Белорусский театр, музыка и кино в довоенный период (1917-1941 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрального искусства. Продолжали дело И. Буйницкого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883–1944) основал Белорусский народный театр.

Содержание работы

1. Особенности развития театрального искусства в довоенный период.
2. Музыкальное искусство Советской Беларуси.
3. Белорусский кинематограф.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

План

 

1. Особенности развития театрального искусства в довоенный период.

2. Музыкальное искусство Советской Беларуси.

3. Белорусский кинематограф.

 

  1. Особенности развития театрального искусства в  довоенный период.

После победы Октябрьской  революции 1917 г. начался отсчет истории  белорусского советского театрального искусства. Продолжали дело И. Буйницкого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883–1944) основал Белорусский народный театр.

После освобождения Минска от польских захватчиков в сентябре 1920 г. здесь открылся Белорусский  государственный театр, переименованный  в 1926 г. в Первый белорусский государственный  театр, или БГТ-1. Сегодня на родине и за рубежом его знают как  Национальный академический театр  им. Я. Купалы. Театр был создан на базе Первого товарищества белорусской  драмы и комедии, а его первым художественным руководителем стал известный актер и режиссер Флориан Жданович. Первоначально в состав театра входили белорусская, русская и еврейская труппы, а также хор, балетная труппа и симфонический оркестр. Среди первых постановок преобладали спектакли по произведениям белорусских авторов, с ярко выраженной национальной тематикой. Под руководством Ждановича организовывались специальные этнографические экспедиции для сбора материала, благодаря которому постепенно складывалось своеобразие национальной театральной школы.

В 1921-1931 годах художественным руководителем был Евстигней  Мирович. С его приходом начался  стремительный профессиональный взлет  коллектива. В этот период выросла  целая плеяда артистов, ставших впоследствии гордостью национальной актерской  школы, - Глеб Глебов, Борис Платонов, Лидия Ржецкая, Ольга Галина, Владимир Владомирский, Стефания Станюта, известные  российские звезды Мария Савина и  Вера Комиссаржевская. Более разнообразным  стал репертуар, усложнился уровень  постановок. Основную часть репертуара составляли спектакли по произведениям  белорусских авторов: "Пинская  шляхта" Винцента Дунина-Марцинкевича, "Скорина - сын из Полоцка", "Над  Неманом" Михайло Громыко, "Кастусь  Калиновский", "Машека" и "Победа" Мировича и другие.

В первое десятилетие в  театре были заложены основополагающие творческие принципы и традиции: высокий  уровень актерской школы, драматургического  материала, постановочной культуры. В 1930-е годы в репертуарной политике театра произошли изменения: обязательными  стали пропаганда социалистического  строительства, выявление классовой  сущности драматургических произведений. Среди лучших спектаклей этого периода - "Отечество" Кузьмы Чёрного, "Партизаны" и "Кто смеется последним" Кондрата Крапивы, "Гибель волка" Эдуарда Самуйленка, "Волки и овцы" Николая Островского, "Последние" Максима Горького", "Скупой" Мольера.

Официальное признание и  всесоюзную славу театру принесло участие  в Первой декаде белорусского искусства, проходившей в Москве в 1940 году. Актерская  труппа купаловцев была признана одной из лучших в СССР. 
В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г. носит имя Я. Коласа. Костяк труппы составили выпускники Белорусской драматической студии, образованной при МХАТе. БГТ-2 воспитал такие замечательные таланты, как А. Ильинский, П. Молчанов, C. Станюта. Театр ориентировался на достижения мирового театрального искусства, в том числе и в репертуарной политике. Яркие, выразительные, высокопрофессиональные спектакли были рассчитаны на подготовленного зрителя, открытого для философских раздумий, идущего на откровенный диалог. Официальная критика объявила эти спектакли формалистскими и эстетскими. С конца 20 – начала 30-х гг. театр вынужден был переориентироваться на освоение советской (классовой) тематики.

Белорусский национальный театр, который был создан В. Голубком, до 1926 г. имел название «Труппа Голубка» (с 1932 по 1937 год - Белорусский третий государственный драматический театр). Большинство пьес для него были написаны им самим. Но театр был закрыт, а его руководитель в 1937 г. репрессирован.

На рубеже 20–30-х  гг. развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как «Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи. Репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.)

В 30-е гг. сеть театров  расширилась: в Минске открылся Театр  юного зрителя (1931), в Гомеле –  Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). На сценах республики ставились новые пьесы  К. Крапивы «Хто смяецца апошнiм» (1939) и Н. Погодина «Человек с ружьем» (1938); национальная и классическая тематика в данных театрах сочеталась с  революционной. 
Началась война, и театры республики были эвакуированы: БГТ-1 – в Томск, БГТ-2 – в Уральск, а затем – в Орехово-Зуево. Всего в начале 1942 г. в тылу оказались более 400 артистов. Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами на передовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественную самодеятельность. Чтобы поддержать тружеников тыла, они давали спектакли и концерты во время посевных и уборочных кампаний и, помогая армии, вносили деньги в фонд обороны. К примеру, на личные средства сотрудников БГТ-1 был изготовлен для фронта боевой самолет.

Тематика спектаклей белорусских театров тогда была связана главным образом с  войной. На сцене прославлялись героизм  и подвиг народа, его мужество и  оптимизм, утверждалась вера в человека-борца, показывались богатство его души, чувство юмора. Зритель также с восторгом принимал пьесы с традиционными белорусскими персонажами, например, спектакль «Несцерка» (режиссер Н. Лойтер, БГТ-2) шел в Уральске около 100 раз и был удостоен Государственной премии СССР (1946).

 

2. Музыкальное искусство Советской  Беларуси.

В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и  самодеятельностью развивалось  профессиональное творчество, росло  мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых  и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в  то время осуществляли Минский, Витебский  и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске  действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также  музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для  создания Белорусской студии оперы  и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская  советская опера «Освобождение  труда» Н. Чуркина.

В 1932 г. открылась Белорусская консерватория. Особое значение приобрел Минский музыкальный техникум (ныне музыкальное училище имени М. Глинки). На базе его оперных и балетных классов в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа. 
Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.

В 1938 г. композиторы  объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и  концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок  счастья» А. Туренковым.

Белорусские советские  композиторы осваивали сложные  музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая  поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось  на знакомые народные мелодии, впитывало  богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации  профессионального музыкального искусства  Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых  исследователей данного опыта, изучали  и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич. 
В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый  этап, который характеризовался более  глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие  репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В  дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти  и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью  оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные  партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская. 
Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре  плодотворно работали популярные композиторы  И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также  талантливые эстрадные певцы  – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы». 
Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел».

Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм о событиях Гражданской  войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем (1885–1967).

В дальнейшем на экраны вышли фильмы «Убитая жизнью» (1927) А Фрелиха, «До завтра» (1928) Ю. Тарича, «В огне рожденная» (1930) и «Искатели  жемчуга» (1936) В. Корш-Саблина, «Балтийцы» (1937) А. Файнциммера. Первым белорусским  звуковым фильмом стала кинопрограмма  «Переворот», поставленная в 1930 г. Ю. Таричем. Фильм был показан в первом звуковом столичном кинотеатре «Красная звезда».

В конце 30-х гг. в  Минск переехала созданная в  Ленинграде киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия».

Главное место в  киноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В. Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в  составе фронтовых киногрупп  отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументы частично вошли в  ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные  мстители», «Бой за Витебск», а также  в киноэпопею «Великая Отечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина  и М. Садковича был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение  Советской Белоруссии», который  заканчивался показом парада белорусских  партизан в освобожденном Минске. 
В 50–80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведений белорусских писателей.

На экраны вышли  кинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента  причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам  мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета» (1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1981–1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов).

Зритель поверил  талантливым художникам. Полюбившиеся фильмы помогали ему находить ответы на жизненно важные вопросы, касавшиеся исторического прошлого и современности.

С 1962 г. деятельность работников кино координировал Союз кинематографистов БССР. Были созданы  объединения хроникально-документальных и научно-популярных, телевизионных и мультипликационных фильмов. С большой художественной силой события Великой Отечественной войны отражены в документальных циклах В. Дашука «Женщина из убитой деревни» (1975–1978) и «У войны не женское лицо» (1981–1984), а также в телефильме В. Рыбарева «Свидетель» (1985). Литературной основой этих кинолент послужили произведения С. Алексиевич и В. Казько.

Перечисленные и  другие киноленты продемонстрировали возросший уровень киноискусства  Беларуси, открыли для него союзный  и мировой экраны. Преодолевая  каноны «социалистического упрощенства», новое белорусское кино за 60 лет  с момента основания значительно  повысило свой художественный уровень.

 

3. Белорусский  кинематограф.

 

В первые послеоктябрьские годы

Великая Октябрьская  социалистическая революция возвестила начало новой эры в жизни народов  нашей страны. Начался новый этап в развитии литературы и искусства, в том числе и кинематографа. Кинопроизводство и кинопрокат постепенно переходят в руки рабоче-крестьянского  государства. 27 августа 1919 г. В. И. Ленин  подписал декрет о переходе фотографической  и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного  комиссариата просвещения. Эта дата явилась по существу датой рождения советского кино, так как национализация способствовала появлению таких  кинопроизведений, которые служили  бы интересам народа.

Информация о работе Белорусский театр, музыка и кино в довоенный период (1917-1941 гг.)