Биография Петра Аркадьевича Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:30, биография

Описание работы

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия).
Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца.

Файлы: 1 файл

Биография Петра Аркадьевича Столыпина.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия).

Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной  Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца.

Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова.

С 1862 по 1874 г.г. жил в подмосковном имении Середниково (до 1869 г.) и в имении Колноберже, Ковенской губернии. Получил домашнее образование.

1874-1879 учился в Виленской гимназии.

1879-1881 учился в Орловской классической гимназии.

В июне 1881 года по окончании гимназии, получил аттестат зрелости, в июле подал прошение и в августе был зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Летом 1884 года, будучи студентом, женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А.Нейдгардта.

В 1885 году закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

В 1886 году зачислен на службу в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.

В 1889 году П.А.Столыпин назначается предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем Ковенского съезда мировых посредников.

С этих пор его служба, в течение 14 лет, была связана с  Ковенской губернией.

В 1898 году занимает пост Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 году - исправляющего должность Гродненского губернатора.

В 1903 году переводится на должность Саратовского губернатора.

В апреле 1906 года П.А.Столыпин назначается министром внутренних дел, а 8 июля - и председателем Совета Министров.

Возглавив правительство  Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность  за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину  приходилось защищать в упорной  борьбе, преодолевая сопротивление  дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений. Последнее, совершенное террористом Богровым в Киевском оперном театре 1 сентября 1911 г., явилось роковым. Смерть Столыпина, последовавшая 5 сентября, прервала начавшийся мирный эволюционный процесс реформирования страны, что имело трагические последствия для ее дальнейшей истории.

Петр Аркадьевич Столыпин был похоронен в Киево-Печерской  лавре. Его памятник, воздвигнутый в  Киеве на общественные пожертвования, был снесен в марте 1917 г.

П.А.Столыпин состоял почетным мировым судьею Гродненского и Ковенского уездов и Инсарского уезда Пензенской губернии, именитым гражданином г. Полоцка и посада Дубок Саратовской губернии, почетным членом Московского совета детских приютов, Императорского Московского Археологического института, Холмского Свято-Богородицкого Братства, Императорского Петербургского яхт-клуба, Тамбовской губернской архивной комиссии, Российского общества Красного Креста, почетным гражданином г. Киева. В 1908 г. пожалован в статс-секретари.

П.А.Столыпин имел ордена Белого Орла, Анны 1-степени, Владимира 3-й степени, а также иностранные ордена: бухарский Искандер Салис, шведский - Серафиме, норвежский - Святого Олафа 1-й степени, итальянский - Святых Маврикия и Лазаря 1-й степени, английский - Виктории 1-й степени, сербский - Белого Орла 1-й степени, Прусской Короны за заслуги и другие.

Земельная реформа

Одна из ключевых проблем  российской истории начала XX века - неэффективность крестьянского  хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина  в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права  не оставались пустой буковой. Для реализации этой задачи правительством был инициирован  целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять  в собственность свой надел, который  прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в  Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

Простое изменение правового  статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный  надел был разделен на множество  полос, между которыми пролегали  значительные расстояния. Это заметно  затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое  сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб  или хутор (если бы от общины обособлялся  не только земельный надел, но и усадьба  с хозяйственными постройками).

Одно из принципиальных направлений  аграрной реформы - переселенческая  политика. Правительство было вынуждено  решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала  очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить  крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в  заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Результаты правительственной  политики за сравнительно короткий период были впечатляющи. За 1907-1913 гг. было подано 706 792 ходатайства об укреплении своих  наделов в собственность. Всего  был утвержден 235 351 проект. К 1914 г. землеустроительные работы были проведены на территории общей площадью 25 млн. дес. К 1915 г. из земельных фондов Крестьянского банка было продано крестьянам 3738 тыс дес. В 1906-1914 гг. 3 772 151 человек переселились за Урал. Из них около 70% закрепились в Сибири. За годы реформ расходы на агрономическую помощь населению выросли почти в четыре раза, потребление сельскохозяйственных машин на десятину посева - в три раза. Государством были произведены масштабные ирригационные работы в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе. Иными словами, в сфере сельского хозяйства произошли "тектонические" сдвиги, которые затронули большинство населения России.

Права и свободы граждан

К началу XX века российское общество в значительной степени  оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной  модернизации, которая бы придала  импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало реформировать  то, что было краеугольным камнем всей Российской государственности - своеобразное правовое положение подданного империи. В Российской империи даже после  цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся  сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.

Уже 5 октября 1906 г. был издан  указ, даровавший гражданское равноправие  большинству населения России - крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать  на государственную службу и в  учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне  получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими  сословиями.

Предполагалось снять  ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью  граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в  другое" проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной  веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина  были заметно расширены права  старообрядческих и сектантских  общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного  исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра.

Правительство предполагало расширить права и всех граждан  России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях  прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое  наказание могло иметь место  лишь в случае соблюдения необходимой  законной процедуры. Вторжение в  чужое жилище допускалось лишь в  предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал.

Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все  государственное устройство страны.

Формирование основ правового  государства и разграничение  ответственности ветвей власти

Реформаторские проекты  в истории России были обычно внутренне  противоречивыми. В них не было системности. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого - самодержавной  модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось  в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это  в первую очередь относилось и  к проблеме государственного управления - к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью  и обществом - одна из наиболее болевых  точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило  к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом  можно было осуществить лишь посредством  институтов правового государства, устанавливавших определенные правила  игры, конституционные рамки для  необходимого взаимодействия.

П.А. Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося  значения. Однако взаимодействие между  правительством и I и II Думами оказалось  невозможным, так как депутаты в  значительной своей части не считали  нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы  развития страны вне рамок действовавшей  правовой системы. В итоге правительство  встало перед необходимостью реформировать  избирательное законодательство. Благодаря  избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная  дума аккумулировала наиболее конструктивно  мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью  во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем.

Правительство искало договоренностей  с народными представителями  по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные  заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые  был реализован правовой механизм широкой  общественной экспертизы правительственных  инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью  и обществом.

Реформирование силовых структур и судопроизводства

Права человека только тогда  в полной мере становятся правами, когда  они гарантированы государством, которое реализует декларируемые  принципы в каждодневной практике правоприменения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле  и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых  судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные  дела, не влекшие за собой особо  тяжких наказаний. Их решения можно  было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского  волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего  местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Информация о работе Биография Петра Аркадьевича Столыпина