Александр Македонский: выдающийся полководец античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 17:17, реферат

Описание работы

Алексамндр Македомнский (др. - греч. ?лЭобндсптГ' ? МЭгбт, лат. Alexander Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, 356 - 323 гг. до н.э.) - македонский царь с 336 г. до н.э., полководец, создатель мировой державы, простиравшейся от Адриатического моря до Инда, от Фракии до верховьев Нила, и распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий.

Содержание работы

Введение
Детство и юность
Восхождение на трон
Завоевание Персии
Покорение Египта и окончательное поражение Дария
Поход в Центральную Азию
Поход в Индию
Возвращение из Индии. Закат эпохи царствования
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Александр Македонский: выдающийся полководец античности

 

Содержание

Введение

  1. Детство и юность
  2. Восхождение на трон
  3. Завоевание Персии
  4. Покорение Египта и окончательное поражение Дария
  5. Поход в Центральную Азию
  6. Поход в Индию
  7. Возвращение из Индии. Закат эпохи царствования

Заключение

Список источников

 

Введение

 

Пришел, увидел, победил! 1

Алексамндр Македомнский (др. - греч. ?лЭобндсптГ' ? МЭгбт, лат. Alexander Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, 356 - 323 гг. до н.э.) - македонский царь с 336 г. до н.э., полководец, создатель мировой державы, простиравшейся от Адриатического моря до Инда, от Фракии до верховьев Нила, и распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий.

За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории. Личность и характер Александра и как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам.

Что же это был за человек?

С детства Александра вдохновляли мифические древние сказания и поэмы Гомера. Его волновала возможность повторить героические подвиги старины. Однако наряду со склонностью к фантазии Александр трезво оценивал действительность. Однажды он так расспрашивал персидского посла о расстояниях между азиатскими городами, путях сообщения и взаимоотношениях правителей, что могло показаться: спрашивает не мальчик, а сам царь Филипп. Так у Александра еще в детстве проявлялся характер будущего великого человека. Его романтические настроения уживались с трезвым рационализмом, потребность любви - с неумолимостью, воинственностью и склонностью к насилию. Всякое желание выслужиться было ему глубоко чуждо. Александр не гонялся за спортивными лаврами, не стремился быть первым в мелочах.

Чувствительный, легко возбудимый, он напоминал жеребенка благородных кровей, упрямо вырывающегося из-под узды. Тот, кто пытался приказывать Александру, считал его непокорным, упрямым, злым. Тот же, кто воздействовал на него добром, вызывал в нем интерес, добивался послушания, а иногда и обретал его любовь, ибо Александр был страстным человеком, склонным к любви и восхищению, так же как и к презрению и протесту. Его легко можно было склонить как к согласию, так и к отказу, вызвать в нем радость или гнев. Часто страсти так потрясали его, что переживания становились для него невыносимыми, но и в эти моменты в нем проявлялся великий, царский и поистине гордый дух.

Цитата, приведенная в данном эпиграфе, как и далее следующие, принадлежат Александру Македонскому.

 

 

  1. Детство и юность

 

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.

В 356 г. до н.э. в Македонской столице - городе Пелла у Олимпиады, дочери молосского царя Неоптолема, и македонского царя Филиппа II из рода Аргеадов, родился сын, названный Александром. Отец его обладал даром выдающегося практика, руководителя и организатора, мать была женщиной с необузданным темпераментом, странной, таинственной, внушающей окружающим суеверный страх.

Царский двор, где рос Александр, являлся средоточием кипучей активности, ибо Филипп путем войн и дипломатии стремился поставить Македонию во главе греческих государств-полисов, и атмосфера царского дворца была буквально насыщена планами и идеями. Объединение греческого народа в войне против Персидской империи стало глобальной целью для честолюбия эллинов, постоянной темой философов-идеалистов. Это внесло свою роль в развитие взглядов будущего полководца.

Плутарх так описывает его внешность: "Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, - лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице".

К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения.

Александр Македонский был смелым и энергичным, хоть и очень вспыльчивым юношей. Он получил хорошее образование при македонском дворе - элементарные знания по письму, математике, и музыке.

Его отцу, в очередной раз удивленному талантами сына, приписывают такие слова: "О, мой сын, тебе надо искать подходящее царство, моё слишком тесно для тебя". Александр был умён, одарён, смел, настойчив и проницателен. Его воспитывали как воина, "…на завтрак ночной поход, а на обед - скудный завтрак". И будущий полководец вырос мужественным и, нетребовательным к жизни, человеком.

Знаменательным является случай, когда Александр в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было царь Филипп.

На формирование мировоззрения и характера Александра Македонского в детстве оказали большое влияние несколько человек. Во-первых, его наставник Лисимах, прививший ученику любовь к Гомеру и внушивший ему идею тождественности судеб самого Александра и его предполагаемого предка по материнской линии - Ахилла. Во-вторых, выдающийся ум античного мира - Аристотель.

Когда Александру исполнилось тринадцать, в Пеллу по приглашению Филиппа прибыл великий философ Аристотель, тоже македонянин по происхождению. И в течение трёх лет Александр вместе со своими друзьями жил в Миезе, где посещал лекции греческого философа, обучаясь этике, политике и естествознанию. Широко образованный юноша хорошо разбирался в литературе, читал наизусть стихотворения греческих поэтов, высоко ценил Гомера, Стесихора и Пиндара, знал произведения греческих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) и историков (Геродот, Ксенофонт). Но не только из книг получал он образование. Посещение Пеллы послами из многих стран, греческих и восточных, дало ему дополнительные сведения о действительном состоянии мира.

Историк Плутарх писал: "Александр Македонский преклонялся перед Аристотелем и любил учителя, по его собственным словам, не меньше, чем родного отца. Он повторял, что Филиппу обязан тем, что живёт, а Аристотелю - тем, что живёт достойно, как надлежит человеку".

Александр считал себя потомком Геракла. Потому как предки его отца, Филиппа II, были родом из Аргоса, где некогда правил Геракл, исходя из чего Аргеады выводили свою принадлежность к Гераклидам. Александр очень гордился своим происхождением от легендарного героя. С малых лет Александр Македонский мечтал о подвигах. Но, в то же время, отличался честолюбием и высокомерием. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, то в ответ услышали: "Охотно, если мне придется соревноваться с царями". И каждый раз, когда приходило известие о какой-нибудь военной победе его отца, юноша с грустью говорил товарищам: "Отец всё сделает без меня, и для нас не останется ни одного славного подвига!"

Однако, всё, что его формировало, - родословная, окружение, образование, сложившаяся политическая обстановка, - всё это было направлено на то, что в своё время Александр Македонский станет великим правителем, прославившемся на века.

 

  1. Восхождение на трон

 

Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном.

В 340 до н. э Александру исполнилось 16 лет и Филипп, отправлявшийся в поход против Перинфа, передал ему на время своего отсутствия управление государством. Александр не только справился с этим поручением, но даже провел успешную войну против восставшего племени мэдов, живших в горах севернее Пеонии и на месте опустевшего поселения мэдов основал город Александрополь.

Затем пришла очередь семейных раздоров. В 337 году Филипп оставил Олимпиаду, взяв себе другую жену, Клеопатру. Александр уехал с матерью на ее родину в Эпир. И хотя вскоре вернулся, и было достигнуто внешнее примирение отца с сыном, внутренне между ними возникло отчуждение. Новая жена забеременела, ее родня приобретала все больший вес; возникла угроза праву Александра как наследника престола.

Летом 336 года до н.э. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария. Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов.

После смерти Филиппа II Александр был провозглашен царем и благодаря поддержке ближайших соратников смог устранить всех возможных претендентов на македонский престол. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов.

Как пишет немецкий историк Ф. Шлоссер: "Развращение нравов и упадок греческого духа повлекли за собой падение республиканских учреждений, и миру нужен был теперь человек, который бы преобразовал республиканские формы жизни в монархические. Вступая на престол, Александр нашёл всё подготовленным деятельностью Филиппа, и ему легко было осуществить то, что было целью всей жизни отца, но что могло быть выполнено только таким человеком, как Александр".

Смертью Филиппа II решили воспользоваться Афины, Фивы, Аргос, Спарта, отказавшись признавать Александра своим гегемоном. Но стремительный поход македонских войск в центральную Грецию вынудил греков снова подтвердить права Александра. Войны удалось избежать, и в Коринфе был созван Панэллинский конгресс, на котором Александр был признан главнокомандующим армии эллинистического мира в борьбе против варваров, вместо его отца Филиппа3.

Весной 335 года Александр прошел из Македонии на север, перевалил через Балканы и, разбив горные племена, положил конец войне с ними. Его армия проявила при этом невиданные доселе умение и дисциплинированность. Удовлетворяя собственную тягу к необычному и желая поразить воображение всего мира, он переправился на другой берег Дуная (с точки зрения тогдашнего военного искусства, это невероятно сложная техническая задача) и сжег укрепленный город гетов. Тем временем иллирийцы подняли восстание против власти Македонии и захватили город Пелий. Александр с войском прошел напрямую через горы, разбил иллирийцев и восстановил престиж и власть Македонии в этом регионе.

К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей. После энергичных военных мер македонского царя, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. "Отступи чуть в сторону, - ответил тот, - не заслоняй мне солнце".

Тем временем в Греции распространился слух, что македоняне разгромлены, а сам Александр погиб. В Фивах началось восстание против македонского гарнизона; его поддержали Афины и города Пелопоннеса. Всего за 13 дней войско македонян совершило переход из Фракии к Фивам. Восставшему городу были предложены мирные условия сдачи, но фиванцы отказались и Александр взял город штурмом. Кроме убитых на улицах города, более 30 тыс. жителей города были проданы в рабство, а сам город был срыт до основания. Исключение сделали только для храмов и их жрецов, а также для дома и потомков поэта Пиндара. После столь ужасной расправы с Фивами, другие греческие города, в том числе и Афины, отправили послов с просьбой о помиловании. Александр миролюбиво пошел им навстречу, отказавшись даже от своего требования выдать лидеров антимакедонской партии (например, оратора Демосфена в Афинах).

Теперь политическая обстановка позволила Александру Македонскому осуществить давний замысел его отца Филиппа и вообще многих греков о завоевательном походе против Персидской империи, находившейся в то время в ослабленном положении из-за чехарды царей и бунтов сатрапов.

 

  1. Завоевание Персии

 

Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле.

Официальной целью похода в Азию было отмщение персам за поруганные греческие святыни; и Александр, как глава Панэллинского союза, начинал эту войну от имени всех греческих полисов. Но сам 22-летний полководец вынашивал идеи об установлении мирового господства, решив стать царем Азии и превратить ее в центр своей державы. Для этого нужно было сокрушить Ахеменидскую империю Дария III Кодомана. Македонии в этом новом государстве отводилась второстепенная роль. В Македонии оставался наместником Антипатр, который должен был следить за исполнением союзнических обязательств со стороны греков, а также посылать подкрепления Александру. Но македонский царь должен был спешить - и потому, что, не имел достаточно денежных средств и провианта, и потому, что персидский царь обладал превосходством на море. Залог успеха македонского войска лежал в умении быстро преодолевать большие расстояния, брать города и выигрывать сражения благодаря усовершенствованной тактике ведения боя.

Весной 334 года до н.э. по мосту, наведенному из составленных борт к борту кораблей и плотов, Александр во главе сорокатысячной армии, состоявшей из македонцев, иллирийцев, фракийцев и контингентов греческих, перешел через Геллеспонт (теперь пролив Дарданеллы) в Азию. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь полководец принес жертвы Афине Илионской, взял себе щит, который, по преданию, принадлежал Ахиллу. И оставил приношения великим героям гомеровских сказаний - это красноречиво свидетельствует о том, что в душе молодого царя все предприятие представлялось в поэтическом блеске. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Этот поступок впоследствии оценят по-разному, в соответствии с тем, какую роль люди отводят воображению в делах человека.

Информация о работе Александр Македонский: выдающийся полководец античности