём, то Европа пытается осуществить его посредством государственного вмешательства». Испытавшая на себе ряд социальных революционных катаклизмов, Европа всегда была ориентирована на социальную сторону образования, которое служило эффективным инструментом сглаживания социальных конфликтов и противоречий, поэтому главным было обеспечение равных условий, в то время как в Украине и США приоритетным был вопрос качества. Очевидно, что причиной приоритета качества над количеством была гонка вооружений – попытка достигнуть, а затем сохранить ядерный паритет. СШ А и СССР (а именно Украина и Россия) были и остаются лидерами в освоении космоса, атомных и компьютерных технологий, в то время как «Европа так и не смогла преодолеть кризис качества технического образования».

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Из всего вышесказанного можно сделать следующее прогностическое  умозаключение: а не утратит ли Украина  традиционное «качество» подготовки специалистов, перейдя на европейские стандарты  образования? Сможет ли она обеспечить «количество» студентов – все  имеют равные права на высшее образование  – «качеством» талантливых преподавателей, экспериментальным оборудованием  и методологическим обеспечением при  том уровне финансирования, которое  осуществляется в данное время из бюджета? Не станет ли Украина, которую  «оставили на пороге Европы», поставщиком  талантливых молодых специалистов на европейский рынок труда, в  то время как сама испытывает острый дефицит работников инженерных специальностей?  
           Хотелось бы присоединиться к мнению Владимира Семиноженко о том, что в «этом процессе мы не должны повторить ошибку Европы, где эффективная структура экономики не обеспечивается численностью специалистов. То есть, говоря метафорически, есть двигатель, но нет топлива. А у нас наоборот, есть топливо – специалисты (интеллектуальные ресурсы), а двигатель (экономика) только формируется».  
           Таким образом, проанализировав вышеизложенные точки зрения различных авторитетных специалистов в данной области, можно сделать ряд следующих выводов. 

 
           Во-первых, Украина действительно  должна реформировать систему  образования, так как это диктуют  как внешние – интеграция в  Европу, – так и внутренние  – экономический рост – факторы.  
         Во-вторых, Украина не должна слепо копировать западные стандарты в сфере образования, и при движении в европейском направлении важно учитывать тот факт, что мы – космическая держава и, согласно словам бывшего Президента Украины Леонида Кучмы, будем участниками полёта на Марс. Вот почему не стоит менять «качество» подготовки на «количество» студентов. 

 
           В-третьих, Украине необходимо  тщательно проверять предлагаемые  как Западом (Европа и США), так и Востоком (Россия) методологию  и наработки в сфере образования  и учитывать тот факт, что этическая  щепетильность быстро улетучивается  там, где возникают экономические  интересы, как у предпринимателей, так и у правительств.  
           Вот почему, учитывая иррациональные скрытые факторы процесса унификации дипломов и переформирования молодого поколения, необходимо выработать собственную «технологию «болонизации», дабы не стать сырьевым придатком ЕС и охранником чуждых национальных интересов, игнорируя собственную стратегию развития и исторические перспективы. 

 
           В заключение хотелось бы  обратиться к диалогу Платона  «Филеб», в котором он говорит о присутствии в человеческих душах двух мастеров: писца, который заполняет душу, похожую на своего рода книгу, т.е. память, запоминающую всё увиденное, и живописца – фантазию, с помощью которой человек «как бы созерцает в самом себе образы мнящегося и выраженного речью (39С)» [4].  
      

 Писец – это рациональная  способность фиксировать и воспроизводить сказанное, т.е. то, что было обозначено выше как репродуктивный метод.  
           Живописец – это иррациональная способность создавать новое, отвлечённое от предметной чувственности знание «божественных» истин, т.е. то, что было названо выше креативным методом. Очевидно, что необходимо единство этих двух методов преподавания, так же как и этих двух «мастеров» в душе каждого человека.  
           Обобщая вышесказанное, следует сделать следующий вывод: креативный, творческий подход к обучению студентов очень трудно реализовать в условиях современного общества – это требует огромных капитальных затрат, творческих личностей в среде педагогов, а также самого главного – желания учеников стать творцами собственных жизней, что возможно только тогда, когда в обществе возникнет спрос на творческие, оригинально мыслящие личности. Без таковых личностей реформация в обществе затруднена, оно обречено на вечное отставание. Поэтому проблема выбора типа обучения превращается в один из основных критериев способности этого общества выжить и сохранить себя как социокультурный феномен в исторической перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

[1] Крис Стюард, Майк Уилкинсон «Ораторское искусство (притворись его знатоком)» - Санкт-Петербург, Амфора/Эврика, 2001 год.  
           [2] Владимир Шахиджанян «Учимся говорить публично» // http://www.myword.ru  
           [3] Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»  
           [4] Галазюк О.Д. «Проблема диверсификации методов обучения в контексте участия Украины в Болонском процессе», Харьковский институт рыночных отношений и менеджмента, Украина.  
           [5] Лямзин А. Страны СНГ и Болонский процесс. Проект Ahey@.  
           [6] Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. – 2003. – № 48 (473) // http\\www.mirror.kiev.ua.  
           [7] Семиноженко В. Образование и национальные интересы: выбор траектории // @ http:www.semynozhenko.net

 

 

 


Информация о работе Болонский процесс