Атилла - вождь гуннов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Портретов легендарного вождя гуннов не осталось, но есть описания Атиллы, оставленные людьми лично видевшими его.
Римский историк Приск говорит, Атилла был невысокого роста, широкоплечий, смуглый и темноглазый. Его редкая борода была тронута сединой. По описанию типичный азиат (тюрк). Он ведет себя как германский король, а не как кочевник. Приск видел Атиллу во время переговоров о мире в 448 году, когда ему было около 55 лет. Другие источники описывают его так: среднего роста, широкоплечий, черноволосый, узкоглазый. Целью работы является изучение способов и методов управления в эпоху Атиллы и Карла Великого.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

Итак, можно сделать вывод, что все германские и другие народы между Альпами и Балтикой и  между Каспием (или несколько  западнее) и границей, протянувшейся  на неизвестном расстоянии восточнее  Рейна, признавали Аттилу и Бледу  в качестве своих правителей. Хотя, насколько нам известно, братья всегда действовали сообща и рассматривали  свою империю как общую собственность, они поделили ее и правили по отдельности. Однако мы не знаем, как они поделили империю и кому досталась какая  часть.

С 435 по 440 год у Восточного Рима, похоже, был ненадежный мир  на северной границе. В отношении  Западной Римской империи Аттила продолжал политику своего дяди. Войска, которые Руа направил Аэцию, продолжали служить галло-римским владельцам крупных поместий в Галлии, пока вестготы не разгромили их в 439 году у  Тулузы. Но разбитая здесь армия  Литория не получила пополнения, потому что в 440 году сложилось критическое  положение на Дунае.

Когда Феодосий II ратифицировал  соглашение, достигнутое Плинтой  во время переговоров в 435 году, казалось, что он не будет спешить выполнять  условия договора. Однако его правительство  старательно делало вид, что выполняет  все условия. Варварам были выданы искавшие убежища у римлян гунны; в их числе  были дети королевского рода Мама и  Атакам. В наказание за бегство  гунны распяли беглецов во фракийской крепости Каре. Однако похоже, что в  последующие годы Феодосий не отправлял  через Дунай дань (700 либр золота), предусмотренную договором. Также  можно с уверенностью сказать, что  он считал беглых гуннов настолько  ценными воинами, что не собирался  отправлять их назад к их вождю. Видимо, Феодосий осознал опасность, которую  влечет его политика, потому что  в 439 году сделал серьезный шаг. Мы уже  говорили о том, что после набега Ульдина на Фракию в 408 году префект  Антемий занялся сооружением  крепостных стен, так называемых «стен  Феодосия», вокруг Константинополя. Но эти стены не могли полностью  обезопасить столицу, поскольку  в любое время с моря могли  нагрянуть вандалы, которые вполне могли стать союзниками гуннов. Поэтому  в 439 году Феодосий приказал префекту закончить  работы по защите столицы и со стороны  моря. Имперское правительство было вынуждено решать не только внешние, но и внутренние проблемы. В эти  годы некий Валипс, вождь ругов, обосновавшихся в империи и уже причинявших  неприятности римлянам, поднял восстание  и обратился с призывом к другим недовольным народам в Европе присоединиться к нему. Ему удалось  захватить город Новиодун (древнее  название румынского города Исакча) в  низовьях Дуная и заставить правительство  пойти на его условия. Тем не менее  силы Восточной Римской империи  не были существенно подорваны: крепости находились в полной боевой готовности, а имперский флот активно патрулировал Дунай. У Аттилы, пока еще занятого завоеваниями на Севере, не было возможности  ежегодно забирать 700 либр золота. Восточная  Римская империя была еще сильна, и появление возможностей, существовавших у ее врагов в 395, 422 и 434 годах, казалось маловероятным. Действительно реальный шанс появился у ее противников в 440 году. [11 ] [16 ] [29]

 

    1. Идеи управления в племенах хунского каганата.

После распада Хуннского  каганата племена разделились на три ветви. Часть осталась на территории современной Монголии, часть отступила  на территорию современного Казахстана и Средней Азии, а третья расселилась  на берегах Итиля (Волги) и Яика.

В 360 году началась война  с аланами, группой тюркских племен, которые жили между Итилем и Днепром. Но, несмотря на перевес в численности  войск и лучшую подготовленность к войне, окончательную победу в 370 году одержали хунны. Их мобильные  конные отряды стали контролировать степи Северного Кавказа от Хазарского (Каспийского) моря до Азовского. Дальше началось готское царство, созданное  королем Германрихом. Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского. Остроготы  стояли во главе державы, подданными которой были визиготы, вандалы, скифы  и другие племена. [ 25] В 374 году хунны своим “башбугом” (ханом) выбрали Баламира. Он был родом с берегов Итиля. Собрав войско, Баламир двинулся в поход против готов - восточногерманских племен. Бои были жестокими, и последние потерпели поражение. Это была победа над серьезным врагом. Особенно сильна была готская пехота, вооруженная длинными копьями, на которых воины легко поднимали коня, и всадника. Царь остроготов Германрих, видя неизбежность гибели, вонзил в себя меч.

Разбив остроготов, Баламир  двинулся дальше. В 375 году возле реки Днепр хунны разгромили визиготское  войско. Большая часть бросилась  бежать к Дунаю и просить убежища  у восточноримского императора Валентиниана, который принял их. Меньшая часть  во главе с Атанарихом укрепилась в лесу между Прутом и Дунаем. Но, поняв безнадежность дальнейшего  сопротивления, царь Атанарих договорился  с императором Византии Феодосием, после чего в 378 году перевел свое войско на службу Византии. Таким образом, хунны медленно, но верно продвигались к Западной Европе. В 378 году они подошли  к границам Римской Империи, вследствие этого главная ставка переместилась  с Итиля в степи Причерноморья. В Европе хуннов стали называть гуннами.

Это были воины, перед которыми дрожал мир. В своем национальном вооружении поверх широких ватных халатов, в грубых куртках из дубленой кожи и конского волоса, с тяжелыми шлемами  или огромными меховыми шапками  на голове, сидя на высоких узких  седлах, хунны и другие тюркские племена казались европейцам страшными. В каждом европейце они вызывали чувство удивления, смешанное с  ужасом. Всегда в полном вооружении и в рубашках, изношенных на войне, они представлялись фантастическими  людьми. Вот как описывает их древний  христианский историк Аммиан Марцеллин: “Они кочуют как скитальцы на своих  телегах; эти телеги - их жилища, там  сидят их жены... Ткут грубую одежду и держат подле себя детей... Они  способны выносить всяческие неудобства и лишения, так как вовсе не употребляют огня и не умеют готовить хорошую пищу. Хунны как будто  приросли к своим некрасивым, но крепким коням и делают свои обыкновенные дела, не слезая с них, сидя верхом, покупают и продают, на общественных собраниях  тоже не слезают с лошадей. Они  ловки, и лошади у них быстры. В  сражениях они с криком бросаются  на врага, построившись клиньями”.[17 ]

Хунны поклонялись Великому духу неба Тэнгри. Они признавали и  обожествляли пять стихий, воплощенных  в пяти личностях. Это земля, металл, воздух, огонь и вода. Их воплощениями были пять цветов: желтый, синий, красный, белый и черный. Оно отразилось и на хуннской музыке, представлявшей собой пентатонику. Сохранению воинской доблести, даже в безнадежном положении, помогала религия, так тэнгрианство учило не боятся смерти в бою.

Много лет в Палестине  иудейские мудрецы и раввины  пропагандировали веру в единого  бога Яхве и концепцию об иудеях, как о “богоизбранном народе”. Концепция  подстегивала иудеев сделаться господами  над всеми народами. А в это  время Римская империя стояла как глыба, сцементированная древней  религией (наследницей этрусской  цивилизации), своей идеологией и  государственными законами. Она шла  от одной победы к другой, расширяя свою территорию. В Римскую империю  вошли земли от Египта до Британских островов. Она была государством, объединившим сотни народов Европы, Азии, и  Африки в единый общественный организм. Здесь государственные интересы были выше племенных и религиозных. Каждый народ мог исповедовать любую  религию, и любой народ мог  найти в Риме храмы своих Богов.

Римская империя покорила и иудеев. Иудеи попробовали восстать, но римские легионеры их быстро подавили. Богоизбранный народ стал терять надежду сделаться господином над  всеми другими народами. И вдруг, неожиданно откуда, появился человек, которого никто не знал и стал проповедовать  свое учение. Называл он себя Иисусом. К нему примкнуло много неграмотных  людей. Он ходил с этими людьми по Иудее и проповедовал новое  учение. За это его распяли. Ученики  Иисуса разъехались по разным странам  и городам Римской империи, проповедуя среди иудеев новую религию (так  как они говорили только на еврейском  языке). Хотя иудеи взялись активно  за пропаганду христианства, но сами не стали ее принимать.

Ещё в третьем столетии в Римской империи представители  христианства не только составляли меньшинство, они происходили исключительно  из низших слоев общества, но и это  не помешало тому, что они располагали  своего рода организацией, что было для того времени совершенно новым  явлением. Росту могущества епископов  способствовал установившийся обычай приносить милостыни верующим, которыми распоряжался епископ. В результате появлялись толпы бедняков, готовых  исполнить любую волю епископа.

В 312 году цезарь Галлии Константин в борьбе со своими соперниками начал  опираться на христиан, гарантировав им веротерпимость. Затем в Никее  в 325 году состоялся сбор, на котором  иерархи церкви путем голосования  назначили Иисуса Христа богом (218-за, 2-против), окончательно превратив Римскую  империю в христианское царство. [ 26]

В Римской империи в  середине IV века, во время правления  императора Констанция II, сложилась  сложная обстановка. Потеряв ориентир в идеологии, верхушка общества погрязла в пьянстве и разврате, что сказалось  на экономике и осложнило обстановку на границах страны. Народ превратили в праздношатающуюся чернь, отупевшую  в цирках, опьяненную кровью гладиаторов  и зверей, просящую у хозяина лишь резни да насущего хлеба. Нищета свободных  людей и дезертирство делали в  армии нескончаемые бреши; чтобы  их заполнить, были вынуждены брать  рекрутами рабов и гладиаторов.

В 360 году под руководством христианских священнослужителей восстали галльские легионеры, которые свергли  императора Констанция II. Христианство окончательно захватило Рим, и, обретя силу, в 380 году запретило все остальные формы религиозности. В 389 году по прямому указанию патриарха Александрийского Феофила был разрушен и храм Бога Сераписа, и храмы Богов народов, живущих в Римской империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. Как только христиане в Риме захватили власть, первое, что они сделали, придя к власти, так это спалили дотла Александрийскую библиотеку, предварительно вынося из нее книги для посвященных. Эта акция имела ключевое значение для судьбы человечества: произошла замена всей объективной системы знаний на новую ложную. Далее памятники и рукописи Древней Греции, единственные в то время источники знания, истреблялись так, что некоторые писания греческих мыслителей совершенно исчезли и дошли до Западной Европы лишь потому, что сохранились у арабов в арабских переводах. Так старательно вытравливалась христианами эллинская мудрость.

С водворением христианства не только его высшее руководство, т.е. духовенство, но и все обращенные в новую веру принялись за священную  борьбу против остатков язычества. Крушились  статуи, памятники, дворцы, построенные  по эллинской культуре. Взамен принуждали художников, скульпторов к новой  живописи, рисованию икон Иисуса Христа. Людей заставляли молиться на эти  иконы, конкретно, на Иисуса и его  отца (отец Иисуса был Бог Яхве). Кто  не желал расставаться с эллинской  культурой, подвергался пыткам в  тюрьмах и сжигался на кострах. В 529 году христианский император Юстиниан закрыл Афинскую академию, основанную еще Платоном. Разум человеческий замутился и замолчал на века, в  этот день окончательно наступило мрачное  средневековье. В умах людей был  хаос. Они были в растерянности: как  это в Риме разрушили их храмы  и выкинули богов? Почему запрещается  совершать богослужения по- старому, насильственно внедряется новое  и непонятное? По всей империи шли  сепаратистские движения. Армия не успевала подавлять восстания. И  вот в это смутное время  к границам Римской империи подошел  неведомый воинственный народ хунны. Народы Европы с ужасом встретили  эту новость. У всех на устах был  один вопрос: на чьей стороне будут  хунны? Пойдут ли в услужение христианскому  Риму или будут воевать против Рима? Хунны пошли против христианского  Рима. [1 ]

В 395 году умер Римский император  Феодосий I. В этом же году началось наступление хуннов на империю, которое  было организовано в двух направлениях: через Кавказ на Анатолию и через  Днепр на Балканы. В Анатолии хунны разбили римские войска. Часть победителей осталась на территории современных Турции и Азербайджана.

В 400 году Баламир скончался, и к власти пришел его сын - Улдуз. В 409 году его армия переправилась  через Дунай и начала войну  с Византией. Не выдержав натиска  хуннов, византийский император отправил послов к Улдузу: просить о примирении. На что Улдуз ответил: “До заката солнца, где находятся эти государства, могу дойти”.[23 ] После его смерти власть переходит к его сыну Манчугу. Он больше времени уделяет объединению всех тюркских племен и других народов. У Манчуга было два сына - Атилла и Буда.

После смерти Манчуга власть переходит к его брату Руа. Государство хуннов, простиравшееся от Аральского моря до Днепра, достигло своего могущества. В 422 году, собрав огромное войско, Руа двинулся на территорию Римской империи. Сначала была захвачена  Паннония (территория современной Венгрии). В самой Римской империи началась война между двумя крупными командующими - Бонифацием и Аесиусом. Бонифаций  погиб в бою. Аесиус, страшась Римского сената, бежал к хуннам, и Руа  укрыл его. Живя у хуннов, он хорошо изучил хуннскую тактику ведения  боя, их военное снаряжение и оружие. После смерти Руа в 434 году, Аесиус вернулся в Рим и был вторично назначен консулом.

В 434 году на трон сел сорокалетний Атилла. В течение 11 лет ему помогал  его брат Буда. Имя Атиллы говорит  о том, что он был родом из тюрков Итиля (Итиль, Атилл). Он был среднего роста, широкоплечий, черноволосый. Узкие  глаза смотрели пристально, пронзительно, немногие богатыри выдерживали его  взгляда, видя в нем необузданную внутреннюю силу. Атилла был красноречив, его речь зажигала в гаснущих сердцах  огонь жизни, воинственный задор. Страшный в гневе и беспощадный к  врагам, лицемерам, проходимцам, он поступал с ними решительно и жестоко, однако покровительствовал и помогал своим  соратникам, отчаянным воинам, любящим  свою родину, свой народ. Атилла жил  скромно и отличался гостеприимностью. Он имел трех сыновей- Денгиза, Ирника и Эллака. Атилла основал свою орду в Паннонии. Как горный поток увлекает встретившиеся на пути предметы, так  и разноплеменное войско, костяк которого составляли тюрки, обитавшие на берегах  Итиля, Аральского и Черного морей, устремилось на запад. Это были племена  биш - огуз, алты огур, шара и другие. В войско входили финно-угорские племена: черемисы, эрзя, мокша, чуды, эсты и т.д., германские: готы, кепды, венеды, а также персидские и славянские племена.

Информация о работе Атилла - вождь гуннов