Александр Македонский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

В данной работе мы будем рассматривать личность великого полководца Александра Македонского в период его восхождения на престол и до завоевания Персидской империи. Для лучшего восприятия, рассмотрим его образ более конкретно. Александр был человеком среднего роста (170 см), коренастого и жилистого телосложения с резким голосом, однако был равнодушен к атлетическим состязаниям, предпочитал увеселительные пиры и сражения. Получил спартанское воспитание и великолепное греческое образование, ему преподавали искусства дипломатии, политики, войны. Ему была привита любовь к философии, литературе, медицине.

Файлы: 1 файл

Alexandr_Makedonsky_1_chast.docx

— 115.90 Кб (Скачать файл)

Александр Македонский 

В данной работе мы будем рассматривать  личность великого полководца Александра Македонского в период его восхождения на престол и до завоевания Персидской империи.  Для лучшего восприятия, рассмотрим его образ более конкретно.

Александр был человеком среднего роста (170 см), коренастого и жилистого телосложения с резким голосом, однако был равнодушен к атлетическим состязаниям, предпочитал увеселительные пиры и сражения.  Получил спартанское воспитание и великолепное греческое образование, ему преподавали искусства дипломатии, политики, войны. Ему была привита любовь к философии, литературе, медицине. Был равнодушен к богатству, среди черт характера главенствующей были честолюбие и рациональность. Наибольшее влияние на него оказали его учителя: Аристотель и Демосфен и его мать Олимпиада.

Психоаналитический подход

Как говорил сам Македонский: «Я не боюсь армии львов, возглавляемые овцой,  но я боюсь армии овец, возглавляемых львом».

Основу психологии Фрейда формирует существование трех составляющих человека, а именно наследственное - ид, реалистичное - эго и суперэго.

Ещё в детские годы Александр  отличался от сверстников: в отличие  от своих ровесников, Александр был  равнодушен к телесным радостям, но его тщеславие было безгранично. Александр завидовал славе своего отца и мечтал о подвигах.

О характере Александра говорили:

«Филипп видел, что  Александр от природы упрям, а  когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его  легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать».

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Александр Македонский

Фрейд писал, что отношение  членов группы к лидеру является связью первого порядка, и если данная связь  теряется, то и группа распадается, то есть лидер должен постоянно держаться  вместе с группой. По Фрейду, сущность группы заключается в образовании  привязанности людей друг к другу.

Александр Македонский был  лидером, который мог всегда поддерживать связь своей армией, ведя за собой  своим примером все войско.

Однажды македонское войско сильно страдало и ощущало резкую нехватку воды. Нескольким воинам удалось  найти мутной воду, которую они  собрали в шлем и принесли к Александру, однако тот вылил ее на землю, потому что не желал пить, когда армия умирала от жажды.

Согласно психоаналитическому подходу выделяют 10 типов лидерства:

1) «соверен» или «патриархальный  повелитель» ( лидер выступает в роли строгого, но любимого народом отца,  который способен внушить людям уверенность в себе)

2) «Вожак» ( личность вожака выражает все желания, которыми обладает народ относительно своего лидера)

3) «Тиран» ( внушает народу чувство повиновения и безотчетного страха, является авторитарной доминирующей личностью)

4) «Организатор» (данный  тип лидера способен объединить  членов группы и в то же  время удовлетворить потребности  каждого)

5) «Соблазнитель» (лидер  данного типа выступает в роли  «магической силы», способность  предотвратить все конфликты, настроить народ положительно и снять социальное напряжение)

6) «Герой» ( жертвует ради других)

7) «Дурной пример» 

8) «Кумир» (притягивает  народ, лидер, которого боготворят  и идеализируют)

9) «Изгой»

10) «Козел отпущения (последние 2  типа лидеров являются объектами агрессивных тенденций)

Александра Македонского, скорее всего, можно охарактеризовать как лидера «Вожака».Одной из главных характеристик Александра Македонского как лидера является способность находить язык с каждым и налаживать с воинами отношения, в которых их лидер вызывает не страх, а уважение и почитание. Известно, что Александр Македонский не давал приказов, которых не мог бы выполнить сам.

Особенностью лидера «Вожака» является  тот факт, что ему  стараются подражать. Александр  своим примером всегда вселял в армию  силы и бодрость.

Во время Битвы при  Гранике, несмотря на то, что персидская конница активно защищала свой берег, македоняне перешли на него, ведь Александр Македонский бился впереди всех, тем самым ведя за собой армию. Армия македонского одержала победу над врагом, далеко превосходившим их по численности.

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее».

Плутарх. «О судьбе и доблести…».

Психологический анализ личности

Говоря о психологическом  анализе, в первую очередь необходимо упомянуть теорию черт. В общем, теория личностных черт- направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Теория черт начинается с  работ Олпорта, который выделил 3 вида черт, а именно кардинальные, центральные и вторичные диспозиции. Центральные диспозиции- устойчивые характеристики, вторичные- колеблющиеся, а кардинальные диспозиции- глубокие характеристики, которыми наделены немного люди.

Также существует теория черт Айзенка. Айзенк делил людей по следующим характеристикам: интроверсия-экстраверсия, нейротизм и психотизм. Интроверсия и эксраверсия связаны с процессами возбуждения и торможения, нейротизм отражает эмоциональную стабильной человека, а психотизм определяет та, насколько человек невосприимчив к окружающим.

Впоследствии, ученые вывели пять центральных персональных черт, также известные как большая пятерка: нейротизм, экстраверсия, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту.

В психологическом анализе  также существует теория мотивов, в  которой мотивы определяются как  аспекты личности, которыми связаны  с ее целями и действами, которые  направлены на достижение данных целей.

Что касается характеристики Александра Македонского, то можно сказать, что в рамках теории Олпорта Александр обладает определенными центральными диспозициями, такими как внешность, речь, а кардинальной диспозицией Александра Македонского можно рассматривать его стремление к завоеваниям. К сожалению, по поводу вторичных диспозиций сложно делать выводы в силу того, что в исторических хрониках сложно найти данную информацию, однако, считается, что Александр Македонский любил вино, мясо, интересовался античностью и знал «Илиаду» Гомера наизусть, что можно отнести ко вторичным характеристикам полководца.

Если характеризовать  личность Александра Македонского в  рамках типологии Айзенка, то можно сказать, что он относится к Экстравертам, потому что постоянно проявлял свою активность, как мы ранее говорили, сам участвовал в боях и своим примером подбадривал армию и «заряжал» своими силами армию. Что касается психотизма, то Александра Македонского нельзя назвать асоциальным человеком, он поддерживал контакт с воинами, трижды был женат, известен своей любовью к женщинам. У Александра были друзья ,настоящие полководцы, преданные ему до последнего дня жизни.

В рамках теории мотивов, мы считаем, что у Александра Македонского наблюдается 2 наиболее ярких мотивов, а именно потребность в аффиляции и достижении. Потребность в аффиляции заключается в том, что человек стремится строить близкие отношения с окружающими, что уже не ранее подтверждалось в работе (отношения с армией, друзьями), и, конечно, потребность в достижении. Александр стремился подражать героям античности, Александр хотел доказать, что он - один из этих героев, но не в легендах, а в реальности.

Подход об оценке лидерских черт Хермана.

Рассматривая данного  политического лидера с точки  зрения концепции Маргарет Дж. Херманн, прежде всего, необходимо обозначить факторы, сочетание которых определяет вид лидера в зависимости от имиджа.

  • личность лидера и его происхождение, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером;
  • характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер;
  • характер взаимоотношений между лидером и последователями;
  • контекст или условия, в которых осуществляется руководящая роль лидера;
  • результаты взаимодействия между лидером и последователями;1

Из 4 типов лидеров (лидер-знаменосец, лидер-торговец, лидер- пожарник, лидер-служитель) наиболее подходящим для Александра Македонского является первый тип: лидер-знаменосец. С самого начала правления Александра вплоть до его окончания рассматриваемого периода политика заключалась во внешней экспансии и покорении несогласных. Желание стать великим и поравняться с героями мифов стало красной нитью всего правления македонского царя. Всего за 11 лет Александр завоевал мир, что свидетельствует не только о наличии образа желаемого будущего, но и представлении о конкретных способах достижения.

Прежде всего, подобные идеалы формировались у Александра еще  с детства, Александр был сыном  талантливого полководца и завоевателя  Филиппа II, его потомками были Геракл и Персей. Среди наследников Филиппа II наиболее способным был Александр, поэтому его с детства обучали дипломатии и военному искусству, будущий царь проявлял немало интереса к данным сферам, как следствие, в будущем у него появилась большая потребность во власти. Таким образом, фактически, судьба Александра и его роль для Македонии и остального мира были предопределены.

Александр возглавил внушительное войско своего отца, таким образом, это были люди, которые были готовы к новым сражениям, не требовалось  их обучение и совершенствование. Македонский  царь был талантливым полководцем, его действия отличались прагматичностью, а его войска доверяли ему, т.к. долгое время они неотступно следовали  за своим лидером. Что касается жителей  завоеванных территорий, Александр, прежде всего, стремился получить их признание как законного руководителя. Например, в Египте он начал распространять слух, что он является сыном Аммона-Ра.

Александр умело адаптировал  неблагоприятные условия в свою пользу, однако в глазах большинства  он оставался тираном, одержимым  мечтой встать вровень с богами и  героями мифов. Этноцентризм Александра привел к тому, что у лидера существовала постоянная жажда завоеваний и расширения сферы своего влияния. Это свидетельствует о том, результаты его деятельности были прежде всего обусловлены внутренними факторами- внутренний локус контроля.

Можно сделать вывод, что  Александр был готов бросать  вызов ограничениям, о чем свидетельствует  экспансивных характер политической деятельности, но в то же время стремился не только подчинить себе остальные  государства и полисы, но и склонить их на свою сторону. Более того, Александра можно охарактеризовать как лидера, уверенного в себе, ориентированного на задачу.

Типология Барбера.

Далее для анализа политического  лидера используем типологию Дж.Д. Барбера. Однако Дж.Д. Барбер создал данную концепцию на основе анализа психологической структуры личности американского президентов, постараемся применить его методологию для анализа Александра Македонского как политического лидера.

Типы характеров президентов, разработанные Барбером, основываются на трех основных элементах- стиле, мировоззрение, характер. Эти элементы также дополняются властными отношениями и ожиданиями избирателей (потребность в стабильности, прогрессе и легитимности данного руководителя). Типы характеров президентов представляются как комбинация векторов «активность-пассивность» и «позитивность-негативность».

Стиль Александра Македонского, т.е. его способ исполнения политической роли, достаточно жесткий, в начале своего правления Александр, прежде всего, расправился со своими соперниками  и предполагаемыми участниками  заговора против его отца. Александр  проявлял находчивость и смекалку в  политических делах: например, при восхождении  на трон благодаря отмене налогов  Александр задобрил народ Македонии.

Мировоззрение Александра главным  образом формировалось под воздействием его учителя, Аристотеля, а также  его матери. Стоит отметить, любимым  произведением Александра была Илиада, которую он изучал особенно усердно, так как его мать возводила своё происхождение к главному герою этого эпоса Ахиллу. Александр смотрел на мир сквозь призму своего происхождения от героев древнегреческих мифов и богов. В данном случае здесь также играет важную роль фактор становления лидера с самого детства, отмеченный Барбером.

Александр Македонский был  целеустремленным талантливым лидером. В соответствии с типологией Барбера македонского царя можно отнести к активно-позитивного типу: данный тип характеризуется высокой самооценкой и успешной активностью. Одной из важных черт является фокусирование на продуктивность и результат, а также адаптация под внешнюю ситуацию ( на захваченных территориях Македонский пытался соответствовать традициям с целью получить уважение народа). Большое внимание уделялось имиджу лидера, самосознание нацеливало личность на стяжение славы. Таким образом, таблицу Барбера можно представить в следующем виде: оба компонента (х-энергия в работе, у- удовлетворение) возрастающие.

Информация о работе Александр Македонский