Белорусский театр, музыка и кино в довоенный период (1917-1941 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрального искусства. Продолжали дело И. Буйницкого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883–1944) основал Белорусский народный театр.

Содержание работы

1. Особенности развития театрального искусства в довоенный период.
2. Музыкальное искусство Советской Беларуси.
3. Белорусский кинематограф.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

Октябрьская революция  положила начало новой политике в  отношении кинематографа и в  Белоруссии. Уже 14 февраля 1918 г. в «Утренней  минской газете» было опубликовано сообщение о реквизиции кинематографов:

1) Все кинематографы  в Минске объявляются собственностью  С. Р. и С. Д.

2) Общее руководство  кинематографического дела в  пределах г. Минска переходит  в ведение отдела просвещения  Минского Совета рабочих и  солдатских депутатов.

3) Все служащие  и рабочие переходят на службу  Минского Совета рабочих и  солдатских депутатов.

В Витебске национализация кинотеатров, всех частных фильмотек, кинематографического оборудования и  материалов была проведена в январе 1919 г. С этого момента управление всей кинофототорговлей и прокатом фильмов в городе перешло в  распоряжение местной киноколлегии, которая уже через несколько  месяцев была преобразована в  губернскую кинофотосекцию. Последняя  как руководящий административный орган непосредственно подчинялась  губоно.

Работа этой секции дала немало плодотворных результатов. В Витебске, например, удалось создать  значительный прокатный фонд фильмов  для снабжения не только Витебской, но и Могилевской, Смоленской губерний, а также части уездных городов  Псковщины. Из этого же фонда шло  снабжение картинами некоторых  воинских частей действующей Красной  Армии и тыловых подразделений.

В несколько худшем положении, чем в Витебске, находилось кинодело в Минске и других крупных  белорусских городах, что в значительной степени было обусловлено отсутствием  специального руководящего органа в  центральном государственном аппарате республики. Только летом 1922 г. приказом Народного комиссара просвещения БССР было создано Управление по делам кинематографии — «Киноресбел» (кино республики Белоруссии). Но это учреждение не имело прочной материальной базы и, просуществовав около года, было ликвидировано.

Неудовлетворительное  состояние кинодела не могло не вызывать тревоги и озабоченности со стороны  общественности республики. В местной  периодической печати появились  статьи и заметки, в которых ставился вопрос не только об упорядочении работы кинопрокатных учреждений, улучшении  репертуара, но и об организации  собственного производства фильмов.

В мае 1924 г. возникла новая киноорганизация — Белорусское  пролеткино. Она была создана на кооперативных началах.

Однако время  показало, что и для Белорусского пролеткино многие важнейшие проблемы, связанные с развитием кинематографии республики, оказались непосильными, в том числе и такая важная проблема, как производство фильмов.

В 1924 г. состоялся XIII съезд РКП(б), который сыграл огромную роль в развитии киноискусства. В  соответствии с директивами XIII съезда партии были найдены более совершенные  формы организации кинопроизводства и кинопроката. Так, вскоре после  съезда в РСФСР создается акционерное  общество Совкино, которому предоставляется  монополия кинопроката. Возникает  новая киноорганизация и в  Белоруссии. Она получает название Белгоскино. Этой организации было суждено заложить основы белорусского киноискусства.

На правах аренды Белгоскино получило в Ленинграде помещение  бывшего театра, где и начало создавать  свою киностудию, формировать творческие кадры. Вскоре на новой киностудии, которая получила название «Савецкая  Беларусь», началась работа над постановкой  первых художественных фильмов.

Кинопроизводство  в республике началось с кинохроники. Уже 16 апреля 1925 г. на заседании кинокомитета при агитационно-пропагандистском отделе ЦК КП(б)Б было принято постановление  «О засъемке хроники Белоруссии» . В  нем указывалось на необходимость  «снять хронику Советской Белоруссии, охватив важнейшие хозяйственные, культурные и бытовые учреждения, природные места, съезды Советов  и разные совещания».

Первая киносъемка была произведена 1 мая 1925 г. в Минске. В этом выпуске хроники (свыше 400 м) зрители увидели демонстрацию трудящихся, военный парад, народное гулянье в честь праздника.

Над первыми хроникально-документальными  фильмами работал оператор М. Г. Леонтьев.

Правда, первые выпуски  кинохроники демонстрировались  на экранах с большим опозданием, так как из-за отсутствия собственной  кинолаборатории пленку приходилось  посылать в Москву для проявления и печатания.

К концу 1925 г. Белгоскино приобрело за границей новейшее для  того времени оборудование для лаборатории. Обработка пленки стала вестись  на месте. Это не могло не сказаться  на оперативности выхода хроники  на экран. Так, выпуск кинохроники «Приезд  австрийской рабочей делегации  в БССР», снятый 30 января, на экране уже демонстрировался 2 февраля. Очень  интересным и политически важным был заснятый белорусскими хроникерами  сюжет «Обмен ксендза Усаса и  других шпионов на польских коммунистов». Белгоскино изготовило эту кинохронику  в собственной лаборатории в  течение 12 часов.

С 1927 г. производство хроники несколько ухудшилось. После  ухода Леонтьева из Белгоскино хроника  фактически осталась без оператора. Съемки время от времени проводил лаборант. Это не могло не сказаться  на качестве продукции.

В дальнейшем хронику  снимали приглашенные на различные  сроки кинооператоры, а также  частично операторы киностудии «Савецкая  Беларусь», занятые на съемках картин в Белоруссии.

И все же, несмотря на многочисленные трудности производства, хроникальные выпуски в основном представляли собой политически  действенный и полезный материал. Сохранился один из первых киновыпусков Белгоскино, посвященный работе VI съезда Советов БССР (1925 г.). Съемка велась репортажно, и автору удалось передать неповторимую атмосферу политической и общественной жизни тех лет, отразить тот подъем, который царил на съезде.

Как и производство кинохроники, выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов зависел  от прибыльности их проката. Почти все  без исключения такие фильмы были сняты по заказу различных организаций. Их демонстрация не приносила Белгоскино доходов, и производство подобных лент за счет Белгоскино было ограничено. Произведения неигровых жанров по тематике делились на две основные группы: на фильмы, отражающие экономическую и общественно-политическую жизнь БССР, и картины, сделанные  по заказу различных организаций  и часто не имеющие прямого  отношения к Белоруссии.

Первыми фильмами, выпущенными Белгоскино, явились  киноочерки «В здоровом теле — здоровый дух» (1925 г), снятый по заказу Бобруйского  окружного комитета ЛКСМБ, и «Мелиорация  БССР» (1925 г.).

Использование мультипликаций было характерно для развития документального  и особенно научно-популярного кино в Белоруссии в 20-е годы. Белгоскино было одной из первых киноорганизаций  в Советском Союзе, которая взяла  на вооружение мультипликацию как средство политической пропаганды.

В 1927 г. был выпущен  фильм «Октябрь и буржуазный мир». Картина вышла к 10-летнему юбилею Великого Октября и иллюстрировала основные этапы истории Советской  России вплоть до 1927 г.

Успех первого мультипликационного  фильма побудил Белгоскино обратиться к другим мультипликационным постановкам— «Потребкооперация БССР», «Бунт  зубов», «Живые дома».

В течение 1927—1930 годов  кинематографистами Белоруссии было создано  несколько больших документальных фильмов. Картина «Талая наша Беларусь» (оператор Д. Шлюглейт, режиссёр Е. Петров), вышедшая на экраны к 10-летию Советской  власти, показывала путь Белоруссии, начиная  со дня освобождения от белопольской оккупации.

Кроме этого, на экраны вышел целый ряд картин, посвященных  коллективизации и индустриализации в республике. Среди них — «Колхоз» (1928 г.), «Беларуская вёска»(1925 г.), «Поднимайся, Беларусь» («Май колхозный»,1930 г.), «Гомельщина» (1930 г.), «Из топи болот» (1930 г.), «Завоёванная земля» (1930 г.), «За коллективизацию» (1930 г.), «Осинстрой» (1930 г.) и т. д.

В конце 20-х годов  производство культур-фильмов тесно  было связано с конкретными событиями  в жизни республики.

Хроника развивалась  в трудных условиях. Белгоскино, озабоченное получением максимальных прибылей, не уделяло достаточного внимания этому виду производства картин. Несмотря на подъем общей культуры производства неигровых картин, Белоруссия не вышла на всесоюзный экран в 20-е  годы ни с одним крупным хроникально-документальным или научно-популярным фильмом.

 

Литература

 

Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т.4. / Рэдкал.: С.В.Марцэлеў і інш. - Мн.: Навука і тэхніка, 1990.

Гісторыя беларускага тэатра: У 3 т. / Рэдкал. Г.І. Барышаў. Т. 2. Тэатр савецкай эпохі (1917 – 1945 гг.). - Мн.: Навука і тэхніка, 1985.

Гісторыя беларускай савецкай музыкі: Вуч. дапам. / Глушчанка Г.С., Мухарынская Л.С., Нісневіч С.Г. і інш. – Мн.: Вышэйшая школа, 1971.

История белорусского кино (1924 - 1945) / А.В. Красинский и др. - Мн.: Наука и техника, 1969.

Качаноўскі У.У. Гісторыя культуры Беларусі: Вучэбны дапаможнік. - Мн.: НКФ “Экаперспектыва“, 1994.

Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. - Мн.: НКФ “Экаперспектыва“, 1996.

Няфёд У.І. Гісторыя беларускага тэатра. – Мн.: Вышэйшая школа, 1982.


Информация о работе Белорусский театр, музыка и кино в довоенный период (1917-1941 гг.)