Берестяные грамоты : появление, использование в славянской письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:33, реферат

Описание работы

Актуальность: Берестяные грамоты позволяют заглянуть нам в отдалённые века нашего прошлого. Чем дальше в глубь столетий, тем меньше письменных свидетельств. Историки русской истории XII — XIV веков располагают лишь летописями, сохранившимися, как правило, в поздних списках, очень немногими уцелевшими официальными актами, памятниками законодательства, редчайшими произведениями художественной литературы и церковными книгами.
Вопрос изучения берестяных грамот всегда являлся и будет являться актуальным, так как людей во все времена интересовало и будет интересовать, как жили и о чём думали много веков тому назад их предки, принадлежавшие к разным классам и сословиям

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...с.3-4
Глава I. Берестяные грамоты, понятие, характеристики………………………………...с.5-9
§1. Общая характеристика………………………………………………………………....с.7-9
§2. Открытие берестяных грамот. Количество. ……………………………………….…с 8- 10
Глава II. Грамоты как исторический источник……………………….. …….………....с.10-11
Глава III. Публикации …………...……………...……………...……………...……………с.12
Глава IV. Аналогичная письменность в других культурах…………...……………...….. с 13


Заключение…………………………………………………………………………..………..с.13
Литература………………………………………………………………………………...…..с.14

Файлы: 1 файл

Берестяные грамоты.docx

— 48.02 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Берестяные грамоты : появление, использование в славянской письменности

 

                                                         

 

 

 

                

 

  Выполнила : студентка 1 курса, гр. 02031302,  Бавтрукович В.О.

Научный руководитель: Кандидат                   исторических наук,  доцент Кулабухов В.С.

 

 

БЕЛГОРОД, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...с.3-4

Глава I. Берестяные грамоты, понятие, характеристики………………………………...с.5-9

§1. Общая характеристика………………………………………………………………....с.7-9

§2. Открытие берестяных грамот. Количество. ……………………………………….…с 8- 10

Глава II. Грамоты как исторический источник……………………….. …….………....с.10-11

Глава III. Публикации …………...……………...……………...……………...……………с.12

Глава IV. Аналогичная письменность в других культурах…………...……………...….. с 13

 

 

Заключение…………………………………………………………………………..………..с.13

Литература………………………………………………………………………………...…..с.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность: Берестяные грамоты позволяют заглянуть нам в отдалённые века нашего прошлого. Чем дальше в глубь столетий, тем меньше письменных свидетельств. Историки русской истории XII — XIV веков располагают лишь летописями, сохранившимися, как правило, в поздних списках, очень немногими уцелевшими официальными актами, памятниками законодательства, редчайшими произведениями художественной литературы и церковными книгами.

Вопрос изучения берестяных грамот всегда являлся и будет являться актуальным, так как людей во все времена интересовало и будет интересовать, как жили и о чём думали много веков тому назад их предки, принадлежавшие к разным классам и сословиям. Какими были их взаимоотношения? Чем они питались? Как одевались? К чему стремились? Каковы были источники их существования?

Библиографический анализ проблемы

Проблемами и особенностями, связанными с изучением  содержания берестяных грамот занимались такие исследователи, как А. В. Арциховский1 , Рыбаков Б.А.2, Янин В.Л. 3, Зализняк А.А4 , Гиппиус А.А.5 Специальное источниковедческое исследование посвятил берестяным грамотам Л.В. Черепнин6.

 

 

_____________________________________

1 Арциховский  А. В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.). М., 1958 (в соавторстве с В. И. Борковским);

2 Рыбаков Б.А. Первые века русской  истории - М., 1964г.

3 Янин В.Л. Я послал тебе бересту... Изд. 1-е: М., 1965; изд. 2-е, исправленное и дополненное новыми находками: М., 1975; изд. 3-е: М., 1998.

4 Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1990—1996 гг.). Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование. — Том X. — М, 2000. [Соавт. В. Л. Янин]

5 Гиппиус А.А. К прагматике и коммуникативной организации берестяных грамот // Новгородские грамоты на берёсте из раскопок 1997—2000 гг.. — М.: Русские словари, 2004. — С. 228—229.

6 Черепнин Л. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник - М. ,1969г.

 

Цель: Раскрыть понятие берестяной грамоты. Изучить вопрос об их открытии, количестве. Проанализировать грамоты как исторический источник.

 

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными берестяными грамотами.

2. Анализ статей, работ ученых, занимающихся изучением данной темы.

3. Изучение грамот, в качестве исторического источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Берестяные грамоты. Понятие.

§.1. Общая характеристика.

Берестяны́е гра́моты— письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XVвв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Берёста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (берёсте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота №893), найденная в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв (новгородская грамота №419) и с текстом заговора от лихорадки (№930, лист из такой книги). 1В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило,выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Таким образом, находки археологов не связаны с каким бы то ни было древним архивом (даже в том случае, когда высокая концентрация грамот обусловлена нахождением на данном месте некоторого учреждения или канцелярии — как, например, на одной из усадеб Троицкого раскопа2, так называемой усадьбе Е, где в XII веке находился «сместный» [совместный] суд князя и посадника.

 

 

____________________________________________________

1 Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на берёсте — М.: «Наука», 1998г. — с.122

2 Зализняк А.А. , Янин В.Л  Берестяные грамоты Новгородских раскопок . // Вопросы языкознания, 2006, № 3, с. 4

 

 

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток берёсты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на берёсте в строку,в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Кроме того, значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) непосредственно перед тем, как их выбросили. Эта практика упоминается в «Вопрошании» Кирика Новгородца1 XII в., где спрашивается, нет ли греха в том, чтобы по разрезанным грамотам «ходили ногами».

Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации фрагментированных грамот накоплен значительный опыт, и общий характер документа удаётся уловить в большинстве случаев (лишь совсем крохотные фрагменты интерпретации не поддаются), наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных мест (как с языковой, так и с содержательно-исторической стороны). 2

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________

1 Колчин С. А., Янин В. Л.  Археологии Новгорода 50 лет // Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода. — М. «Наука», 1982. — С. 94.

2. Там же.

§2. Открытие берестяных грамот. Количество.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В.Л.Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века1.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В.Арциховского3, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»).

Древнейшие стили - писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов2. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на берёсте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1 : она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности (на её могиле установлен памятник в честь данной находки 3).

 

_________________________________________________________

1.  Поппе Н. Н.  Золотоордынская рукопись на бересте //Советское востоковедение, т. 2. —М. Просвещение,1993 — С. 81

2. Колчин С. А., Янин В. Л.  Археологии Новгорода 50 лет // Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода. — М. «Наука»,, 1982. — С. 94.

3. Алпатов С. В. Берестяные грамоты в контексте фольклорной и литературной традиции. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004г. № 4 (18).С.125.

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила(найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.); текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. (В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты»). Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году (поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано сидеологическим контролем в советской науке 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________

1. Хорошкевич А. Л.  Открытие новгородских берестяных грамот в историографическом контексте начала 50-х годов XX в. // Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. — М.: Индрик, 2003. — С. 24

Глава II. Грамоты как исторический источник

Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А.В.Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л.В.Черепнину и В.Л.Янину.

Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин» 1 и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями.

Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода (ср. в особенности исследования Янина), выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи (таков известный нам благодаря работам А. А. Гиппиуса Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель боярской олигархии XII века) Немало говорят документы на берёсте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Кучковом (будущей Москвой), Полоцком, Суздалем, Киевом, даже Сибирью (Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которые нам никогда бы не сообщили официальные документы. 2 Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви — засвидетельствована древность некоторых черт литургии, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте 3-й четверти XI векапочти совпадает со временем их канонизации (1071).

Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного.

 

 

_________________________________________________________

1 Буганов В.И., Жуковская Л.П. Содержание берестяных грамот.// Вопросы истории. 1977г., № 6 - с.29

2  Янин В. Л.  Берестяные грамоты древнего Новгорода //Наука и жизнь. — 1982. — № 3. — c. 3

Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п.

Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Так, в грамоте № 8421 говорится: «Вот мы послали 16 лукошек мёда, а масла три горшка. А в среду две свиньи и колбасу».

Совершенно исключительный интерес представляет любовное письмо девушки XI века (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог»2.

Информация о работе Берестяные грамоты : появление, использование в славянской письменности