Английские университеты в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целями моей работы являлось:
- Показать общие черты развития английских университетов в средние века
- Рассмотреть историю двух крупнейших и древнейших университетов Англии (Оксфорда и Кембриджа)
- Показать особенности их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.

Содержание работы

Введение 3
1. Общий взгляд на английские университеты в средние века. 5
2. Оксфордский университет. 9
3. Кембриджский университет. 11
4. Взаимоотношения университетов с другими общественными институтами. 14
Заключение. 24
Список источников и литературы 26
Источники: 26
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Курсовая АнглУнивер1.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Университет возник из ассоциации ученых Кембриджа, которая была сформирована в 1209 году, о чем свидетельствуют  ранние записи, выполненные учеными, покидавшими Оксфорд из-за разногласий, возникших у них с горожанами.

Официальное основание Кембриджского университета восходит к тому времени, когда король Генрих III уставом 1231 года улучшил состояние дел в Англии, так как в соответствии с данной хартией, сообществам могли присваиваться так называемые "ius non trahi extra" (права на обучение своих собственных членов) и плюс - освобождение от уплаты некоторых налогов. Кроме этого, в 1233 году папа Григорий IX издал буллу, в который даровал выпускникам Кембриджа право преподавать по всему христианскому миру. После того, как в письме папы Николая IV от 1290 года Кембридж был назван Studium Generale (место, где приветствуются студенты со всей земли) и утвержден таковым в булле Папы Иоанна XXII в 1318 году, он стал общедоступным местом для исследователей, пришедших из других средневековых университетов, для того чтобы получить новые знания или же для того, чтобы читать в университете лекции19.

Колледжи Кембриджа первоначально  были второстепенными составными частями  университетской системы. Нет ни одного колледжа, который бы был  старее самого университета. Колледжи были наделены стипендией учащихся. Также существовали и учреждения, которым не даровалось стипендий, называемые общежитиями (хостелами). На протяжении многих столетий хостелы потихоньку поглощались колледжами, однако напоминание о том, что они когда-то являлись отдельными учреждениями все же осталось, например, имя общежития "Гаррет Хостел Лейн"20.

Хью Болшем, епископ Эли, в 1284 году основал первый колледж Кембриджа - Питерхаус (Дом Петра). Многие колледжи были основаны в XIV и XV веках, однако на протяжении столетий и вплоть до нашего времени их все также продолжают учреждать, хотя между основанием Сидни Сассекс в 1596 году и Даунинга в 1800 году и был разрыв в 204 года. Самым молодым колледжем является Робинзон, который построили в конце 1970-х годов. Как бы то ни было, колледж Хоммертон получил полный статус университетского колледжа только в марте 2010 года, что делает его новейшим полным колледжем (ранее колледж являлся "Утвержденным обществом", которое входило в состав университета)21.

В средневековье многие колледжи специально создавались для того, чтобы их члены молились за души основателей  данных учреждений, поэтому колледжи часто были связаны с часовнями  или с аббатствами. Изменение  ориентации колледжей произошло  в 1536 году во время роспуска монастырей. Король Генрих VIII приказал университету распустить его факультет канонического права и прекратить преподавание "схоластической философии". В ответ на данный указ Кембриджский университет поменял свой учебный план, перейдя от преподавания канонического права к изучению классики, Библии и математики. Как только Кембридж отошел от преподавания канонического права, он сразу же отошел и от католицизма22.

Еще в 1520-е годы, лютеранство и, что  станет более известным как Протестантская Реформация, присутствовали в рамках программы университета в качестве интеллектуального дискурса. Среди заинтересованных в данном дискурсе интеллектуалов был и увлечённый теологией Томас Кранмер, который позже станет архиепископом Кентерберийским. Королю Генриху VIII было очень выгодно то, что Кранмер занимал данный пост в 1530-х; он обращал внимание на Кранмера и подобных ему людей (внутри и за пределами Кембриджа), с целью разработать собственный новый религиозный путь, который отличался бы от католицизма, но также отличался бы от того, что задумывал Мартин Лютер23.

4. Взаимоотношения университетов с другими общественными институтами.

 

Средневековые английские университеты к началу XV века становятся неотъемлемой и необходимой частью общества. Отношение английского общества к академическим корпорациям - Кембриджу и Оксфорду постепенно изменяется. Это особенно ярко видно на примере взаимоотношений университетов с церковью, государством и городской средой.

К началу XV века английские университеты выходят из-под непосредственного подчинения власти католической церкви в лице епископов, а во второй половине того же века и из-под власти архиепископов, которая к этому времени уже является номинальной.

Процесс становления независимости  английских университетов от местных церковных властей отмечен несколькими крупными этапами. Для университета Оксфорда, на основе роста полномочий и привилегий канцлера и университета, можно выделить следующие этапы: 1)1214-1216, 2) 1216-1281, 3) 1281-1370, 4) 1370-1479. На всех этих этапах важнейшим показателем независимости университета от церкви являлся рост прав его главы - канцлера. Размер и сила его юрисдикции становятся показателем независимости всей академической корпорации. Первое упоминание должности канцлера относится к 1214 году, а уже в 1216 году магистры университета утверждают выборность канцлера, вынудив епископа под угрозой самороспуска университета согласиться с их решением. То есть в этот период, всего за два года, университет Оксфорда преодолевает сопротивление местной церковной власти по вопросу о существовании должности главы школы и порядке его избрания24.

На втором этапе, с 1216 по 1281 год, начинается период формирования полномочий канцлера. Этот период не отмечен серьезными столкновениями с представителями  церковной власти, что объясняется с одной стороны личностями епископов, возглавлявших диоцез, их умеренной позицией по отношению к внутренним делам университета Оксфорда, а с другой стороны неопределенностью положения университета в структуре церковной иерархии, так как учебные корпорации, в это время, все еще оставались феноменом, не имевшим аналогов. Однако в это время английские университеты обрели право контролировать выдачу лицензий на преподавание, обеспечив невмешательство епископов в учебный процесс, формировали основы судов канцлеров и закрепили право школяров на особый суд. Кроме того, к концу этого периода английские университеты добиваются того, что частью представителей церкви признается уникальность их положения и осознается, что существование академических корпораций возможно только при гибкой и умной позиции со стороны церковных иерархов, что фактически было признано на совете архиепископа Кентербери в 1279 году. Происходит осознание того, что грубое вмешательство в дела университетов может грозить прекращением их существования. Тем самым создается основа для будущего укрепления позиций университетов, позволившая им более решительно и бескомпромиссно вступить в борьбу за независимость от церкви25.

Период с 1281 по 1370 наиболее ярко демонстрирует, что фигура канцлера более всего выражает корпоративные устремления, и что именно через него академическая корпорация приобретает свою силу. Этот этап является заключительным периодом в борьбе университета Оксфорда с епископом диоцеза Линкольна, результатом которой стала абсолютная независимость университета от епископа. Полной автономии от местных духовных властей, в том числе и от архиепископа Кентербери, университет Оксфорда добивается на следующем этапе с 1370 по 1479 год. К этому времени университет уже является мощной силой в обществе, фактически автономной корпорацией. И поэтому даже неудачная попытка в конце XIV-начале XV веков получить независимость от архиепископа не умалила достоинства университета и власти его главы. К началу XV века университет Оксфорда обладал практически полной независимостью от местных церковных властей, а то, что признание этого факта состоялось только в 1479 году, было связано с внутренней ситуацией в университете, с распространением ереси лоллардов. Кроме того, о достижении университетом Оксфорда независимости от местных церковных властей именно в начале XV века свидетельствует и тот факт, что с этого времени прекращаются какие-либо серьёзные столкновения академической корпорации с этими властями. Более того, ко времени получения в 1479 году статута, подтверждавшего независимость, кардинально меняется сама должность канцлера. Эта должность всё в меньшей степени выражала интересы корпорации. С начала второй половины XV века канцлерами университета Оксфорда все чаще становятся не члены университета. Должность канцлера превращается в почетную должность. Ответственность же за внутренние дела университета переходит к конгрегации магистров -совету регентов и не-регентов, а текущие вопросы решают назначенные советом чиновники - прокторы. Такая кардинальная трансформация структур управления академической корпорации была связана с изменением, которое претерпевало английское общество в это время и изменением позиции университета в этом обществе, который все чаще рассматривается как один из институтов королевской власти. Должность главы университета хоть номинально и осталась выборной, но на практике канцлер назначался из Лондона26.

Становление духовной юрисдикции канцлера университета Кембриджа и борьба за независимость от власти епископа и архиепископа проходили по большей части в том же русле. В Кембридже уже к середине XIII века формируется основа суда канцлера, и утверждается право школяров на особый суд, что выразилось в становлении судейского аппарата путем расширения полномочий вице-канцлера. Уже к 1275 году выборы канцлера становятся в Кембридже нормой, а сам канцлер обретает основы духовной юрисдикции. В это же время возникает вопрос о подтверждении выборов канцлера епископом Эля. В этом вопросе Кембридж повторяет путь Оксфорда и так же успешно пресекает вмешательство епископа в свои внутренние дела27.

Можно определенно говорить, что взаимоотношения с епископами диоцезов, где располагались университеты, становятся определяющими в становлении независимости этих академических корпораций. Эмансипация университетов от церковных властей не была присуща исключительно английским академическим корпорациям. Практически все европейские университеты прошли такой этап в своей истории. Однако при этом английские университеты сумели не просто избавиться от вмешательства церкви в свои внутренние дела, но и получить от нее права, которые обеспечили им самостоятельность в области духовной юрисдикции. Увеличение объема духовной юрисдикции канцлера являлось показателем роста корпоративной независимости всего университета. Постепенно в его руках аккумулируется часть прав епископа и архидиакона диоцеза28.

Английские университеты сталкиваются в первую очередь с  местными церковными властями - епископами и архиепископами, римский престол не играет в их судьбе столь же важную роль, как это было в Парижском университете. Оксфорд и несколько в меньшей степени Кембридж идут по пути укрепления духовной юрисдикции своего главы, предоставления ему прав, присущих другим церковным структурам. При этом университеты избирают политику использования противоречий, существовавших между конкретными личностями, занимавшими те или иные кафедры в этот период. Во всех этих начинаниях и устремлениях университет в основном находит поддержку со стороны короля, который укрепляет позиции его главы путём предоставления условий для исполнения гражданской и уголовной юрисдикции. Столь раннее обращение английских университетов к королевской власти обусловило то, что римский престол не оказывал реального воздействия на их жизнь. Взаимоотношения этих академических корпораций с папством по сути ограничивались лишь периодическим дарованием привилегий, особенно во второй половине XIV века. Английские университеты оставались для папства провинциальными университетами, не игравшими активной роли на европейской политической арене29.

Взаимоотношения английских академических корпораций с религиозными орденами было обусловлено целями и  образовательными системами этих орденов  и корпоративными устремлениями  самих университетов.

В системах образования  монашеских орденов университеты, в  частности, английские занимали важное место. Они позволяли получить цельное  и глубокое теологическое образование. Первоначально в образовании  членов орденов большую роль играли секулярные магистры, поскольку пришедшие ордена не имели ещё своих собственных образованных кадров. Это обстоятельство, а также симпатии, которые питали школяры к новым орденам и их идеалам, предопределили спокойные отношения на первом этапе. Когда же ордена получили в своё распоряжение достаточное количество образованных людей и наладили свои системы образования, у них проявляется стремление получить возможно большее количество кафедр на теологических факультетах университетов, что напрямую затрагивало интересы остальных членов университетов. Однако в конфликтах, возникавших в стенах английских университетов, большую роль играли не интеллектуальные и духовные противоречия, а вопросы корпоративного характера. Распространение трудов Аристотеля, запрет в орденах на изучение семи свободных искусств, деятельность аввероистов предопределили затяжной характер столкновения в Парижском университете. В английских университетах схоластические споры не играли такой же определяющей роли во взаимоотношениях с нищенствующими орденами как в Париже. Главным образом это связано с тем, что английские университеты все же носили "островной" характер, приток новых учителей и школяров, а значит и новых идей и веяний, в них был не так велик как в Париже. Париж оставался, по словам Матфея Парижского "первой школой церкви". По сравнению с Парижем английские университеты оставались "провинциальными" университетами. Лидером в области теологии оставался все же университет Парижа, а не Оксфорда. Хотя тексты Аристотеля уже комментировались в Оксфорде к середине XIII века, но именно в Париже возникло движение, приведшее к распространению его трудов. При этом, безусловно, светская часть английских университетов считала, что для грамотного преподавания необходимы более глубокие знания, которых, по их мнению, не было у членов религиозных орденов. Но то, что в середине XIII века конфликт был быстро разрешен, говорит о том, что для университета главными в этой ситуации оставались вопросы цехового единства и корпоративной целостности, в то время как в Париже конфликт с нищенствующими орденами принял схоластический характер30.

На протяжении XIV века нищенствующие ордена теряют практически  неограниченную свободу, которой они  обладали ранее. Оба университета требовали, чтобы монахи, находящиеся в рамках академической корпорации, должны не только пользоваться предоставленными им привилегиями, но и нести корпоративную ответственность. Секулярные клирики получили реальные рычаги управления деятельностью монахов в университете, их прерогативы утверждались на самом высшем уровне со стороны как церковной, так и светской власти. Во второй половине XIV века достигается определенный компромисс. Университеты не потеряли каких-либо своих привилегий, но им пришлось отказаться от последних требований. В итоге светская власть в лице английского короля отныне выступала в качестве арбитра. Это резко снизило накал конфликтов, так как нищенствующие ордена потеряли возможность напрямую обращаться к римскому престолу, а университеты не стремились к ещё большему усилению своей позиции по отношению к монахам, так как в это время они получают из рук короля условия для исполнения гражданской и уголовной юрисдикции. Многие из противоречий с нищенствующими орденами, возникавшие в английских университетах, были обусловлены ситуацией в католической церкви, борьбой между белым и черным духовенством31.

Королевская власть играла громадную роль в судьбах английских академических корпораций. С её помощью  университеты и их главы ко второй половине XIV - началу XV века получили громадные  полномочия, как в экономической сфере жизни города, так и в области гражданской и уголовной юрисдикции. Во всех этих процессах высшая светская власть становилась важной опорой для средневековых английских университетов в их устремлениях и чаяниях. Ранняя централизация Англии, сила её правителей, в конечном счете, обусловили как общее развитие университетов, так и характер взаимоотношений между академическими корпорациями и высшей светской властью32.

Политика королевской  власти по отношению к растущим академическим  гильдиям являлась сложной смесью сдерживания, поощрения и защиты университетов. Монархи со времён Генриха III видели в них объект своей гордости. Эта помощь была направлена на повышение статуса университетов, на создание наиболее благоприятных условий для привлечения школяров со всей Европы, что опять же поднимало престиж академических гильдий и соответственно всего королевства. Мотивация королевской власти в поддержке английских университетов не отличалась от той, что была присуща другим светским правителям Европы - это высокая оценка образованных людей, служивших основой для государственной бюрократии, и также оценка роли университетов в повышении престижа государства. Это сделало университеты Оксфорда и Кембриджа высоко привилегированными академическими корпорациями в средневековой Европе. Такое отношение королевской власти к университетам можно назвать "тотальной поддержкой" и именно на её основе средневековые английские университеты добились таких полномочий, которыми не владел более ни один университет средневековой Европы. Английские короли предоставляли университетам и их канцлерам большие полномочия. Это было связано с тем, что английские университеты являлись в большей степени национальными университетами, ориентированными на воспитание национальных кадров. Но это, конечно, не мешало оставаться им всеобщими школами, которые привлекали школяров со всей Европы33.

Информация о работе Английские университеты в средние века