Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:26, реферат

Описание работы

Болонский процесс – это движение, направленное на гармонизацию систем образования стран Европы. Был начат в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию.
Цель Болонского процесса – создать до 2010 года единое научное и образовательное пространство в Европе (EHEA, или European Higher Education Area).

Файлы: 1 файл

Введение в специальность.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Болонский процесс

Болонский процесс – это движение, направленное на гармонизацию систем образования стран Европы. Был начат в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию.

Цель Болонского процесса – создать до 2010 года единое научное и образовательное пространство в Европе (EHEA, или European Higher Education Area). Это значит, что в странах-участницах процесса будут действовать одни и те же правила для признания дипломов, условия для трудоустройства людей, станет возможной мобильность студентов и преподавателей, укрепится сотрудничество и обмен опытом между университетами разных стран.

Одно из основных требований Болонской декларации – это установление общей системы ученых степеней. В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, должно быть введено трехцикловое обучение. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра, а после – к третьему, ведущему к степени доктора.

Итак, Болонский процесс ставит перед собой следующие задачи:

  • повысить престижность европейского высшего образования
  • создать единую зону высшего образования, что обеспечит мобильность жителей разных стран с возможностью трудоустройства
  • укрепить научно-технический, социальный и интеллектуальный потенциал Европы
  • достичь совместимости систем высшего образования
  • предоставить студентам право выбора дисциплин для изучения
  • повысить качество образования в странах-участницах
  • обеспечить конкурентоспособность европейских университетов
  • контролировать качество образования

Для того чтобы стать участником этого движения, представитель страны должен подписать соответствующую декларацию. Страны принимаются в Болонский процесс только на добровольных началах. Подписанием декларации страны берут на себя ряд обязательств. Например, вузы должны начинать бесплатно выдавать выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра. До 2010-го года страны-участницы обязаны реформировать свои образовательные системы в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс:

  • 1999: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобратия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария
  • 2001: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция
  • 2003: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Сербия, Македония
  • 2005: Арения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина
  • 2007: Черногория

 

Шесть основных положений Болонской декларации:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, путем выдачи приложения к диплому, что обеспечит возможность трудоустройства европейцев и повысит международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и разработке сопоставимых критериев и методологий.
  6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

 

 

 

 

 

 

Достоинства и недостатки Болонского процесса

К преимуществам относятся.

  • признание дипломов в странах, подписавших Болонскую конвенцию (таких более 50).
  • свободный выбор предметов студентами;
  • увеличение роли студенческого самоуправления;
  • переориентацию на работу студента в течение всего семестра, а не на испытательной сессии.
  • большая гибкость - если студент к концу бакалавриата понял, что хочет сменить «ориентацию», он может поступить в магистратуру по смежному профилю.
  • преимущество - это то, что ты постоянно должен отвечать на семинарских занятиях, набирать баллы. Однако, в то же самое время, это может быть и недостатком. Ведь, пропустив занятия любой дисциплине, ты в основном теряешь возможность получить эти баллы. А могут же быть и уважительные причины.

\Критика Болонского процесса.

В постсоветских государствах:

  • В постсоветских странах бакалавров по сей день часто не воспринимают как людей с законченным высшим образованием.
  • Существует опасение, что введение двухуровневой системы разрушит традиционную советскую модель, которая, по мнению многих, отлично себя зарекомендовала.
  • В приверженности к Болонскому процессу можно усмотреть скрытый способ сократить бюджетное финансирование высшего образования, поскольку магистратура часто является платной.
  • В случае если дипломы выпускников постсоветских государств начнут признавать на Западе, возникнет большой риск утечки мозгов, что приведёт к упадку отечественных науки и образования.
  • Должностные лица недостаточно полно проинформированы как о текущем положении дел в отечественном и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

В мире:

  • Профессор социологии Люблянского университета Растко Мочник считает, что Болонский процесс приведет к снижению качества образования, а также  создаст преграды для получения высшего образования большинством населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
  • В Санкт-Галленском университете, который первым перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учебы и введение системы зачетных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
  • В некоторых европейских странах (например, в Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования.
  • В Испании большинство выступает против введения Болонской системы.

 

 

 

 

 

Модели болонской системы в разных странах, особенности болонской системы в России:

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:

  1. бакалавриат + магистратура + докторантура:

3 года обучения + 2 года  обучения + 3 года обучения;

 

  1. бакалавриат + магистратура + докторантура:

4 года обучения + 1 год  обучения + 3 года обучения.

 

Западный бакалавриат имеет не только количественные (четыре года обучения против пяти), но и качественные отличия от российского специалитета. Бакалавриат на Западе называют undergraduate (подготовительное образование)[5]: это лишь подготовка к магистратуре, дающей более глубокое специализированное образование. Бакалавриат дает не законченное профессиональное образование, а только первичное «общее высшее образование»[6]. Западные вузы на уровне бакалавриата не готовят врачей-терапевтов или учителей математики, как это делали советские и российские вузы, когда в них был специалитет[7].

 

Бакалавриат в Европе и США делится на академический и профессиональный. В академическом готовят бакалавров наук (Bachelor of Science) и бакалавров искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра наук (Bachelor of Science) значит скорее, что человек изучал естественные и точные науки в широком смысле слова. Формально будущий бакалавр наук получает более узкую специализацию (например, является бакалавром наук в области биологии), однако специализация эта далеко не такая углубленная, как у студента российского биофака, хотя бы потому, что западный студент может выбирать себе курсы и, скажем, вместо того чтобы изучать микробиологию, записаться на курс истории. Точно так же дело обстоит и со степенью бакалавра искусств (Bachelor of Arts), с которой человек может работать в самых разных сферах, а не только по своей специальности.

 

Профессиональный бакалавриат готовит бакалавров архитектуры, инженерии, бизнес-администрирования, но и здесь речь идет об общем образовании. Там готовят просто образованных людей с широким кругозором и минимальной специализацией, причем, как правило, для сферы бизнеса. В США подавляющее большинство профессиональных бакалавров – бакалавры управления бизнесом. Обладателю диплома бакалавра для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре или в специальной школе (типа медицинской). Зато бакалавру легко сменить профессию, ведь глубокой профессиональной специализации у него нет. Именно это и является преимуществом с точки зрения рынка: на рынке постоянно происходит смена технологий, технических новинок, способов организации производства и т. д. И чем уже специализация у человека, тем сложнее его переучивать.

 

При поступлении в бакалавриат вуза западный студент не обязан выбирать себе специализацию – достаточно ведущей основной дисциплины (major). И даже это не обязательно: в случае сомнений можно выбрать сразу несколько таких ведущих дисциплин. Более того, руководство вуза настаивает на этом: младшекурсник должен попробовать себя в разных областях[8]. Вплоть до конца второго курса западный студент слушает в основном дисциплины по выбору (и минимум обязательных курсов по ведущей дисциплине) на самых разных факультетах. Его даже трудно отнести к конкретному факультету. В этом суть философии образования, положенной в основу западного бакалавриата – Liberal Arts and Sciences. И лишь на старших курсах соотношение профессиональных и выбираемых студентом дисциплин «по интересам» изменится в пользу профессиональных. Однако все равно узкой специализации у студента не будет, например, если он будет изучать математику как обязательную дисциплину, то это все равно будет общая элементарная математика[9].

 

Магистратура же называется на Западе graduate (выпускное образование). Она дает более узкоспециальное, практическое образование. Продолжается она от одного до трех лет, и поступают в нее далеко не все, кто окончил бакалавриат. Специалисты, получившие диплом магистра (мастера), высоко ценятся на рынке труда и, конечно, получают больше бакалавров. Магистратура открывает путь в докторантуру (впрочем, в ряде вузов для этого достаточно бакалавриата). Именно магистратура больше всего напоминает российское традиционное высшее образование с его уклоном в специализацию[10]. Точного аналога бакалавриата у нас вообще нет.

Болонский процесс в России и проблемы интеграции российской системы образования в мировую

  • Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 специфична.
  • Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
  • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
  • Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
  • Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

 

Советская социально-экономическая система в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века подверглась значительным политическим и экономическим реформам, что было обусловлено необходимостью ее преобразования в соответствии с насущными требованиями ее прогрессивного развития. Процесс реформирования в значительной степени был взаимосвязан с социокультурными факторами. Тоталитарность советского партийного режима и каноны системы не смогли искоренить инакомыслие, процессы перестройки получила поддержку. После жестких запретов началась публикация негативных фактов советской истории, критика пороков тоталитарной системы. В общественном сознании формировалось убеждение в необходимости открытости страны мировым процессам, что позволило вернуть в российскую культуру интеллектуальное наследие русского зарубежья, произошло раскрепощение общественного сознания, возрождение интереса к религии. Перед социальными науками открылись новые возможности и перспективы. Философия, социология, политология, преодолевая марксистско-ленинскую методологию развития научной мысли, начали формировать новые мировоззренческие системы.

Информация о работе Болонский процесс