Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:34, реферат
Целью данной работы является описание сущности переходной экономики. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
1. описать понятие и признаки переходной экономики;
2. охарактеризовать модели переходной экономики;
3. выявить специфику переходного процесса в российской экономике.
Введение
1. Понятие и признаки переходной экономики
2. Модели переходной экономики
3. Специфика переходного процесса в российской экономике
Заключение
Список литературы
3. Специфика переходного
процесса в российской
В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:
· экономическая программа перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);
· программа «500 дней» (Явлинский – 1990);
· «Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар – сентябрь-октябрь 1991).
Исходным условием разработки последнейпрограммы был тот факт, что с 19 августа 1991 годаСССР фактически не существовал. Республикивыступали за экономический союз и немедленную политическую независимость. Это было равносильно осуществлению реформ за счет России. В этой ситуации выход для России был в провозглашении экономической независимости и проведении самостоятельных реформ. Это был отказ от «русского пути», признание мирового опыта рыночных преобразований в, соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация.
Общеэкономическая системная трансформация в России включала:
· либерализацию цен, либерализацию внутренней и внешней торговли;
· достижение некоторой стабильности в бюджетно-фискальной сфере;
· формирование институтов
экономической
Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:
· создание политических и институциональных предпосылок (1991);
· либерализация экономики (1992);
· приватизация (1992-1994);
· этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);
· реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997);
· финансовый кризис и его последствия (1998-1999);
· выход на траекторию экономического роста (2000 – по настоящее время) [4, с. 197-198].
Особо остановимся на наиболее
проблемных этапах переходного периода.
Либерализация цен –
«Приватизация по-российски»
– наиболее болезненная в экономическом
и моральном плане
В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось на счетах предприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц – около 300 млрд. руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», т.е. естественным путём.
Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:
· административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;
· выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства, автомобили и т.п.);
· выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учётом инфляции – под отрицательный процент;
· проведение «залоговых аукционов»,
в результате которых крупные
прибыльные государственные предприятия
переходили к частным владельцам
по символическим ценам или
· передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.
Анархия и тотальный произвол,
опасения конфискаций, криминализация,
сопровождавшие переход российской
экономики к рынку, привели к
бегству капиталов из страны. Начиная
с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл.
притока всех ресурсов из-за рубежа,
включая государственную и
Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).
В период 1992-1999 гг. обеспеченность потребностей российской экономики деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные – посредством денежных суррогатов (бартер, взаимозачёты). По экспертным оценкам 1 руб., невыплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, невозврат кредитов, взаимные неплатежи предприятий и т.д. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это время в два раза ВВП сократился. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику.
Сокрушительное действие
на экономику оказали две
Вторая длительная акция – искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровне по отношению к доллару. Десятки млрд. долл., занятых у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российских предприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.
Итогом этих акций стал государственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия населения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах 20-25 млрд. долл. в год.
В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса:
· ежегодный прирост ВВП на 5-6%;
· оживление перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
· ликвидация бюджетного дефицита (правда, не столько за счет роста его доходов, сколько за счет сокращения расходов);
· более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;
· рост валютных резервов страны;
· нормализация обслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. или почти 1/6 всей внешней задолженности);
· возрождение инвестиционной активности.
Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов:
· во-первых, резкий взлет мировых цен на нефть и газ;
· во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысила доходы российских экспортёров и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции.
Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80.
Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:
· далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу;
· повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости;
· принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию;
· попытки обуздать коррупцию и криминалитет.
Отдельный политический и экономический вопрос огромной важности – возможность возвращения в казну ренты на природные ресурсы и основных доходов спиртового оборота, которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупности превышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированного бюджета.
Ни деньги, ни рынок не
могут быть объективным ориентиром
в движении ресурсов, если основные
ценовые пропорции в экономике
резко деформированы. В настоящее
время активно обсуждается
Однако трудно признать в
нынешних условиях подобное давление
обоснованным. Основной перекос в
ценах был за истекшее десятилетие
во многом выправлен, и естественные
монополии получили все, что им полагалось.
Дальнейший опережающий рост цен
на продукцию естественных монополий,
а тем более тотальное
В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровню развитых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночной экономике – цена рабочей силы. Российский труд с учетом его квалификации недооценен в несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции в России составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится на уровне 50-60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. И принципиальные возможности ее решения есть даже и при существующем уровне производительности труда.
В современной российской
хозяйственной жизни
Сложившаяся к настоящему
времени социально-
Устойчивость институтов
или «правил игры» является важнейшим
фактором роста. Необходимо укрепить нормативно
– регулирующие функции государства,
поскольку неисполняемость законов
и безвластие – одна из главных причин
неудовлетворительного функционирования
в России. Скудная финансовая основа для
производственных инвестиций повышает
значение мер институционально-
Особо важную роль в сбалансированном
росте играет промышленная или структурная
политика. Её долгосрочная цель – структурная
перестройка экономики, формирование
субъектов рынка, создание высокотехнологичных
и конкурентоспособных
Острая нехватка частных
и государственных капиталов
заставляет концентрировать инвестиции
на небольшом числе наукоемких производств,
способных выпускать
Информация о работе Альтернативные варианты перехода к рыночной экономике