Архитектура Киевской Руси (XI- XIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Актуальность исследования характеризуется тем, что культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России

Содержание работы

I. Введение..........................................................................................................3
II. Глава. Архитектура Киевской Руси.............................................................4
2.1 Архитектура в период феодальной раздробленности........................4
2.2 Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.................7
2.3 Архитектура Новгорода и Пскова......................................................12
III. Заключение..................................................................................................17
IV. Список литературы................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат по истории Архитектура Киевской Руси.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

Третье ценнейшее произведение культового владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор. (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включен в число построек византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длинные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, конечно, русского. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба —

________________________

[5] Емохонова Л.Г. Мировая художественная литература. – М.: Академия, 2000. – с. 328.

9

даны скульптурные изображения  святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так  много, что они превращают верхнюю  часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально  разработанную «ткань». Орнаментация применена и между колонками  основного пояса, в обработке  барабана главы между колонками  и в верхней части апсид. Рельефы  Дмитриевского собора вдохновлены  народным творчеством, но ряд образов  в них связан с византийским и  восточным влияниями, переработанными  народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в  некоторых других памятниках Владимира  и Суздаля. Дмитриевский собор в  свое время, как и другие храмы, был  целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть  наружных стен собора сплошь покрыта  резными украшениями. Здесь можно  видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается  на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое  и составляют подобие узорчатой  ткани, словно наброшенной поверх каменного  массива храма.

Другим шедевром белокаменного  зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230— 1234 гг.). Его построил сын Всеволода Святослав — тот, который изображён на руках у отца на рельефе Дмитриевского собора. К сожалению, верхняя часть величественного храма в XV в. рухнула и была сложена заново московским купцом и строителем Василием Ермолиным. Наверное, катастрофа случилась из-за сложной конструкции верха постройки: барабан её главы стоял не прямо на сводах, а на выложенных над сводами высоких арках. 
От этого церковь казалась ещё выше, а внутри всё её пространство словно собиралось вверх, к светоносному куполу. Эту удачную находку владимирских зодчих позже переняли московские мастера.

Надо отдать Ермолину должное: он добросовестно  пытался подобрать камни в  прежнем порядке, но задача была почти  невыполнимой. Ведь резьба сплошь покрывала  Георгиевский собор, и счёт сюжетов  шёл даже

 

10

не на сотни, а на тысячи! Поэтому  он и выглядит теперь грандиозной каменной загадкой.

Резьба Георгиевского собора двуплановая: изображения, выполненные в высоком  рельефе, размещены на фоне плоского коврового узора из растительных завитков. Даже колончатый поясок поглотила  стихия орнамента — он словно утонул в стене и покрылся изощрёнными  орнаментальными узорами. Сочетание  низкого рельефа с высоким  производит удивительное впечатление, будто резьба выступает, прямо на глазах выходит наружу из гладкой  поверхности стены. 
Если в церкви Юрия Долгорукого в Кидекше мастер явно «прикладывал» резные детали к телу храма, то здесь они будто вообще не высечены человеческими руками, а порождены самим камнем.

С запада на входящего смотрел резной Деисус, а северный фасад охраняли святые покровители владимирской княжеской  династии. В образе воина над северным притвором учёные видят Святого  Георгия — святого, носившего  то же имя, что и основатель династии Юрий (Георгий) Долгорукий. В резьбу включены многочисленные библейские сцены, которые должны были оберегать от несчастий: уже знакомые по владимирскому  Успенскому собору «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином» и «Семь спящих отроков». Очевидно, главная идея, воплощённая в резном наряде собора, — это охрана, 
Божественная защита княжества.

Увы, святым не удалось спасти Русь от монгольских полчищ. 
Владимирский князь пал в битве на реке Сити всего через четыре года после того, как был построен собор в Юрьеве-Польском. Однако самобытное Владимиро- суздальское зодчество не погибло: подобно семи отрокам эфесским, оно лишь уснуло, чтобы вновь пробудиться спустя столетие в белокаменной Москве.

 

 

 

11

2.3 Архитектура  Новгорода и Пскова

 

Жестоко поразило Древнюю Русь монголо-татарское нашествие. Разумеется, что в большинстве городов центральной и северо-восточной Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное строительство. Однако Великий Новгород и Псков, сильные независимые города, продолжали строить, в том числе и каменные церкви, понимая, что богатый соборный храм - зримое свидетельство могущества города. Правда, после появления на Руси татар полностью прекратилось сооружение крупных городских и монастырских соборов, появился обычай строить совсем небольшие храмы.

Были церкви монастырские, сооруженные по инициативе новгородских архиепископов, и уличанские, строителями  которых выступали жители того или  иного прихода, причем львиную долю расходов несли богатые «гости» - купцы.

Поскольку монастырская община состояла обычно из десяти-двадцати монахов, необходимости в монументальном монастырском храме и не было. Кроме  того, в этих городах княжеская  власть утратила свой авторитет и  уступила место республике, в которой  огромным влиянием пользовались архиепископы. Церковь же предпочитала иметь много, пусть и небольших, церковных  зданий.

Первым каменным храмом после  нашествия татар, построенным в 1292 г., была монастырская церковь Николая  Чудотворца Липенского мужского монастыря. Другим образцом монастырского храма  являлась церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане  небольшое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной  апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной  формы.[6]

Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный. Как и монастырские церкви, почти все они, с одной массивной апсидой, но без

_________________________

[6] Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. – с. 287.

12

притвора. Вместо него на западной стене паперть - крыльцо перед  входом.

Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное  завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля  определялось местными климатическими условиями - частыми холодными дождями, снегопадами. Нетрадиционное устройство внутренних посводных перекрытий продиктовало и особую организацию внутреннего  пространства новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется выше, чем на самом деле.

Новгородские храмы строили  целиком из кирпича или из разноцветного  булыжника с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы очень  скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями  там, где должно было быть одно большое  окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и  треугольников. Выше орнаментального  пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых  углублений. Алтарную апсиду оформляли  вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо  следует сказать про свойственные только новгородским церквам так  называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и  своды и служившие своеобразными  микрофонами.

Новгородская архитектура  домонгольского времени (XI–XII вв.) хронологически соответствует романскому периоду в зодчестве Западной Европы. В типологическом отношении базиликальный и новгородский крестово-купольный храмы являются своего рода антиподами, которые могут служить опознавательными знаками двух различных типов культуры. Однако в стилистике и образности романских и новгородских храмов можно отметить и черты сходства, связанные с тем, что и в том, и в другом случае для достижения эстетического эффекта используется в

13

качестве главного средства архитектурная масса. Отсюда — суровая мужественная сила в облике как новгородских, так и романских построек.

Образцами новгородского  строительства второй половины XII — начала XIII века могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги — Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века). Ладога, подобно Пскову и Руссе, находилась на положении пригорода и подчинялась светским и церковным властям главного города земли — Новгороду. Строительство каменных храмов в Ладоге началось в середине XII века возведением не сохранившейся до наших дней церкви Климента (1153 г.). Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу — это совсем небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы — этап в развитии новгородской архитектурной школы. В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже — в конце XII — начале XIII века.

Примерами таких храмов могут  служить церкви Благовещения у деревни  Аркажи (1179 г.), Петра и Павла на Синичьей горе (1192 г.), Ильи на Славнее (1202 г.) и, в особенности, Спасо-Преображенский храм на Нередице (1198 г.). По художественной выразительности этот небольшой храм не уступает грандиозным соборам раннего времени. Причём это чисто новгородская выразительность, достигаемая не декоративными приёмами, а лишь характерными для архитектуры средствами: особым пропорциональным строем основного объёма и барабана, ритмикой спокойных линий, плоскостей стен, лишённых декора, соотношением компактных объёмов. У небольшого нередицкого храма всё та же горделивая осанка, что и у больших построек раннего периода. Весь его облик словно излучает энергию, мужественное достоинство и силу. В 1199 году храм был расписан местными мастерами.

Последней постройкой Новгорода  перед нашествием на Русь татаро-монголов стала Рождественская церковь на Перыни. Здесь, на месте языческого могильника, был построен сперва деревянный, а потом, в 20–30-е годы XIII века, — каменный храм. Эта архитектурная миниатюра может рассматриваться как итог, к которому пришло новгородское

14

 

зодчество. Наверное, самое  замечательное в этом здании — красивое трёхлопастное завершение фасадов. Эта форма явно навеяна точно таким же завершением церкви Пятницы, которую в 1207 году построили на Торгу смоленские или полоцкие мастера. Пятницкая церковь возведена по образцу одного из башнеобразных храмов, хорошо известных по зодчеству южной и западной Руси.

В Пскове же главные культовые постройки располагались на территории кремля и в Довмонтовом городе - участке, тесно примыкавшем к кремлю. Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Для создания большей устойчивости и внешней мягкости очертаний мастера слегка «заваливали» стены внутрь. Все они одноглавые, на четырех либо шести столбах, с одной (редко с тремя) апсидой, притвором и позакомарным покрытием.

Церковные паперти были весьма массивными сооружениями, основу которых  составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась в стену. Нередко сверху арки обрамляли щипцовой кровлей.

Отличительной особенностью псковских церквей являлось наличие  подклета - специального подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.

Характерный признак псковского церковного зодчества - асимметрия, создававшаяся  наличием придела и звонницы. Придел - небольшая церковка, имеющая главу  и апсиду на востоке и посвященная  какому-либо святому, пристраивался  к храму с южной либо северной стороны. Входили в него через  главный храм, но часто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые  в псковском зодчестве, либо возвышались  над западным притвором или над  папертью придела, являясь неотъемлемой частью храма, либо представляли собой  отдельно расположенное столпообразное сооружение-колокольню с проемами для  колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.

Склонность    псковских     мастеров    к     асимметрии    особенно

15

 

просматривается в церкви Николы на Усохе, построенной на границе  осушаемого болота - усохе. Церковь  представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами, подклетом, притвором, крыльцом-папертью. С северной стороны  к нему примыкает обширный придел, имеющий притвор, над которым  возведена звонница. К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Неугасимая  свеча», имеющая сильно выступающее  крыльцо-паперть. Вся эта конструкция  представляет собой сложную асимметричную  композицию.

Построенные вновь храмы  непременно украшали. И если в Киевской Руси и крупных княжествах первоначального  периода феодальной раздробленности  храмы украшали в основном мозаичными ком позициями и фресками, то во второй половине XIII в. главенствующая роль отводится иконе. Вообще с татаро-монгольским  нашествием больше развивались такие  виды художественного творчества, которые  не требовали крупных денежных затрат и предметы которого в случае нужды  легко можно было перемещать.[8]

Информация о работе Архитектура Киевской Руси (XI- XIII вв.)