Антигитлеровская коалиция: как зарождалась Холодная война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

Открываются все новые документы, проливающие свет на историю распада антигитлеровской коалиции и возникновения Холодной войны. Как показывает главный научный сотрудник Института всеобщей истории О.А.Ржешевский, коалиция распалась фактически еще до окончания боевых действий в Европе. В рассекреченном досье Черчилля обнаружен разработанный весной 1945 г. план операции «Немыслимое». Речь шла о военном нападении на Советский Союз, а главный вывод звучал так: «Для надежного и прочного достижения нашей политической цели необходим разгром России в тотальной войне».

Файлы: 1 файл

Антигитлеровская коалиция.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

В то же время стороны ещё  искали сближения. Г. Трумэн направил в  Москву Г. Гопкинса, ближайшего соратника  Ф. Рузвельта, в качестве своего личного  представителя для поисков выхода из «польского тупика». Одновременно в  Лондон в том же качестве и с  той же целью Трумэн направил для  переговоров с Черчиллем бывшего  посла США в СССР Д. Дэвиса. В  ходе переговоров, происходивших в  Москве с 26 мая по 6 июня 1945 г., было решено возобновить работу «комиссии трех»  и предоставить возможность полякам  из противоположных лагерей самим  решить вопрос о составе правительства. Что касается переговоров в Лондоне, то Д. Дэвис констатировал «крайне  враждебную позицию Черчилля к СССР». Тем не менее Черчилль заявил, что  не будет препятствовать проведению политики США в отношении Советского Союза, и согласился «попытаться  исчерпать все средства… для  разрешения разногласий, существующих в «большой тройке» [46].

Программная антисоветская  речь Черчилля в Фултоне в присутствии  Трумэна (март 1946 г.) и резкий ответ  на неё Сталина накалили обстановку до предела.  Тем не менее до 1949 г. функционировал учрежденный на Потсдамской  конференции Совет Министров  иностранных дел (СМИД) в составе  представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. СМИД провел немалую  конструктивную работу по составлению  мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии и предложений  по территориальным вопросам. Но возможности  ослабления нараставшей напряженности  в международных отношениях стороны  не использовали.

Основными источниками послевоенной конфронтации явились различие взглядов и политики в отношении стран  Восточной Европы, западных и восточной  зон Германии и атомная монополия  США.

Знаток рассматриваемых  событий американский историк У. Кимболл считает, что «мечта Рузвельта» о послевоенном сотрудничестве с  СССР была изначально обречена принятым в 1943 г. совместно с Черчиллем  секретным соглашением (tube alloys) не сообщать Сталину каких-либо сведений об англо-американских работах по созданию атомной бомбы  Это «подорвало атмосферу доверия, к которой стремился Рузвельт в своих отношениях со Сталиным», хотя и «не было равнозначно началу холодной войны» [47]. «Парадокс холодной войны, - полагает британский историк  Д. Робертс, - состоит в том, что  она явилась следствием не коммунистической угрозы Западу или конфликта между  двумя сверхдержавами, а того, что  в Москве рассчитывали обеспечить сферы  своего влияния в Восточной Европе и в то же время сохранить хорошие  отношения с Великобританией  и Соединенными Штатами» [48]. Если такие  расчеты действительно имелись, они были неосуществимы.

 

 

Примечания

 

[1] Подробнее см.: Холодная  война 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива.  Сборник статей. Отв. ред. Н.И.  Егорова, А.О. Чубарьян. М., 2003. Нарочницкая  Н. Россия и русские в мировой  истории. Глава 9. М., 2005.

 

[2] Документы внешней политики. Том XXIV.   22 июня 1941 г. – 1 января 1942 г. М., 2000. С. 321-323 (Далее: ДВП…); Мировые  войны ХХ века. Книга 4. Вторая  мировая война. Документы и  комментарии. М., 2005. С. 316-319.

 

[3] Иден прибыл на крейсере  «Кент» в Мурманск, а затем  в ночь с 15 на 16 декабря 1941 г. - поездом в Москву. Его сопровождали  постоянный заместитель министра  иностранных дел А. Кагодан,  личный советник О. Харви, представитель  Форин Офис Ф. Робертс, заместитель  начальника имперского генерального  штаба генерал А. Ней и другие  лица. В Москву прибыл также  посол СССР в Великобритании  И.М. Майский.

 

[4] ДВП… С. 501-510.

 

[5] The Eden Memoirs. The Reckoning L, 1965. P. 289, 290

 

[6] АВП РФ. Ф. 017а. Оп. V. П. V, Д V. Л. V. 1942. 13 марта.

 

[7] Черчилль У. Вторая  мировая война. Том III. Великий  союз. Пер. с англ. М., 1955. С. 674-675.

 

[8] Советско-американские  отношения во время Великой  Отечественной войны 1941-1945. Т.I. 1941-1943. М., 1984. С. 155.

 

[9] Советский Союз на  международных конференциях периода  Великой Отечественной войны  1941-1945 гг. Том II. Тегеранская конференция  руководителей трех союзных держав  – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). Сборник  документов. М., 1978. С. 168,169. (Далее : Советский  Союз на международных конференциях…)

 

[10] Переписка Председателя  Совета Министров СССР с президентами  США и премьер-министрами Великобритании  во время Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. В 2 т. 2-е изд.  Т. 1. М., 1976. С. 19. (Далее: Переписка…)

 

[11] Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence. Edited with a commentary by warren F. Kimball. L. 1984 P. 441.

 

[12] Переписка… Т. 2. Переписка  с Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном (август 1941 - декабрь 1945). С. 15, 16.

 

[13] Тайны истории. ХХ  век. Секретная переписка Рузвельта  и Черчилля в период войны.  Пер. с англ. Ред. Ф.Лоуэнхейм,  Г. Лэнгли, М. Джонас, М., 1995. С. 258. (Примечание  составителей английского издания.)

 

[14] АПРФ. Ф. 45, оп. 1, д. 232, л. 30

 

[15] Советско-английские отношения  во время Великой Отечественной  войны 1941-1945. Том 1. 1941-1943. М., С. 248

 

[16] Советско-английские отношения…  С. 265-271.

 

[17] Советско-американские  отношения… Том I. М., 1984. С. 251.

 

[18] Переписка… Т. 1. С. 110.

 

[19] Переписка… Т. 1. С. 163.

 

[20] Советский Союз на  международных конференциях… С. 173.

 

[21] В годы холодной войны  «Энциклопедия Американа» информировала  читателей, что «русские косвенно  помогли Гитлеру тем, что никак  не продемонстрировали своих  намерений облегчить высадку  союзников». (Encyclopedia Americana. N. Y. 1987. Vol. 29. p. 437.)

 

[22] Россия и СССР в  войнах ХХ века. Историко-статистическое  исследование. Под редакцией генерал-полковника  Г.Ф. Кривошеева. М., 2005. С. 296.

 

[23] The New York Times, 1941, 24 June. P. 7.

 

[24] Мальков В. Холодная  война: истоки и уроки. Опыт  интерпретации. Россия ХХI, 2007, май-июнь. С. 42.

 

[25] National Archive of the United States. CCS 113 Meeting Combined Chiefs of Staff. Qudrant conference. P. 5, 6.

 

[26] Яковлева Е. В. Польша  против СССР 1939-1950. М., 2007. С. 248.

 

[27] См.: История дипломатии. Том IV. Дипломатия в годы второй  мировой войны. М., 1975. С. 499; История  второй мировой войны 1939-1945. Т. 9. М., 1978. С. 472; Winston Churchill by Martin Gilbert. L. 1984. p. 991-1083. В октябре 1944 г. в Москву  на переговоры британской стороной  были приглашены премьер-министр  эмигрантского правительства Польши  С. Миколайчик, польский посол  в Москве Т. Ромер и председатель  лондонской Рады Народовой профессор  С. Грабский. Сталин, в свою очередь,  предложил пригласить представителей  Польского Комитета национального  освобождения (ПКНО) – временного  исполнительного органа Крайовой  Рады Народовой, созданного под  эгидой советского правительства  поляками, находившимися в то  время на территории СССР - председателя  Крайовой Рады Народовой Б.  Берута, председателя ПКНО и министра  иностранных дел временного польского  правительства Э. Осубко-Моравского  и главнокомандующего Войска  Польского генерала М. Роля-Жимерского.

 

[28] Мировые войны ХХ  века. Книга 3. М., 2005. С. 414. ЭЛАС –  вооруженные силы греческого  Сопротивления, руководимые компартией. 12 октября 1944 г. войска Первого  корпуса ЭЛАС освободили Афины,  в конце октября – Салоники.

 

[29] Печатнов В. Сталин, Рузвельт, Трумен: СССР и США в  1940-х гг. М.,2006. С. 442.

 

[30] См.: Филитов А. В комиссиях  Наркоминдела/Вторая мировая война.  Актуальные проблемы. М., 1995. С. 54-71.

 

[31] Указанные вопросы рассматривались  на Берлинской (Потсдамской) конференции  руководителей трех союзных держав  – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.). Вопрос  об участии СССР в опеке  над бывшими итальянскими колониями  или передача этого вопроса  на рассмотрение Совета министров  иностранных дел (СМИД) были поставлены 20 июля 1945 г. как «Предложение  делегации СССР по вопросу  о подопечных территориях». После  острой дискуссии между Сталиным  и Черчиллем, который подчеркивал,  что «британская армия одна  завоевала эти колонии», было  принято советское предложение,  поддержанное Трумэном, - передать  вопрос на рассмотрение Совета  министров иностранных дел. Однако  он остался нерешенным и при  подписании мирного договора  и Италией (1947 г.). В 1950 г. Совет  по опеке ООН передал Сомали  под управление Италии на 10 лет.  С 1960 г. Сомали – независимое  государство. Эритрея в 1952 г.  вошла на автономных началах  в состав Эфиопии. Ливия с  1951 г. – независимое государство.

Вопрос о территориальных  претензиях к Турции возник в июне 1945 г. в связи с более общей  проблемой Черноморских проливов и  запросом турецким правительством условий  заключения с СССР союзного договора. 19 марта 1945 г. советское правительство  денонсировало советско-турецкий договор  о дружбе и нейтралитете от 17 декабря 1925 г. как «несоответствующий новой  обстановке и нуждающийся в серьезном  улучшении».      Причиной денонсации договора явилась враждебная по отношению к СССР политика Турции в годы Великой Отечественной  войны (Заключение 18 июня 1941 г. с Германией  договора о дружбе и ненападении, пропуск немецких военных судов через Проливы в Черное море, сосредоточение крупной группировки турецких войск у советских границ и др.)

На Берлинской конференции  условием нормализации отношений и  заключения союзного договора СССР поставил возвращение части территории Армении  и Грузии, входившей в состав России до первой мировой войны – «известная территория областей Карса, Артвина  и Ардагана», - пояснил В. Молотов; отмену международной конвенции  в Монтре 1936 г., - «По этой конвенции  права Советского Союза в Черноморских проливах такие же, как права японского  императора»; совместную с Турцией  оборону проливов с использованием для этой цели наряду с турецкими  – советских военных баз. В  то же время было заявлено, что «если  турецкое правительство считает  неприемлемым урегулирование обоих  этих вопросов, мы готовы заключить  соглашение, касающееся только проливов». Ни один из поставленных вопросов решить не удалось. 30 мая 1953 г. советское правительство  заявило об отказе от каких-либо претензий  к Турции. (Советский Союз на Международных  конференциях …Том VI. Берлинская (Потсдамская) конференция… М., 1989. С. 39, 40, 144, 145, 158, 159, 407, 514.    

 

[32] Переписка… Т. 2 . М., 1976. С. 210, 220, 227, 228.

 

[33] 13 апреля 1990 г. в заявлении  ТАСС сообщалось об ответственности  «за злодеяния в Катынском  лесу Берии, Меркулова и их  подручных». Катынь 1940-2000. Документы.  М., 2001. С. 580, 581.

 

[34] В августе 1941 г. Великобритания  и СССР по взаимной договоренности  с целью устранения активно  действовавшей в Иране немецкой  агентуры ввели на территорию  этой страны (СССР на севере, Великобритания  на юге) свои войска. В 1942 г.  к английским войскам присоединились  войска США, что объяснялось  необходимостью обеспечения транспортировки  через Иран поставок по ленд-лизу. Был установлен срок вывода  войск союзников из Ирана: не  позднее шести месяцев после  окончания второй мировой войны.  Каждая из сторон стремилась  в ходе войны к послевоенному  контролю над нефтяными ресурсами  Ирана. В США при поддержке  иранского правительства действовали  в этом направлении нефтяные  компании «Стандарт вакуум» и  «Синклер ойл», в Великобритании  – компания «Шелл». В 1944 г. СССР, опираясь на поддержку своих  сторонников в Иранском Азербайджане  и Иранском Курдистане, поставил  перед правительством Ирана вопрос  о создании советской нефтяной  концессии на севере страны, но  получил отказ. Нефть, запасы  которой в СССР имелись в  избытке, не являлась самоцелью:  советское руководство опасалось  возникновения в послевоенные  годы военной опасности на  своих южных границах. После окончания  второй мировой войны советское  правительство задержкой вывода  войск пыталось оказать давление  на Иран и добиться права  на концессию. Иранское правительство,  ориентируясь на США и Великобританию, обратилось в ООН с требованием  «рассмотреть факты вмешательства  СССР во внутренние дела Ирана». К этому времени США и Великобритания  вывели войска, и советское руководство  было вынуждено отступиться от  своей цели. В начале мая 1946 г. вывод частей Красной армии  из Ирана был завершен. Численность  войск Великобритании, США и СССР  ко времени их вывода с территории  Ирана составляла соответственно  около 25 тыс., 4,5 тыс. и 30 тыс.  чел. Национально-демократическое движение в Иранском Азербайджане и Иранском Курдистане было подавлено властями Тегерана. Советско-иранские отношения нормализовались после 1953 г.

 

[35] Мальков В. Холодная  война. Истоки и уроки. Опыт  интерпретации. Россия XXI, 2007, № 3. С. 57.

 

[36] Поздеева Л. Лондон  – Москва. Британское общественное  мнение и СССР. 1939 – 1945. М., 2000. С. 293-294.

 

[37] Пост нового премьер-министра  Великобритании 28 июля 1945 г. занял  лидер лейбористской партии К.  Эттли, который в это время  находился на Берлинской (Потсдамской)  конференции руководителей трех  союзных держав в составе английской  делегации.

 

[38] Подробнее см.: Польское  подполье на территории Западной  Украины и Западной Белоруссии. Т. 2. Варшава-Москва, 2001. С.1170 и др.

 

[39] Переписка… Т.2. С.215. Подробнее  по этому вопросу см.: М. Ю.  Мягков. Проблема послевоенного  устройства Европы в американо-советских  отношениях 1941-1945. М. 2006.

 

[40] Черчилль У. Указ  соч. С. 574.

 

[41] Public Record Office. CAB 120/161/55911. P.1-29.

 

[42] Дилкс Д. Черчилль  и операция «Немыслимое». Новая  и новейшая история № 3. 2002. С. 140.

 

[43] The Guardian, 2.10.1998; Правда, 15.10.1998.

 

[44] Очерки истории российской  внешней разведки в шести томах.  Том 5. 1945-1965 годы. М., 2003. С. 20-21.

 

[45] Цит. по: Трухановский  В .Г. Уинстон Черчилль. М., 2003. С.354.

 

[46] Feis H. Between War and Peace. The Potsdam Conference. L., 1960. P.125-126.

 

[47] Работы над атомным  проектом, начатые в Великобритании, уже в 1942 г. фактически перешли  под контроль США, которые развернули  производственную базу для реализации  проекта и обеспечили его финансирование. У. Кимболл сообщает, что Соглашение 1943 г. было принято по инициативе  Черчилля. Научный советник английского  премьер-министра лорд Черуэлл  известил Вашингтон, что «Британия  рассматривает бомбу прежде всего  как средство сдерживания (обуздания)  Советского Союза после войны». Оно было дополнено «Памятной  запиской», которая явилась «самым  важным соглашением Рузвельта  и Черчилля», подписанным 18 сентября 1944 г. на их встрече в Гайд-парке.  В «Памятной записке» подтверждалась  необходимость секретности работ  над атомным проектом, указывалось  на недопустимость утечки о  них информации, «особенно русским», и говорилось, что атомная бомба  «может быть применена против  японцев, которых следует предупредить, что такие бомбардировки будут  осуществляться до тех пор,  пока они не капитулируют». (Kimbаll W. Franklin Roosevelt as War Stalesman. N.J.1991 p.87; The Complete Correspondence… vol. III p. 318; Говард М. Большая  стратегия. Август 1942 - сентябрь 1943. Пер. с англ. М., 1980. с. 440.) Профессор  В.Л. Мальков, рассматривая «Памятную  записку» и проблему в целом,  делает обоснованный вывод: «Самое  же главное состояло в совершенно  недвусмысленно, даже категорично  выраженной воле руководства  США и Англии сохранить секретность,  а вместе с ней и монополию  на атомное оружие, использование  которого (в данном случае против  Японии) также должно стать предметом  исключительно их компетенции.  Советский Союз выключался из  этого процесса полностью. (Мальков  В. «Манхэттенский проект. Разведка  и дипломатия.» М., 1995. С. 47, 48.). Ряд  документов и решений, принятых  правительством США в 1943 - начале 1945 гг., ставят под сомнение получившую  распространение концепцию, согласно  которой Рузвельт, в противовес  Черчиллю, последовательно выступал  за сотрудничество великих держав  в послевоенный период.

Информация о работе Антигитлеровская коалиция: как зарождалась Холодная война