Азербайджан: политическая система и основные политические события 1990-1999

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:43, доклад

Описание работы

Революция в соседнем Иране (1978) способствовала возрождению исламизма в Азербайджане. В ответ на рост иранского влияния был вновь выдвинут лозунг «Единого Азербайджана». В 1988 начали появляться независимые издания и политические организации. Из этих организаций самой мощной оказался Народный фронт Азербайджана (НФА).
В январе 1990 в НФА произошел раскол между консервативно-исламистским и умеренным течениями. Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах, проведенных в сентябре 1990, коммунисты получили ок. 90% голосов и были обвинены в фальсификации результатов выборов.
Независимый Азербайджан. После провала попытки переворота в Москве Азербайджан объявил 30 августа 1991 о своей независимости от СССР. Компартия Азербайджана объявила о выходе из КПСС, а затем была распущена. 8 сентября бывшего первого секретаря компартии Аяза Муталибова избрали президентом страны. 18 октября был принят конституционный акт о государственной независимости Азербайджана, затем одобренный 95% граждан, принявших участие в референдуме 29 декабря 1991.

Файлы: 1 файл

Азербайджан 1990-99.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

- Развить плюралистическую демократию, основывающуюся на рыночную экономику  и верховенство закона; 

- Восстановление территориальной  целостности и суверенитета Азербайджана, обеспечение безопасности и политической  независимости, устранение всех  угроз суверенитету и территориальной  целостности;

- Усиление безопасности и стабильности  в регионе;

- Интеграция в европейские и  Трансатлантические структуры по  безопасности и сотрудничеству, включая НАТО, Европейский союз, Западноевропейский союз и Совет  Европы;

- Используя важное стратегически-географическое  положение Азербайджана на слиянии  Запада и Востока, ускорить  развитие различных областей  экономики страны.

За прошедшие 10 лет Азербайджан  сделал несколько серьезных шагов  в направлении поставленных целей. Согласно проведенным анализам эти  достижения опираются на несколько  факторов. Таковыми можно считать  обеспечение политической стабильности и её долгосрочного характера, экономические  успехи и, в результате, рост экономической  мощи страны, и таким образом полное устранение иностранной зависимости, руководство национальными интересами и национальной выгодой личности определяющей внешнеполитический курс страны – главы государства, и  наконец, усиление профессионального  подхода к внешней политике. Осуществление  верной внешней политики позволило  реализовать Азербайджану стать  ведущим государством в регионе, а также заложить фундамент важной для Европы и Азии транспортной инфраструктуры, новых энергетических процессов. 

ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА

  • Развитие плюралистической демократии, основанной на рыночной экономике и верховенстве законов;
  • Проведение независимой внешней политики с целью скорейшего восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана;
  • Устранение угроз, направленных против безопасности, политической независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана;
  • Решение Нагорно-Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе принципов Лиссабонского саммита и путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ;
  • Устранение результатов военной агрессии Армении против Азербайджана;
  • Развитие добрососедских и взаимовыгодных отношений с соседними странами;
  • Усиление безопасности и стабильности в регионе;
  • Предотвращение противозаконных перевозок оружия и других противозаконных перевозок;
  • Преданность существующим глобальным режимам по предотвращению распространения ядерного оружия и создание на Южном Кавказе свободной от ядерного оружия зоны;
  • Демилитаризация бассейна Каспийского моря;
  • Интеграция в структуры Европейской и Трансатлантической безопасности и сотрудничества, включая НАТО, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и Совет Европы;
  • Ускорение развития различных отраслей экономики страны, пользуясь выгодным стратегическим и географическим положением Азербайджана, расположенного на стыке Запада и Востока;
  • Развитие Евразийского транспортного коридора, участником которого является Азербайджан.

Напряжённые отношения между современными Азербайджаном и Арменией имеют  глубокие исторические корни. В конце 1980-х годов армянское большинство  населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР выступило с требованиями о передаче области в состав Армянской ССР. Эти требования были поддержаны руководством Армении. Разраставшийся этнополитический конфликт привёл к этническим чисткам с обеих сторон и вооружённым столкновениям, которые после распада СССР переросли в полномасштабную войну, в ходе которой под контроль армян перешли некоторые районы Азербайджана, прилегающие к территории бывшей НКАО. Ещё с конца 1980-х азербайджанское руководство ввело экономическую блокаду НКАО и Армении, прекратив транспортное сообщение с Арменией.

Президенты Азербайджана, России и  Армении — Ильхам Алиев, Дмитрий Медведев и Серж Саргсян во время подписания декларации по Нагорному Карабаху. Замок Майендорф (Подмосковье), 2008 год

В 1994 году при посредничестве России Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика подписали трёхстороннее соглашение о прекращении огня, которое в последние 3-4 года периодически нарушается со взаимными обвинениями. Стороны занимают позиции, соответствующие их положению на момент подписания соглашения. Бо́льшая часть Нагорного Карабаха, а также ряд прилегающих к нему территорий контролируется Нагорно-Карабахской Республикой, поддерживающей тесные связи с Республикой Армения, в частности, использующей её национальную валюту — драм.

Азербайджан и другие государства-члены ООН считают Нагорный Карабах частью Азербайджана. Руководство Азербайджана не раз подчеркивало, что в случае, если армянская сторона не освободит оккупированные территории и в нагорно-карабахском переговорном процессе не произойдет подвижек, то это будет означать, что все мирные возможности разрешения конфликта исчерпаны и Азербайджан будет вынужден прибегнуть к силовым методам его разрешения. О необходимости новой войны в Карабахе говорят и многие депутаты парламента республики. Азербайджан наращивает военную мощь, что вызывает негативную реакцию со стороны ряда проармянских конгрессменов США, и заявляет о необходимости изолировать Армению от региональных проектов

Γражданам Армении и других государств, имеющим армянское происхождение, будет отказано во въезде в Азербайджан.

 
2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России была подписана декларация, касающаяся Карабахского конфликта. Лидеры трёх государств договорились совместно работать над оздоровлением ситуации на Кавказе. «Президенты, предметно и содержательно обсудив состояние и перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими средствами путем продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, США и Франции, заявляют, что будут способствовать оздоровлению ситуации в Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности, безопасности путем политического урегулирования конфликта», говорится в декларации.

Дипломатические отношения между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией были установлены 4 апреля 1992 года. Основополагающим документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (подписан 3 июля 1997 г.).

Россия принимает активное участие  в процессе политического урегулирования Карабахского конфликта.

Развивается торгово-экономическое  сотрудничество. В 2008 г. внешнеторговый оборот между Азербайджаном и Россией составил 2,403 млрд долларов. В связи с прекращением с 1 января 2007 г. поставок российского газа в Азербайджан в структуре товарооборота увеличилась доля несырьевых товаров.

Азербайджан осуществляет через территорию Российской Федерации транспортировку  нефти по маршруту Баку-Новороссийск. С 2007 г. в связи с вводом в эксплуатацию нового маршрута транспортировки нефти «Баку-Тбилиси-Джейхан» и перераспределением экспортных потоков азербайджанской нефти транзит через российскую территорию существенно сократился.

Россия участвует в нефтегазовых проектах Азербайджана, имеет свою долю в международных консорциумах. Компании «ЛУКОЙЛ» принадлежит 10 % — в разработке месторождения «Шах-Дениз» и 80% в проекте D-222. В то же время это единственная крупная российская компания, работающая здесь, и объём российских инвестиций в азербайджанскую экономику достаточно скромен по сравнению с западными капиталовложениями.

Проблема занятости в Азербайджане в основном решается за счёт миграции в Россию. Численность азербайджанцев, работающих в России, оценивается  примерно в 2 млн. По разным подсчётам, они ежегодно присылают в Азербайджан  до двух с половиной миллиардов долларов. В связи с этим в Азербайджане внимательно следят за проявлениями антимусульманских настроений в  России (см. Межэтнический конфликт в Кондопоге). В Баку не забывают, как в середине 1990-х российско-азербайджанские экономические контакты были заморожены почти на три года в связи с армяно-азербайджанским конфликтом.

Развивается военно-техническое сотрудничество. В 2003 г. было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а в 2006 г. — межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

Россия арендует в Азербайджане Габалинскую РЛС — это одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. Габалинская РЛС была построена в советское время в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. После получения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжала её использование несмотря на все перипетии внутриполитической жизни Азербайджана.

На территории Азербайджана проживает  немало беженцев из Чечни, в том числе  участников вооружённых действий против российских войск. Азербайджанская  территория в течение длительного  времени, по сообщениям СМИ, использовалась чеченскими сепаратистами как транзитная страна и своего рода тыловая база, где, в частности, проходили восстановление раненые боевики. Боевикам сравнительно легко удавалось пересекать границу  между Азербайджаном и Дагестаном. 15 сентября 2004 российские власти после теракта в Беслане закрыли все пограничные сухопутные переходы для автотранспорта и людей и открыли их лишь через полтора месяца после переговоров между президентами, а также задержаний и выдачи российским властям группы бывших боевиков. В Баку было закрыто чеченское представительство.

В настоящее время сообщается о  развитии взаимодействия правоохранительных и судебных органов двух стран, развитии пограничного сотрудничества, с учётом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма.

Продолжается работа по делимитации  государственной границы с Азербайджаном.

Некоторые другие аспекты  российско-азербайджанских отношений:

  • В начале 1990-х гг. Азербайджан выражал обеспокоенность российской поддержкой вооружённых сил Армении во время Карабахской войны.
  • В середине 2000-х гг. Азербайджан выражал озабоченность в связи с переброской российской военной техники с закрывающихся военных баз на территории Грузии в Гюмри (Армения)[11] и влиянием, которое она может оказать на перспективы карабахского урегулирования.
  • Азербайджан неоднократно протестовал против того, что российские компании вкладывают средства и ведут бизнес на территории НК.
  • Азербайджан обеспокоен призывами России решать проблему непризнанных республик на постсоветском пространстве по модели Косово - а также уже свершившимся признанием Россией самостоятельности Южной Осетии и Абхазии[12].
  • Россия выражает недовольство по поводу инициированных США проектов экспорта каспийской нефти на Запад в обход России, считая их более политическими, нежели экономическими проектами. Вслед за строительством трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан речь идёт о проекте создания нефтепровода по маршруту Актау-Баку для транзита казахской нефти на Запад через территорию Азербайджана — в случае его реализации основная масса казахской нефти пойдет через трубопровод Баку-Джейхан и, соответственно, в обход России.

США

Поправка 907

В 1992 году под давлением армянского лобби была принята Поправка 907 к «Акту в поддержку свободы» (Freedom Support Act)[18]. «Акт в поддержку свободы» был принят для экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена Поправка 907, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США. В обоснование запрета помощи приводятся действия Азербайджана по блокаде Армении и НКР, однако поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».

Успех в принятии Поправки был достигнут  благодаря нескольким факторам: высокий  уровень организации и лоббистских  возможностей армянской диаспоры, её важность в парламентских и президентских  выборах из-за высокой концентрации в ключевых штатах (например, Калифорния), отсутствие четкой политики правительства  в отношении Закавказья на тот  момент, чем и воспользовались  армянские лоббисты (в США в  это время не было даже посольства Азербайджана).

Томас Де Ваал называет принятие этой поправки «самой аномальной частью внешней  политики». Она сильно ограничивала возможности США в отношениях с Азербайджаном и усложнила работу американских посредников по урегулированию карабахского конфликта. В своем письме главе Палаты Представителей в сентябре 1998 года Мадлен Олбрайт писала: «Поправка 907 вредит национальным интересам США, подрывая их нейтралитет в урегулировании карабахского конфликта, их возможности в поддержке экономических и широких правовых реформ в Азербайджане, их усилия в развитии энергетического транспортного коридора Восток-Запад» .

Шведский учёный Сванте Корнелл  приводит в своей работе ещё более  категоричную оценку роли армянского лобби в карабахском конфликте:

Соединенные Штаты продолжают свое вредное вмешательство в страшный конфликт между Арменией и Азербайджаном. В частности, их участие состоит  в увеличении страданий миллиона азербайджанских беженцев и отдалению  надежд на урегулирование… США наказывают проигравшую сторону и поощряют захватчика, оккупанта и очевидного победителя в войне. Разве в американских интересах запрещать нормальную гуманитарную помощь маленькой стране, которая хотя и не особенно демократична, но стремится к Западу и важна  в обеспечении региональной стабильности и экономических перспектив? Армянская  диаспора и её сторонники, возглавляемые  бывшим сенатором Робертом Доулом не показывают это.

Информация о работе Азербайджан: политическая система и основные политические события 1990-1999