Английские университеты в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целями моей работы являлось:
- Показать общие черты развития английских университетов в средние века
- Рассмотреть историю двух крупнейших и древнейших университетов Англии (Оксфорда и Кембриджа)
- Показать особенности их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.

Содержание работы

Введение 3
1. Общий взгляд на английские университеты в средние века. 5
2. Оксфордский университет. 9
3. Кембриджский университет. 11
4. Взаимоотношения университетов с другими общественными институтами. 14
Заключение. 24
Список источников и литературы 26
Источники: 26
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Курсовая АнглУнивер1.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

В области гражданской  юрисдикции канцлер университета Оксфорда, на основании королевских хартий 1244 и 1255 годов, получил право рассматривать  в своем суде практически все гражданские дела. То есть уже ко второй половине XIV века канцлер университета Оксфорда обладал всей полнотой власти в области гражданского права. Рост юрисдикции канцлера университета Оксфорда в области уголовных дел шел несколько более медленными темпами, что было связано в первую очередь с тем, что в этот процесс прямым образом был вовлечён епископ Линкольна. Власть канцлера университета в области уголовного права являлась непосредственно связанной с его духовной юрисдикцией, источником которой была церковь и соответственно епископ. Многие дела, связанные с уголовным правом, относились к области морали и особенно дела об убийстве и нанесении увечий. Поэтому успех университета Оксфорда в области возрастания привилегий его главы в уголовном праве напрямую зависел от успехов борьбы за духовную юрисдикцию и за эмансипацию от власти епископа. И уже в конце XIII века в условиях жесткого противостояния с епископом Линкольна, канцлер университета Оксфорда получает существенные права в области уголовного права. Фактически он мог рассматривать все уголовные дела за исключением убийств и нанесения тяжких увечий. Право рассматривать и этот вид дел он получил в начале XV века и таким образом суд университета канцлера стал и уголовным судом. Получение канцлерами английских университетов полномочий в области гражданского и уголовного права являлось логическим продолжением роста их авторитета и независимости в обществе. Предоставляя такие привилегии, высшая светская власть Англии заручалась поддержкой со стороны университетов в конфликтах с церковью и её иерархами, если таковая бы потребовалась. То, что королевская власть поддерживала свои университеты в различных конфликтах академических корпораций с городом или с церковными властями, обуславливало ориентацию английских академических корпораций именно на короля, лишая какого бы то ни было смысла обращения к иным властям и в первую очередь римскому престолу, и делало английские университеты "национальными" университетами34.

Гражданская и отчасти  уголовная юрисдикция канцлера университета формируют правовую основу взаимоотношений английских академических корпораций с городской средой. При этом главным выразителем интересов английских университетских корпораций становится его глава - канцлер. Расширение его привилегий в общественной жизни города, и вытекающее отсюда укрепление позиций всей корпорации происходило параллельно сразу по нескольким направлениям. К середине XIV века университет Оксфорда окончательно добился определения своих прав в области регулирования аренды помещений, расширяя их при этом и на городские предместья. К этому же времени происходит и закрепление привилегий канцлера университета в области рыночных регуляций - ассиз хлеба и эля и мер и весов. Все вопросы, решавшиеся в этот период, были жизненно важными для английских университетов. От их решения зависело само существование корпорации. Однако при этом особо стоит выделить достижения канцлером право контроля над городским рынком. Этот контроль становился основным рычагом воздействия университетов на городское сообщество, так как он позволял регулировать основную деятельность горожан - торговлю. Главной опорой университета при этом становится королевская власть, которая, передавала экономические полномочия академической корпорации, и стабилизировала положение университета в городском социуме35.

Взаимоотношения английских университетов и городов характеризовались  высокой интенсивностью и разнообразием. Периодические конфликты, случавшиеся  между горожанами и школярами, становились  своеобразными маркерами в истории их отношений. Причины и поводы конфликтов были различны, но истоки противоречий лежали во всё увеличивающейся роли университетов и их канцлеров в жизни города, как в экономической, так и в правовой сфере. При этом практически после каждого столкновения влияние академических корпораций возрастало, что было обусловлено с одной стороны поддержкой университетов со стороны королевской власти, а с другой зависимостью городов от той же власти. Однако мирное сосуществование было более обычным состоянием. Как университет не мог по объективным причинам существовать вне города, так и горожане были заинтересованы в продолжении существования в их стенах академической корпорации. Ярким примером тому служат события 1214 года, когда именно по просьбе горожан папский легат занялся возвращением школяров в Оксфорд и когда горожане пошли на многие уступки ради того, чтобы иметь университет в своих стенах. Как и в Париже, Болонье и других городах, в Кембридже и Оксфорде университеты были важными источниками финансовых пополнений, так как школяры являлись важнейшей группой потребителей ресурсов вырабатываемых городом и его округой36.

 

Заключение.

 

Образование первых университетов  Европы, начиная с 12 века, было вызвано упрочением тенденций развития феодального общества. Если в раннее средневековье в образованных людях общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и традициях варварских королевств, то в период развитого средневековья, в связи с ростом городов, усложнением общественных связей, люди почувствовали необходимость знаний, интеллектуальных умений. Церковные и монастырские школы не могли удовлетворить потребности светского общества, мирян, обществу понадобился новый вид образовательных учреждений – городские школы и университеты.

Алгоритм развития средневековых  образовательных потребностей можно  определить так: от элементарных начатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин, различные рабочие места, где требовались из знания и умения.

В целом, несмотря на свое обособленное с географической точки  зрения положение, английские университеты  так же соответствовали  вышеописанной модели.

Воздействие средневековых  английских университетов на общество выражалось как в форме участия  их выпускников в различных подразделениях государства и церкви, так и  в фактах привлечения академических  корпораций в качестве консультантов  и экспертов по отдельным вопросам, главным образом, в качестве специалистов по гражданскому праву.

Особенность такого воздействия  на общество заключалась в том, что  университеты в большей степени  были источником пополнения кадров в  английском государстве, нежели самостоятельной политической структурой, как это зачастую происходило с Парижским университетом. Они не стали источником зарождения разнообразных религиозных и политических теорий, за исключением идей Джона Уиклифа, деятельность которого не имела дальнейшего широкого распространения в Англии. Английские университеты являлись высоко привилегированными корпорациями, но при этом они не играли активной политической роли во внутренней жизни страны в отличие от Парижского университета. Это, безусловно, было связано с развитием английского общества с его ранней централизацией, с силой его правителей. Но при этом нельзя утверждать, что английские университеты совсем не принимали участия в политической жизни страны. Ярким подтверждением того, что для английских университетов политическая ситуация в обществе не была безразлична является их участие в таких событиях как выступление Симона де Монфора или завершение Великой Схизмы.

 

Список источников и литературы

Источники:

  1.  Абеляр П. История моих бедствий //Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.: Эксмо, 1992. С. 260-295.
  2. Документы по истории университетов Европы XII -XV веков. Учебное пособие. Воронеж, 1973.
  3. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., 1996.
  4. Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2. М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1950. С.289-290.
  5. Medieval archives of the university of Oxford. Vol. 1.

Литература:

  1. Всемирная история. Энциклопедия. Т.1 /Глав. Ред. М. Аксенова. М.: «Аванта +», 1997. 890 с.
  2. Гештор А. Средневековый университет: Управление и ресурсы.//ALMA MATER. 1996. № 5. С.23-28.; № 6. С.27-33.
  3. Гофф Ж. Ле Интеллектуалы в средние века. М.: Пресс, 1997. 567 с.
  4. Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада. М.: Наука, 1992. 398 с.
  5. Игнатович В. История английских университетов. СПб, 1861.
  6. История средних веков /Под ред. А. Я. Гуревича, Д. Э. Харитоновича. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. 345 с.
  7. Сидорова Н.А. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии //Средние века. Вып.23. /Отв. ред. С.Д. Сказкин. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С.229-237.
  8. Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898.
  9. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М.: ИВИ РАН, 2000. 98 с.
  10. Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства //Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. /Отв. ред. А.А. Сванидзе. М.: Наука, 2000.
  11. Уваров П. Ю. Университеты в средневековом городе / Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981
  12. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995.412 с.
  13. Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.
  14. Cobban, Alan B. English University Life in the Middle Ages. Columbus: Ohio State University Press, 1999.
  15. Leader, Damien A history of the University of Cambridge. Cambridge, 1988–2004.
  16. Rashdall Н. The Universities of Europe in the Middle Ages, 3 vols. Oxford, 1936.
  17. University records and life in the Middle Ages. Ed. by Thorndike L. N.-Y., 1944.

1 Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949.

2 Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий.- М.: Эксмо, 1992.

3 Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898.

4 Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М.: ИВИ РАН, 2000. 98 с.

5 Cobban, Alan B. English University Life in the Middle Ages. Columbus: Ohio State University Press, 1999.

6 Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.

7 Leader, Damien A history of the University of Cambridge. Cambridge, 1988–2004.

8 Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898. С.

9 Cobban, Alan B. English University Life in the Middle Ages. Columbus: Ohio State University Press, 1999.

10 Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995.

11 Суворов. Н. С. Указ. соч. С.

12 Всемирная история. Энциклопедия. Т.1 /Глав. Ред. М. Аксенова. М.: «Аванта +», 1997.

13 Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.

14 Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.

15 Гештор А. Средневековый университет: Управление и ресурсы.//ALMA MATER. 1996. № 5; № 6.

16 Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.

17 Catto, Jeremy The History of the University of Oxford. Oxford, 1994.

18 Всемирная история. Энциклопедия. Т.1 /Глав. Ред. М. Аксенова. М.: «Аванта +», 1997.

19 Leader, Damien A history of the University of Cambridge. Cambridge, 1988–2004.

20 Там же.

21 Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898.

22 Там же.

23 История средних веков /Под ред. А. Я. Гуревича, Д. Э. Харитоновича. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.

24 Игнатович В. История английских университетов. СПб, 1861.

25 Игнатович В. Указ соч.

26 Игнатович В. Указ. соч.

27 Rashdall Н. The Universities of Europe in the Middle Ages, 3 vols. Oxford, 1936.

28 Суворов Н. С. Указ. соч.

29 Уваров П. Ю. Университеты в средневековом городе / Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981

30 Уваров П. Ю. Университеты в средневековом городе ...

31 Игнатович В. Указ. соч.

32 Там же.

33 Суворов Н. С. Указ. соч.

34 Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М.: ИВИ РАН, 2000.

35 Суворов Н. С. Указ. соч.

36 Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995.


Информация о работе Английские университеты в средние века