Александр Васильевич Колчак (биография)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

В источниках времен Павла I и Александра I упоминается сотник созданного в 1803 году и охранявшего границы России по Днестру Бугского казачьего войска — Лукьян Колчак, получивший земельный надел в Ананьевском уезде Херсонской губернии, близ Балты — прадед А. В. Колчака. Два сына сотника, Иван и Федор, поделили впоследствии имение своего отца. Федор Лукьянович выбрал военную службу и дослужился до чина полковника. Иван Лукьянович продал свою часть и уехал в Одессу, где приобрел дом и поступил на гражданскую службу. Материалы ревизии 40-х годов XIX века дали основания для указа Сената от 1 мая 1843 года, коим Колчаки были утверждены в потомственном дворянстве и внесены в родословную книгу дворян Херсонской губернии.

Содержание работы

Детство и юность А. Колчака………………………………………………………..…………3
1.1. Происхождение……………………………………………………………………………...3
1.2.Годы учебы…………………………………………………………………………………...4
1.3.Начало научной работы……………………………………………………………………..6
Начало военной службы…………………………………………………………………………7
2.1.Экспедиция Толля……………………………………………………………………………7
2.2.Русско-японская война………………………………………………………………………8
2.3.Развитие русского флота…………………………………………………………………….8
2.4.Первая мировая война……………………………………………………………………….9
Верховный главнокомандующий……………………………………………………………...11
3.1. После Февральской революции…………………………………………………………...11
3.2. Гражданская война………………………………………………………………………...12
3.3. Генеральное наступление сибирских армий весной 1919 и причины его провала…..15
3.4. Подавление восстаний…………………………………………………………………….16
3.5. Партизаны…………………………………………………………………………………..16
3.6. Золотой запас………………………………………………………………………………16
Смерть адмирала………………………………………………………………………………..17
4.1. Расстрел…………………………………………………………………………………….17
4.2. Могила А. В. Колчака……………………………………………………………………..17
Семья…………………………………………………………………………………………….18
Память…………………………………………………………………………………………...19
Дело о юридической реабилитации…………………………………………………………..21
Библиографический список……………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

История.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Гардемарины, согласно учебной программе  Морского корпуса, должны были участвовать  в учебной экскурсии на Обуховский сталелитейный завод для получения  общего представления о «последовательных  процессах полной фабрикации орудий…  а также и о приготовлении стали». Александр много раз бывал у отца на заводе. Одно время, во время каникул, даже хотел глубоко изучить производство. Впоследствии Адмирал рассказывал:

«Пребывание на заводе дало мне массу технических знаний: по артиллерийскому делу, по минному делу…»

Однако возобновившиеся в Морском корпусе занятия заставили отложить остальные дела и увлечения. Между тем известно, что приезжавший на Обуховский завод английский изобретатель и пушечный король У. Дж. Армстронг предлагал Александру отправиться в Англию, изучить дело на его заводах и стать инженером. Однако желание «плавать и служить в море» в желаниях и мечтах молодого Колчака взяло верх.

В 1892 году Александр был произведен в младшие унтер-офицеры. Когда он перешел в гардемаринcкий класс, то был произведен в фельдфебели — как лучший по наукам и поведению, в числе немногих на курсе — и назначен наставником в младшую роту. Кадет той роты, впоследствии на протяжении долгих лет друг и помощник Колчака, его первый биограф М.И. Смирнов вспоминал о том времени:

«В 1983 году гардемарин Колчак был назначен фельдфебелем младшей роты. Здесь я с ним впервые познакомился, будучи воспитанником младшей роты. Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьезностью мыслей и поступков внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нем был виден будущий вождь…»

В наступившем 1894 году, выпускном для  молодого офицера, в его жизни  произошли 2 важных события, кроме окончания корпуса, одно печальное, второе знаменательное. На 40-м году жизни после долгой болезни умерла мать А.В. Колчака. В этом же году на престол вступил Император Николай II, с которым Александр Васильевич в течение своей жизни несколько раз встречался, и чей уход от власти впоследствии определил и окончание военно-морской карьеры Колчака.

По окончании выпускного учебного года гардемарины прошли месячное достаточно сложное плавание на корвете «Скобелев», и приступили к сдаче выпускных экзаменов. На экзамене по морскому делу Колчак единственный из выпуска ответил на все из 15 заданных вопросов. Что касается остальных экзаменов, то Колчак все из них также выдержал на «отлично» кроме минного дела, ставшего впоследствии на практике предметом его гордости, по которому удовлетворительно ответил на 4 из 6 вопросов. В списке, составленном после экзаменов в порядке убывания успеваемости, будущий Верховный главнокомандующий русской армии значился в выпуске на 1-м месте. Его друг Филиппов шел вторым, однако уступал Колчаку только в оценке своего поведения. Колчак возмутился, что кондуитный журнал определяет первое место в выпуске и отказался от первенства в пользу Филиппова, которого счел способнее себя. Комиссия была вынуждена посчитаться с мнением и Колчака, и в результате Александр Васильевич стал вторым, и получил как утешение премию адмирала П.И. Рикорда с вручением 300 рублей, полагавшуюся «отличнейшему во всех отношениях воспитаннику».

Приказом от 15 сентября 1894 года А.В. Колчак в числе всех выпущенных гардемаринов был произведен в мичманы.

 

1.3.Начало научной работы

Выйдя из Морского корпуса в 7-й  флотский экипаж, уже в марте 1895 года Колчак был назначен для занятий  штурманским делом в Кронштадтскую  морскую обсерваторию, а спустя месяц его определили вахтенным офицером на только что спущенный на воду броненосный крейсер 1-го ранга «Рюрик». 5 мая того же года на «Рюрике» вышел из Кронштадта в заграничное плавание через южные моря к Владивостоку. Эскадра совершала продолжительные плавания в Японском и Желтом морях. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием, пытался изучить китайский язык, также он увлёкся океанографией и гидрологией Тихого океана, особенно его интересовала северная его часть: Берингово море и Охотское море. В перспективе он надеялся исследовать и южные полярные моря, о рывке к Южному полюсу и продолжении русской исследовательской работы в тех широтах, приостановленной после экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Самостоятельной научной работе и исследованиям морских течений, которые начал делать молодой офицер, не соответствовала обстановка флагманского военного корабля, на котором находился и командующий эскадрой адмирал Е.И. Алексеев.

В 1897 году Колчак подавал рапорт с просьбой перевести его на канонерскую лодку «Кореец», которая направлялась в то время к Командорским островам, где он планировал заняться исследовательской работой, однако вместо этого был направлен в качестве вахтенного учителя на парусный крейсер «Крейсер», который использовался для подготовки боцманов и унтер-офицеров. В воспоминаниях командира «Крейсера» Цывинского Г. Ф. можно встретить такой отзыв:

«Одним из вахтенных учителей был мичман А. В. Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений…»

Местом якорной стоянки «Крейсера» был избран корейский порт Генсан, где Колчак продолжил свои гидрологические исследования. Зиму 1897—1898 года корабль провёл в Нагасаки.

5 декабря 1898 года «Крейсер» отправился  из Порт-Артура в расположение  Балтийского флота, 6 декабря Колчак  и Алексей Геркен были произведены  в лейтенанты. В этом звании, из-за ухода в Императорскую академию наук, Колчак пробудет около 8 лет (хотя, в то время звание лейтенанта, в связи всего с 4 офицерскими ступенями, котировалось высоко, лейтенанты командовали крупными судами). На подходе к Шанхаю штурман посадил судно на мель и вскоре был списан, на его место назначили сына адмирала Геркена Алексея, а Колчак стал его помощником.

Еще во время плавания по Тихому океану Колчак узнал, что к уходу на Шпицберген в составе русско-шведской экспедиции готовится судно «Бакан», а новейший мощный ледокол «Ермак» готовится отплыть в путешествие в глубины Арктики под руководством вице-адмирала С.О. Макарова. Молодому офицеру была известна знаменитая лекция Макарова «К Северному полюсу напролом», прочитанная адмиралом в 1897 году в Русском географическом обществе. Колчак стремился попасть в одну из этих экспедиций.

5 мая «Крейсер» пришел в Кронштандт. На 9 мая был запланирован Высочайший  смотр вернувшегося из плавания  корабля. Колчак был свидетелем  того, как Царь принимал рапорт командира корабля. Осмотрев судно, Император зашел в каюту с капитаном, после чего удалился, приветствуемый выстроившимися на реях матросами, а также салютом из 31 выстрела. Личный состав «Крейсера» получил 3-месячный отпуск. Плавание закончилось.

В 1899 году, по возвращении из плавания, Колчак опубликовал в «Записках  по гидрографии, издаваемых Главным  Гидрографическим Управлением», свою первую статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1899 года.

 

  1. Начало военной службы

 

2.1.Экспедиция Толля

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ, так как ко времени подачи прошения экипаж экспедиции был полностью укомплектован. После этого некоторое время Колчак входил в личный состав судна «Князь Пожарский», а в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в вышеупомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а также исполнять обязанности второго магнитолога. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1900 года экспедиция на  шхуне «Заря» двинулась по  Балтийскому, Северному и Норвежскому  морям к берегам Таймырского  полуострова, где предстояла первая  зимовка. В октябре 1900 года  Колчак участвовал в поездке  Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоём путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс в том же районе. По итогам экспедиции в 1903 году Александр Васильевич был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

Весной 1902 года Толль принял решение  направиться пешком к северу от Новосибирских  островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от  острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург  Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также  сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию с целью выяснения судьбы Толля. Экспедиция длилась с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

За участие в экспедиции Александр  Васильевич получил Константиновскую медаль.

 

2.2.Русско-японская война

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил  ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался  и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней«Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак стал командиром миноносца «Сердитый». К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм — следствие двух полярных экспедиций — заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл четыре месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием — Золотой саблей с надписью «За храбрость».

 

2.3.Развитие русского флота

После плена Колчак получил полугодовой  отпуск для лечения последствий цинги и ревматизма, перенесенных в Порт-Артуре. Затем был прикомандирован к Академии наук для обработки картографических и гидрологических материалов Русской полярной экспедиции. С 14 ноября 1905 г. участник заседаний «Петербургского военно-морского кружка», целью которого было развитие российского военно-морского флота с учетом опыта войны.

В 1906 году был создан (в том числе  и по инициативе Колчака) Морской  Генеральный штаб (Генмор), взявший  на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич с 26 мая 1906 г. назначен заведующим его отделением русской статистики, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Капитан-лейтенант с 11 июня 1907 г., капитан 2-го ранга с 13 апреля 1908 г. Не оставляя отделения русской статистики Генмора, с 1908 г. начал читать лекции в Морской академии.

Участвовал в разработке проекта  новой экспедиции с целью изучения Северного морского пути и в проектировании ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач». 29 мая 1908 г. назначен капитаном строящегося транспорта «Вайгач» , 30 сентября того же года зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж. Достроенные осенью 1909 г., весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование — монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, — «Лёд Карского и Сибирского морей»

С 8 февраля 1911 г. начальник 1-й оперативной  части Морского Генерального штаба, занимался составлением плана войны  на Балтийском море и разработкой  судостроительных программ, тогда же продолжил преподавательскую работу в офицерских классах и на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

 

2.4.Первая мировая война

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота  Минная дивизия по личному приказу  адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в  водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии  Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских  баз. В 1914—1915гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием  Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули — «Фридрих Карл» и «Бремен» (по другим данным, потоплен ПЛ Е-9), 8 эсминцев и 11 транспортов.

Информация о работе Александр Васильевич Колчак (биография)