Архитектура Киевской Руси (XI- XIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Актуальность исследования характеризуется тем, что культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России

Содержание работы

I. Введение..........................................................................................................3
II. Глава. Архитектура Киевской Руси.............................................................4
2.1 Архитектура в период феодальной раздробленности........................4
2.2 Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.................7
2.3 Архитектура Новгорода и Пскова......................................................12
III. Заключение..................................................................................................17
IV. Список литературы................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат по истории Архитектура Киевской Руси.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Уральская  государственная  архитектурно - художественная академия."

(ФБГОУ ВПО "УралГАХА")

 

кафедра социальных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории

 

Архитектура Киевской Руси (XI- XIII вв.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Исполнитель: ст. гр. 185 Зинкина Д.А.

 

                                                         Руководитель:  проф. Шкерин В.А.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание:

I. Введение..........................................................................................................3

II. Глава. Архитектура Киевской Руси.............................................................4

       2.1 Архитектура в период феодальной раздробленности........................4

       2.2 Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.................7

       2.3 Архитектура Новгорода и Пскова......................................................12

III. Заключение..................................................................................................17

IV. Список литературы.....................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Актуальность исследования характеризуется тем, что культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в  процессе становления и развития национального самосознания, постоянно  обогащалось собственным и мировым  культурным опытом. Оно дало миру вершины  художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Важное место в становлении  русской культуры занимает культура периода Киевской Руси.

Цель данной работы показать достижения народа того периода в архитектуре, ознакомится с особенностями зодчества Киевской Руси, а также выявить влияние различных факторов на культурный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

II.  Глава. Архитектура Киевской Руси.

 

2.1 Архитектура  в период феодальной раздробленности

 

В эпоху Киевской Руси был задан  тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного  переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. Культуру этой эпохи отличает бурный рост локальных феодальных центров  сопровождался развитием местных  изобразительных стилей в изобразительном  и прикладном искусстве, зодчестве  и летописании.

Эпоха Киевской Руси была временем расцвета культуры вообще и архитектуры в  частности.

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Начало строительства  Десятинной церкви относят к 989 году. Церковьосвящалась дважды: по завершению строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.[1]

Некоторые ученые считают, что  церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни.[2] В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев

_________________________

[1] Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. - К.:Б., 1982. - с. 26-28

[2] Россия: иллюстрированная энциклопедия/ Под редакцией Ю.А. Никифорова. - 2006. - 176 с.

4

Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве  не прекратилась, но преемники князя  отказались от возведения таких колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София  Киевская (храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Он был призван возродить на киевской земле традиции главной святыни православного мира - Софии Константинопольской.) С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.

Наряду с монастырями на Руси строились храмы - так называемые земельные соборы и соборы придворно-княжеские.

Земельный собор являлся главным  храмом того или иного княжества. При возведении соборов обозначился отход от византийского архитектурного канона. Как правило, это были шестистолпные, трехнефные, трехапсидные, одноглавые крестово-купольные храмы с притвором. Он был необходим для людей, только собирающихся креститься, которых в удаленных от Киева землях было много и которые во время богослужения не должны были находиться в храме.

Функциональная принадлежность придворно-княжеского собора определялась самим его названием. Храм строился на княжеском дворе  и соединялся с хоромами князя  крытым переходом. Он являл собой  четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, одноглавый крестово-купольный храм без притвора. Обязательным атрибутом  такого храма являлись хоры в западной части, предназначавшиеся, как правило, для женской половины феодальной аристократии. Нередко к храму  с северной и южной сторон пристраивались галереи-паперти с многочисленными  аркосолиями         для          погребения          княжеской         семьи. Такой тип придворно-княжеского храма представлял собой храм-усыпальницу - некрополь.[3]

________________________

[3] Емохонова Л.Г. Мировая художественная литература.-М.:академия,2000.-с.325.

5

Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы, разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад древнерусского государства явился результатом роста крупного землевладения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов, а также экономического развития городов, ставших новыми центрами отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к политической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи- 
тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. привело к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных  
княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления, сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значение главного города страны. Пути мировой торговли меняют свое направление и начинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры начинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Однако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.

В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятниках архитектуры  и живописи. Своеобразие областных  культур в эпоху феодальной раздробленности  заключается в том, что они  сочетают общую основу – киевские художественные традиции с местными особенностями.

XII-XIII вв. - противоречивый и трагический  период в истории Руси. С одной  стороны, это время высочайшего  развития искусства, с другой - почти полного распада Руси  на отдельные княжества, постоянно  враждующие между собой. Однако  тогда же стали набирать силу  города Владимир Залесский во  Владимиро-Суздальской земле, Чернигов, Владимир Волынский (юго-западная  Русь), Новгород, Смоленск. Политического  и военного единства не было, но при этом было сознание  языкового, исторического и культурного  единства.

6

2.2 Белокаменное зодчество  Владимиро-Суздальской земли

 

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь  во второй половине XII столетия было построено несколько первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

Первой церковью, родоначальницей  стиля, сложенной из белого камня, блоки  которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кыдекше, (в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где  якобы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев). Она была построена при Юрии Долгоруком (отца Андрея Боголюбского). Это был  храм-крепость. Он представлял собой  мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими  бойницы, широкими лопатками, шлемообразным  куполом.

Андрей Боголюбский же окончательно перебрался во владимирскую резиденцию. Он делал все чтобы  город Владимир (названный так  в честь Владимира Мономаха, отца Юрия Долгорукого) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены  ворота, главные из которых традиционно  именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах  христианского мира, начиная с  Константинополя, в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через  Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым  куполом. На противоположном конце  города высились Серебряные ворота, не менее массивные и торжественные.

Белокаменные фасады соборов  украшали резьбой по камню. Наличие  каменного декора представляет собой  отголосок романского стиля и 

7

связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165) несет на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.[4] Этот храм знаменит своим совершенством. Андрей Боголюбский построил этот придворно-княжеский храм недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Стены храма украшены каменным орнаментом, составленным из тоненьких колонок, соединенных наверху полукруглыми арочками (аркатурный пояс), тонкими колоннами на «лопатках», придающими плотной массе стены легкость и воздушность, зигзагом (косо положенными кирпичами) на барабане. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция рельефов. В центральных закомарах помещена фигура библейского   псалмопевца  Давида. Образ Давида ассоциировался с самим Андреем Боголюбским, стремящимся прекратить усобицы и навести порядок в Русской земле. С двух сторон от Давида симметрично расположены два голубя, которые воплощают идею мира, и под ними фигуры львов - побежденное зло. Намного ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы, как   символы   Девы   Марии, помещавшиеся на всех храмах, посвященных ей. Такой каменный декор является отличительной стилевой особенностью владимиро-суздальского зодчества. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.

Размах строительства, предпринятого  Андреем, не может не удивлять: за восемь лет его правления в княжестве, которое стало называться Владимиро- Суздальским, было возведено больше каменных зданий, чем за тридцать два года правления Юрия Долгорукого.

Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор (1158—1160) возведенный во славу  Богоматери. Первоначальный белокаменный

_________________________

[4] Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1981. – с. 116.

8

 

собор был построен в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан, и затем, после пожара, собор перестроили. Он был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Он был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором.. После пожара 1185 года Всеволод III (брат Андрея Боголюбского) значительно расширил собор. По словам летописца, «Бог привел мастеров из всех земель» в числе которых были и пришельцы с романского Запада, присланные к князю Андрею якобы императором Фридрихом Барбароссой. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным.   Расширенный собор приобрел более монументальный вид с протяженными фасадами расчлененными на пять прясел, и пятью куполами.[5]

Информация о работе Архитектура Киевской Руси (XI- XIII вв.)